Тема. Деньги и денежное хозяйство страны
Вопросы для обсуждения:
Какие существуют концепции происхождения денег и в чем заключаются их отличия?
Что такое реальная и представительная стоимость денег?
Какие функции выполняют современные деньги?
В чем преимущества денежной экономики по сравнению с бартерной?
Что такое инфляция и каковы формы ее проявления?
Какие социально – экономические последствия несет за собой инфляция?
Практические задания
1. Эволюция обмена товаров предполагает развитие форм стоимости. Опишите основные три формы
Первая форма – ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторая – __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третья – __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дать определение понятиям:
А) Деньги - ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Меновая стоимость - ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Наличные деньги - __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) Безналичные деньги - ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д) Денежная единица - _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Е) Денежные агрегаты - ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ж) Денежная масса - ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
З) Расчетный документ - ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполнить таблицу.
Виды денег | Характеристика |
1. | |
2. | |
3. | |
4. Перечислите элементы денежной системы:_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На основании рисунка, опешите процедуру расчета платежными поручениями.
6. Заполните таблицу факторов, определяющие рост уровня инфляции:
Денежные: | Не денежные: |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
7. Виды инфляции зависят от темпов нарастания цен. На основании определений впишите понятие каждого вида.
А)_____________________ - до 10% в год, соответствует нормальному развитию экономки и способствует эк. росту
Б)_____________________ - темп роста до 50% в год, обусловлена резкими изменениями в объеме денежной массы и изменением внешних факторов.
В)_____________________ - высокий темп роста цен от 50 % в месяц, кризис в экономике и сфере денежного обращения.
8. Опишите основные формы инфляции в виде таблицы:
1. | По способу возникновения: | а) |
б) |
в) |
2. | По характеру протекания | а) |
б) |
3. | По степени предсказуемости | а) |
б) |
ТЕСТ
1. Какие существуют концепции по вопросу о происхождении денег:
А) информационная;
Б) эволюционная;
В) технологическая;
Г) экономическая;
Д) рационалистическая;
Е) денежно-кредитная.
2. В каком государстве стали чеканить впервые монеты:
А) Иране;
Б) Вавилоне;
В) Индии;
Г) Лидии;
Д) Греции.
3. Функции денег исторически были закреплены за следующими благородными металлами:
А) золото;
Б) платина;
В) серебро;
Г) все вышеперечисленное.
4. Сущность денег состоит в том, что:
А) деньги являются экономической категорией, выражающей отношения товарного обмена;
Б) эмиссия денег приносит эмиссионный доход;
В) деньги эмитируются центральными банками;
Г) деньги выражают общественные отношения сферы производства, распределения, перераспределения и обмена.
6. Деньги утрачивают присущую товарам особенность, наличие стоимости и потребительской стоимости в связи с:
А) функционированием билонной монеты;
Б) переходом от применения полноценных денег к использованию денежных знаков;
В) тезаврацией золота;
Г) эмиссией банкнот центральными банками;
Д) развитием безналичных расчетов.
7. Закон денежного обращения определяет
А) скорость оборота денег;
Б) величину денежной массы;
В) уровень инфляции;
Г) уровень рентабельности.
8. Инфляция означает
А) падение уровня цен;
Б) повышение покупательной способности денег;
В) обесценение бумажных денег;
Г) повышение уровня цен.
9. Функцией денег является
А) распределение стоимости;
Б) образование финансовых фондов;
В) средство обращения;
Г) распределение капитала.
10. Перечислите функции денег:
А) самостоятельной меновой стоимости;
Б) средства платежа;
В) средства накопления;
Г) меры стоимости;
Д) средства перечисления;
Е) мировых денег;
Ж) средства обращения.
11. В функции денег как средства обращения употребляются:
А) наличные денежные знаки;
Б) безналичные денежные знаки;
В) наличные и безналичные денежные знаки;
Г) электронные деньги;
Д) золотые и серебряные монеты.
12. В функции средства обращения деньги могут использоваться как:
А) инструмент оценки стоимости товаров;
Б) механизм установления цен на товары;
В) инструмент взаимного контроля участников сделки по реализации товара;
Г) средство оплаты приобретаемых товаров;
Д) средство оплаты приобретаемых товаров, с рассрочкой платежа.
13. В функции средства платежа деньги могут использоваться как:
А) средство погашения задолженности по ссудам;
Б) средство оплаты приобретаемых товаров, с рассрочкой платежа;
В) средство погашения задолженности по заработной плате;
Г) средство оплаты коммунальных платежей;
Д) все ответы верны
14. Количество денег в обращении за определенный период или на определенную дату – это:
А) денежная база;
Б) денежный агрегат;
В) денежная масса;
Г) капитал банка.
15. Устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное законодательством, это:
А) денежная система;
Б) кредитно-денежная политика;
В) банковская система;
Г) бюджет государства.
Задания для самостоятельной работы обучающихся.
1. Разработать мультимедийную презентацию по теме (по выбору студента):
- «Первые бумажные деньги России»;
- «Возникновение и развитие векселя»;
- «Появление и развитие пластиковых карт».
Работу предлагается выполнить по следующему плану:
- сущность и особенности данного вида денег;
- основные этапы эволюции данного вида денег во взаимосвязи и взаимозависимости с экономическими условиями развития общества на определенных исторических этапах;
- роль и место в современном денежном обращении.
При подготовке задания рекомендуется использовать материалы журналов «Финанс»
(www. Finansmag.ru ) «Деньги и кредит», официальный сайт Банка России (www.cbr.ru )
2. Составить схему определяющую совокупность отношений, составляющих денежное хозяйство страны. Выполняя задание необходимо определить состав публичных государственных финансов, кредитной системы, денежного хозяйства субъектов отраслей воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка и международных финансов. При подготовке задания использовать материалы лекции.