Практическое занятие № 10.
Тема: Решение элементарных генетических задач.
Цель работы: Сформировать умение применять знание о закономерностях наследования признаков при решении генетических задач. Знать законы Г. Менделя.
Время выполнения: 1 час.
Используемый материал к работе: Условия задачи.
Ход работы:
1. Знакомство с типами генетических задач
2. Решение задачи на моногибридное скрещивание
Алгоритм решения задач:
а) Запишем объект исследования и обозначение генов в таблицу
Таблица 1
ОБЪЕКТ | ГЕН | ПРИЗНАК |
Горох | А | |
| … | Зелёная окраска |
б) Определим возможные генотипы и фенотипы
Таблица 2
ГЕНОТИП | ФЕНОТИП |
АА | Растения с желтыми семенами |
Аа | |
… | Растения с зелеными семенами |
в) Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания

г) Заполните таблицу 3.
Таблица 3

3. Решите следующие задачи.
Задачи: сформировать умение применять знания о закономерностях наследования признаков при моногибридном скрещивании при решении генетических задач.
Оборудование: карточки с заданиями для обучающихся.
Ход работы:
a) Знакомство с типами генетических задач.
b) Решение следующих задач:
Задачи
1. При скрещивании двух сортов томата – с гладкой и опущенной кожицей – в первом поколении все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридов между собой?
2. На звероферме получен приплод в 356 норок. Из них 267 норок имеют коричневый цвет меха и 89 – голубовато-серый. Определите генотипы исходных форм, если известно, что коричневый цвет доминирует над голубовато-серым.
3. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Черная самка скрещивалась с коричневым самцом. Получено 15 черных и 13 коричневых щенков. Определите генотипы родителей и потомства.
4. Сделать вывод по проделанной работе.
5. Отчитаться преподавателю о проделанной работе.
6. Ответить на вопросы контроля.
Вопросы контроля
1) Каких правил придерживался Мендель при проведении своих опытов?
2) Почему для опытов Менделя был удачен выбор гороха?
3) В чем суть законов Менделя?
4) Какой признак называется доминантным, рецессивным?
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов
Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10-11 класс. – М., 2014.
Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
3