Практическое занятие №12
Грамматическая тема: Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные.
Лексическая тема: Амнистия.
Цель занятия: Овладевают знаниями о правописании глухих и звонких согласных. Анализируют закон об амнистии.
Задания выполняемые на занятии:
1.Объяснение грамматической темы.
2.Тренировочные упражнения.
3. Предтекстовые задания.
4.Чтение текста.
5. Притекстовые задания.
1. Объяснение нового материала
По участию голоса и шума согласные делятся на глухие и звонкие. Глухие согланые сосотоят из шума. Звонкие согласные состоят из шума и голоса.
Большинство глухих и звонких согласных образует пары,в которых один звук от другого отличается только глухостью или звонкостью, например : голос – колос, тень – день.
Некоторые согласные бывают только звонкими, т. е. они не имеют парных глухих: (л),(л),(м),(м),(н),(н),(р),(р),(й). Это непарные звонкие согласные. Некоторые согласные бывают только глухими, т. е. они не имеют парных звонких: (х), (х), (ц), (ч), (щ). Это непарные глухие согласные.
Звонкие согласные б, в, г, д, ж, з перед глухими согласными п, ф, к, т, ш, с, ч, щ,ц и на конце слов оглушаются.
Например: гриб, грибки, холод, мороз, возчик, низкий и т.д.
Наоборот, глухие согласные п, ф, к, т, ш с перед звонкими становятся звонкими.
Например: просьба, молотьба, косьба.
На письме указанное оглушение о озвончение согласных не отражается.Поэтому для проверки написания звонких или глухих согласных надо изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы вслед за проверяемым согласным был гласный или р, л, м, н:мороз-морозы, прозьба-просить, грёб-гребли.
Для некоторых слов, однако, нельзя подобрать проверечного слова, их надо запомнить.
Например:вокзал, футбол, кафтан. Слово свадьба пишется с буквой д (хотя сватать).
2. Тренировочные упражнения.
1. Подберите к словам парные глухие согласные.
Башня - ________, гора –______, дом – _____, дело – _____, бел – _____, жить – ____, злой – _____, вон – _____, злой – _____, вон – _____, бланки – ________ .
Составить Синквейн со словом – Следователь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Измените слова по образцам и запишите.
Возы – воз, города - __, луга - __, луки - __, . Резок – резкий, гибок - __, липок - __, гладок - __, . Возить- возка, топить - __, ковать - __, сторожить - __ . Женить – женитьба, косить - __ . Объясните значения следующих пословиц:
1. Злонравный мстит врагам,
Того не понимая,
Что мстит себе он сам,
Покой свой нарушая.
2. Ошибка не – порок, когда она – урок.
3. Предтекстовые задания:
1. Запомните значения слов: амнистия – частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью; наказание – мера воздействия против совершившего преступление, проступок; деяние – действие, поступок; проступки – поступки, нарушающие правила поведения, провинность; рецидивист – человек, многократно совершавший преступления.
2. Переведите на кыргызский язык слова и словосочетания: акт, опасные преступления, снятие судимости, уголовное дело, преступление.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ответьте на вопросы:
- Что вы знаете о амнистии? Заполните первую графу таблицы, работайте парами (3мин).
- Что вы хотите узнать о амнистии? Заполните вторую графу таблицы, работайте парами (3мин).
- А теперь прочитайте текст и скажите, что вы узнали о амнистии? Заполните третью графу таблицы, работайте парами (3мин).
Амнистия
Это акт верховной власти, заключающихся в полном или частичном освобождении лиц, совершивших преступления, от наказания либо замене наказания более мягким. Амнистия может предусматривать снятие судимости с лиц, совершивших административные, либо дисциплинарные проступки, от соответствующих мер взыскания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 уголовно-процессуального кодекса уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению, если акт амнистии устраняет применение наказания за совершенное деяние.
Уголовное дело не может быть прекращено по амнистии, если против этого возражает обвиняемый (ч. 3 ст. 5 УПК). Как правило, амнистия не применяется к лицам, совершившим особо опасные преступления, к рецидивистам, а также лицам, нарушающим режим в период отбывания наказания.
Акт по амнистии носит нормативный характер и распространяется на всех лиц, отвечающих условиям амнистии, и, как правило, на лиц, совершивших преступления до вступления в силу данного акта. Пределы применения амнистии указываются в тексте акта.
Акт об амнистии издается в связи со знаменательной датой. Например: 40 лет ВОВ.
Амнистию следует отличать от помилования, которое является (Юр.- справочник. М., 1988, А.В.Вишнякова) актом освобождения от наказания конкретного лица или снятия с него судимости.
Притекстовые задания:
1. Беседа по тексту:
- что такое амнистия?
- кому не применяется амнистия?
- какой характер носит акт по амнистии?
- где указываются пределы применения амнистии?
2. Подберите синонимы к словам: ущерб, освобождение, преступление, прекращение, расследование.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Объясните смысл выражений: материальный ущерб, снятие судимости, ранее судимый, преступление случайно или по неосторожности, декларация прав человека.
4. Уточните значения фразеологизмов, составьте с ними предложения: “махнуть рукой”, “сгорать со стыда”, “собаку съел”, “сложа руки”.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Написать Эссе по тексту (3мин).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение и пересказ текста.
2. Составить предложения со словами: Рецидивист, деяние, амнистия, наказание.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составить диалог: « В библиотеке».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________