СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие № 14 Диагностирование неисправностей рулевого управления и тормозов тракторов и автомобилей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 14 Диагностирование неисправностей рулевого управления и тормозов тракторов и автомобилей»

Практическое занятие № 14

Диагностирование рулевого управления и тормозов тракторов и автомобилей


Сопряжения и детали механизмов управления ра­ботают в условиях знакопеременных нагрузок, зависящих от вида вы­полняемой работы, рельефа поля и его размеров, от физико-механи­ческих характеристик почвы, от тягового усилия, запыленности окру­жающей среды, от состояния основных деталей и других факторов.

Несвоевременное и некачественное техническое обслуживание, а также нарушение правил эксплуатации резко сокращают срок службы агрегатов и приводят к интенсивным износам и отказам.

Основные причины отказов следующие:

  • нарушение регулировок;

  • разгерметизация картеров;

  • нарушение режимов смазки;

  • образование чрезмерных зазоров, вызывающих значительные ди­намические нагрузки в элементах кинематических пар трансмиссий.

Одним из основных показателей технического состояния механизмов управления и тормозов трактора, который характеризует их работоспособность, является износ дета­лей и сопряжений, главным образом зубьев зубчатых колес, под­шипников, шлицевых соединений, элементов пар трения тормозных механизмов.

Известно несколько методов оценки технического состояния пе­речисленных элементов тракторов. Их можно разделить на две ос­новные группы:

    1. Методы, обеспечивающие определение комплексных показателей технического состояния механизмов и систем (расход трансмисси­онного масла, содержание продуктов износа в масле, уровень виб­рации, температура масла и т. д.).

    2. Методы, обеспечивающие определение параметров, характе­ризующих износное состояние отдельных элементов (зазоры в под­шипниках, износы зубчатых колес, нарушение герметичности уплот­нений, вязкость масла и др.).

К показателям технического состояния механизмов управления и тормозов колесных тракторов относятся:

  • свободный ход рулевого колеса и усилие на нем;

  • сходимость направляющих колес;

  • износ деталей тормозов, ход тормозных педалей и усилие на тормозных педалях.

У тракторов с гидроусилителем рулевого управления и пневма­тической системой показателями технического состояния дополни­тельно служат:

  • давление открытия предохранительного клапана в системе ГУР;

  • износ деталей распределителя ГУР;

  • производительность насоса ГУР;

  • герметичность клапанов компрессора;

  • герметичность пневмосистемы и давление воздуха в ней;

  • состояние регулятора давления пневмосистемы (в т. ч. верхний и нижний пределы регулирования).

К показателям технического состояния механизмов управления и тормозов колесных тракторов относятся: свободный ход рулевого колеса и усилие на нем; сходимость направляющих колес; износ деталей тормозов, ход тормозных педалей и усилие на тормозных педалях.

У тракторов с гидроусилителем рулевого управления и пневма­тической системой показателями технического состояния дополнительно служат: давление открытия предохранительного клапана в системе ГУР; износ деталей распределителя ГУР; производительность насоса ГУР; герметичность клапанов компрессора; герметичность пневмосистемы и давление воздуха в ней; состояние регулятора давления пневмосистемы.

Свободный ход рулевого колеса проверяют с помощью индикатора КИ-13949, который состоит из указателя, сектора со шкалой и кронштейна. На обод рулевого колеса одевается сектор со стороны ветрового стекла трактора. С противоположной стороны к рулевому колесу крепится кронштейн. Запускают двигатель трактора (при наличии ГУР) и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Рулевое колесо поворачивают вправо до устранения зазоров в рулевом механизме и в шарнирах рулевых тяг. Указатель с помощью присоски устанавливают на ветровое стекло трактора таким образом, чтобы линейка указателя оказалась на линии начала шкалы сектора. Затем рулевое колесо поворачивают влево для выборки зазоров и по положению линейки относительно сектора определяют величину свободного хода рулевого колеса. У тракторов МТЗ-80 свободный ход не должен превышать 20°, у тракторов МТЗ-1005 и Т150К - 25°. Если измеренная величина превышает допустимую, то свободный ход рулевого колеса необходимо отрегулировать в соответствии с инструкцией по эксплуатации трактора.

В тех случаях, когда выборка зазоров в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг при повороте рулевого колеса рукой не ощу­тима, рулевое колесо поворачивают через динамометр, подсоеди­ненный к кронштейну. Создаваемое при этом усилие должно быть направлено по касательной к рулевому колесу.

Определение усилия на рулевом колесе трактора нужно производить в следующем порядке:

  • отсоединить поперечные тяги от рулевой сошки или вывесить передний мост трактора;

  • запустить двигатель (при наличии ГУР) и установить максимальную частоту вращения коленвала;

  • поворачивать через динамометр, подсоединенный к кронштей­ну приспособления КИ-13949, рулевое колесо в одну и другую сто­рону до отказа и определить усилие на рулевом колесе.

У тракторов с гидроусилителем руля усилие на ободе колеса должно быть не более 50 Н, а у тракторов без гидроусилителя - не более 80 Н.

Сходимость направляющих колес проверяют универсальной ли­нейкой КИ-650, представляющей собой металлическую штангу, ко­торая состоит из четырех стальных телескопических труб, вставлен­ных одна в другую. Длину линейки изменяют выдвижением труб в соответствии с измеряемым расстоянием между колесами трактора. Трубы фиксируются между собой подпружиненными штифтами с острыми наконечниками. Зажатая между колесами трактора линей­ка удерживается под действием спиральной пружины и упирается в колеса коническими наконечниками. Для правильной (горизонталь­ной) установки линейки по высоте на ее концах имеются две цепоч­ки. На подвижной трубке закреплена шкала, проградуированная в миллиметрах, на неподвижной - стрелка-указатель.

Для определения сходимости замеры производят на уровне оси вращения колес, упирая линейку наконечниками в выпуклые части боковин шин спереди трактора. Линейка должна быть горизонталь­на. Затем, не снимая линейки, устанавливают нулевое деление шка­лы против стрелки-указателя (путем перемещения шкалы по труб­ке) и перекатывают трактор вперед настолько, чтобы линейка рас­положилась сзади по отношению к оси вращения колес. По шкале против стрелки-указателя определяют сходимость.

Сходимость передних колес должна быть в пределах 4-8 мм (МТЗ-80/82) и 0-8 мм («Беларус»-1523). Ее регулируют путем из­менения длины поперечных рулевых тяг. Сходимость регулируют при плановых технических обслуживаниях, а у универсально-про­пашных тракторов - и при изменении колеи передних колес.

Проверка угла развала колес

Угол развала передних колес определяют переносным прибором. В корпусе прибора помещены четыре уровня с воздушными пузырьками и шкалами. Уровень имеет две продольные шкалы. Шкала служит для определения угла развала колес, а шкала — для определения продольного наклона шкворня. Поперечный уровень имеет шкалу поперечного наклона шкворня. На обратной стороне корпуса расположены два уровня, служащие для первоначальной установки прибора.

Прибор имеет кронштейн, состоящий из прижимов, стойки, которая крепится винтом, и зажимного винта.

Д ля проверки угла развала колес у легковых автомобилей снимают колпаки дисков передних колес. Прибор укрепляют прижимами на гайке крепления диска колеса строго горизонтально установочными уровнями вверх. Затем перекатывают автомобиль на пол-оборота колеса, при этом пузырек уровня шкалы поперечного наклона шкворня должен остановиться против нуля. По шкале определяют величину развала колес.

Рис. Прибор для проверки углов установки передних колес автомобиля

Техническое состояние тормозов контролируют (кроме тракторов К-700-710 и Т-150К) по полному ходу тормозной педали (или педалей). Если ход педали не соответствует регламентированному значению или ход педалей различный, то проводят регулировку. Так, например, у тракторов МТЗ-80 полный ход тормозных педалей должен находиться в пределах 70-90 мм. В процессе эксплуатации допускается увеличение полного хода до 110 мм. При регулировке не допускается полный ход менее 70 мм. У тракторов «Беларус»-1523 свободный ход тормозных педалей должен быть в пределах от 3 до 7 мм, а полный ход при усилии на одной педали, равном 300 Н, - в пределах 90-110 мм.

У тракторов семейства «Кировец» и тракторов Т-150К проверяют ход штоков тормозных камер при заполненной сжатым воздухом пневмосистеме и нажатой тормозной педали. Если измеренные значения параметров находятся за пределами допустимых, то проводят соответствующие регулировки.

Допустимые параметры для тракторов К-700 и Т-150К соответственно:

- ход штока - не более 55 и 35 мм;

- разница ходов штоков тормозных камер одного моста - не более 7 и 3 мм;

- свободный ход педали - не менее 10 и 25 мм.

Эффективность рабочих тормозов колесных тракторов можно оценить по величине тормозного пути при экстренном торможении на сухой асфальтобетонной дороге с установленной (регламентиро­ванной) начальной скорости.

Эффективность действия рабочей и стояночной тормозных си­стем может быть определена и на специальных диагностических стендах с беговыми барабанами. Эти стенды также позволяют определить неравномерность тормозных сил, создаваемых тормоз­ными механизмами на колесах одного моста.