Практическое занятие № 15
Диагностирование гидросистемы и их агрегатов
Отказы и неисправности гидросистем
Разнообразные нарушения работоспособности гидравлических систем можно объединить в две группы:
Нарушения нормальной циркуляции масла по заданному режиму работы гидросистемы. Возможные причины - неплотное соединение трубопроводов и агрегатов; неисправности запорных устройств соединительных муфт; залегание (или заклинивание) подвижных элементов гидравлических устройств (золотников, клапанов и т. д.); разрегулировка или потеря герметичности устройств, управляющих циркуляцией масла.
Недопустимое отклонение функциональных характеристик агрегатов гидросистемы, вызванное в большинстве случаев нарушением герметичности их рабочих объемов из-за износа или разрушения деталей; снижение производительности гидронасосов; повышение утечек масла в распределителях и других механизмах, а также в гидроцилиндрах (перетекании масла из одной полости в другую через неплотности между поршнем и зеркалом цилиндра).
При нарушениях работоспособности второй группы гидросистема продолжает функционировать, однако значения основных результирующих характеристик ее рабочих процессов, например времени подъема навесного орудия и способности удерживать его в транспортном положении длительное время, отклоняются от регламентированных значений.
Допускаемое отклонение параметров устанавливают из технико- экономических соображений с учетом снижения производительности МТА и других факторов.
Отклонение параметра, превышающее допускаемое, считают отказом гидросистемы.
Проверка гидронавесной системы внешним осмотром
Проверка внешним осмотром производится при техническом обслуживании, непосредственно в процессе эксплуатации и в случае отказов в работе.
Во время диагностики гидронавесной системы проверяют нагрев насоса, распределителя, силовых цилиндров, трубопроводов, гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ), силового (позиционного) регулятора; состояние запорных устройств и разрывных муфт; время подъема и опускания сельскохозяйственной машины, а также величину усадки поршня гидроцилиндра (с навешенным орудием в транспортном положении).
У неисправного насоса нагреваются корпус и прилегающие к нему участки трубопроводов. Если не исправен распределитель (масло полностью или частично направляется не в силовой цилиндр, а в бак), - греются все трубопроводы большого диаметра, насос и бак. У неисправного силового цилиндра нагреваются металлические трубопроводы малого и большого диаметров.
Техническое состояние гидроувеличителя сцепного веса определяют по нагреву его корпуса во время работы с полным подпором масла (маховичок ГСВ повернут против часовой стрелки до отказа). Если детали изношены, то увеличивается утечка масла из полости высокого давления магистрали «гидроаккумулятор-гидроувеличитель-силовой цилиндр». Кроме этого, ухудшается подзарядка гидроаккумулятора и золотник ГСВ чаще «зависает» между исходным и рабочими положениями. Это вызывает «дросселирование» масла и повышенный нагрев корпуса ГСВ в зоне сливной полости.
Следует помнить, что дросселирование масла в ГСВ, силовом (позиционном) регуляторе вызывает перегрев масла, снижает давление подпора, уменьшает чувствительность ГСВ и регулятора к изменению глубины обработки почвы навесными машинами.
Состояние запорных устройств и муфт гидронавесной системы проверяют при температуре масла 45-50°. Для этого попеременно переключают распределитель в положения «Подъем» и «Опускание» и на ощупь определяют напряжение шлангов. Если орудие не поднимается и оба шланга не напрягаются, значит «залег» шарик в муфте со стороны нагнетательной магистрали к шлангу подъема. Если орудие не поднимается, а шланги напрягаются, - это указывает на «залегание» шарика в муфте сливной магистрали со стороны распределителя. Если орудие не опускается и шланги находятся под напряжением, - «залег» шарик муфты нагнетательной магистрали со стороны гидроцилиндра.
При отсутствии указанных неисправностей муфт и запорных устройств проверяют время полного подъема и опускания орудия. Эти измерения повторяют не менее 10 раз. Средняя продолжительность полного подъема и опускания орудия не должна превышать значений, приведенных в табл. 6.4.
| Масса машины или орудия, кг | Допустимая продолжительность, с | Допустимая усадка поршня за 30 мин, мм | Допустимая |
Марка трактора | | полного подъема оси подвеса | полного опускания оси подвеса | при подключенной магистрали | при отключенной магистрали | разница усадки, мм |
К-701, К-700, Т-4А, Т-100М, Т-150К | 1600 | 5 | 3 | 50 | 30 | 20 |
ДТ-75М, ДТ-75, Т-74 | 1400 | 5 | 3 | 50 | 30 | 20 |
«Беларус» серий 800, 900, 1000, Т-40М, Т-40А | 800 | 4 | 2 | 40 | 25 | 15 |
Т-25, ДТ-20, Т-16, Т-16М | 500 | 4 | 2 | 40 | 25 | 15 |
Таблица 6.4 Показатели, необходимые для диагностирования гидросистем тракторов
При медленном подъеме или резком опускании определяют работоспособность отдельных узлов и агрегатов гидросистемы трактора. Для этого навешенное орудие поднимают в транспортное положение и через каждые 30 мин мерной линейкой измеряют расстояние между упором штока и крышкой силового цилиндра. Допустимая усадка штока приведена в табл. 6.4. Если она чрезмерна, отключают магистраль и повторяют опыт. При этом нужно предварительно убедиться в отсутствии подтекания масла через запорный клапан соединительной муфты.
Если и в этом случае усадка превышает допустимые значения, значит, изношены уплотнительные кольца поршня или клапан ограничения хода штока. Разность усадок, замеренных при включенной и отключенной магистрали, превышающая значения, приведенные в табл. 6.4, характеризует нарушение герметичности золотника распределителя.
Плановое диагностирование гидросистем в целях профилактики и предупреждения отказов в рабочий период выполняют по ряду диагностических параметров, характеризующих работоспособность основного фильтра, гидронасоса, распределителя и силовых цилиндров. Агрегаты гидросистемы проверяют после того, как внешним осмотром определена исправность всех маслопроводов и соединений, а также опросом механизаторов либо опробыванием гидросистемы в работе установлено наличие признаков нарушения работоспособности системы. В случае выявления таких признаков диагностируют гидросистему в последовательности, обеспечивающей быстрое обнаружение возможных неисправностей. При этом руководствуются материалами табл. 6.1-6,3. До проверки агрегатов простейшими методами определяют качество масла в гидросистеме.
Ресурсные параметры агрегатов гидросистемы, которые надо контролировать в первую очередь, следующие:
производительность масляного насоса и создаваемое им давление;
гидравлическая плотность сопряжения «корпус-рабочий поясок золотника распределителя»;
герметичность клапанов и уплотнений силового цилиндра.
Так как все эти параметры влияют на функциональные параметры гидросистемы в целом, на скорость подъема навешенного орудия и его усадку в транспортном положении, то проверку общего состояния гидросистемы можно выполнять по названным параметрам.
Для диагностирования гидросистем тракторов выпускают специальные приборы, применение которых в несколько раз уменьшает длительность и трудоемкость проверок.
Для проверки технического состояния агрегатов гидросистемы без снятия их с трактора используют прибор КИ-1097Б (дроссель- расходомер ДР-70) (рис. 6.1) и приспособление КИ-6272 для отключения нагнетательного трубопровода от распределителя гидросистемы (рис. 6.2).
Рис. 1. Прибор КИ-1097Б для диагностирования агрегатов гидросистем: 1 - корпус; 2 - гильза; 3 - плунжер; 4 - стержень; 5 - стрелка; 6 - манометр; 7 - рукоятка дросселя; 8 - лимб; 9 - установочный винт
Р
ис. 6.2. Схема подключения прибора КИ-1097Б и приспособления КИ-6272 для проверки состояния агрегатов гидросистемы: 1 - насос; 2 - прибор КИ-1097Б; 3 - приспособление КИ-6272; 4 - запорное устройство; 5 - распределитель; 6, 7 - трубопроводы; 8 - гидроцилиндр; 9 - масштабная линейка; 10 - шток; 11 - поршень; 12 - бак гидросистемы
Дроссели-расходомеры для контроля гидросистем выпускают со шкалой расходов, действительной для масла Дп 11 и давления перед дросселем 10 МПа при температуре масла (50±5) °С. Для проверки производительности гидронасосов при номинальном скоростном режиме двигателя и подключенном к гидросистеме приборе дросселем повышают давление в нагнетательной магистрали насоса до 10 МПа (контролируют по манометру прибора) и по отметке на шкале прибора напротив указателя определяют производительность. Шкалу расходов периодически контролируют на стендах для испытания агрегатов гидросистемы и корректируют изменением положения указателя.
Для определения гидравлической плотности сопряжений рабочих поясков золотников с корпусом шланг (см. рис. 6.2) отсоединяют от трубопровода 6 (его заглушают) и соединяют со свободным штуцером приспособления КИ-6272. Золотники остаются в нейтральном положении. Создав давление 10 МПа, по линейке 9 фиксируют перемещения штока гидроцилиндра за 5 мин. Оно не должно превышать 80 мм.
Чтобы проверить герметичность уплотнений гидроцилиндра, поршень 11 устанавливают в среднее положение и разъединяют запорное устройство трубопровода 7 (или отсоединяют шланг и на штуцер ставят заглушку). Рукоятку золотника переводят в положение «Подъем», создают давление 10 МПа и по линейке 9 фиксируют выход штока 10 из цилиндра за 3 мин. Перемещение штока не должно превышать 7,5 мм.
Гидроувеличитель сцепного веса и другие агрегаты гидросистем тракторов проверяют методами, аналогичными описанным выше.
Загрязненность или неисправность фильтра гидросистемы проверяют по давлению масла в сливной магистрали (перед фильтром) с помощью приспособления, состоящего из манометра со шкалой до 0,6 МПа, переходного штуцера, шланга и наконечника с резиновым уплотнением (КИ-5472). В переходном штуцере установлено демпфирующее устройство для сглаживания пульсаций давления масла.
Состояние фильтра проверяют после прогрева масла в гидросистеме до 45-50 °С. Для выполнения проверки наконечник приспособления соединяют с маслопроводом для выносного цилиндра, соединенного со сливной магистралью распределителя (запорное устройство отсоединяют). Рукоятку соответствующего золотника устанавливают в плавающее положение. При номинальной частоте вращения коленчатого вала по манометру приспособления определяют давление масла перед фильтром.
С
помощью устройства КИ-5473, в комплект которого входит прибор КИ-1097-1 (рис. 6.3), можно определить следующие параметры гидросистемы трактора:
объемную подачу насоса;
состояние перепускного клапана и распределителя или расход масла в нем;
давление срабатываний автоматов золотников распределителя;
давление срабатывания предохранительного клапана распределителя.
Рис. 6.3. Устройство прибора КИ-1097-1:
- корпус; 2 - гильза; 3 - плунжер; 4 - установочный винт; 5 - стержень; 6 - рукоятка дросселя; 7 - лимб; 8 - упорная гайка; 9, 10, 12, 13 - уплотнительные прокладки;11- манометр; 14 - специальная гайка; 15 - шайба демпфера; 16 - пластина демпфера;17 - ограничитель; 18 - стрелка-указатель
Проверка (рис. 6.4, а) производительности насоса 1 осуществляется с помощью прибора КИ-1097-1, который представляет собой дроссель-расходомер 2. Прибор подключают к нагнетательной магистрали 3 насоса так, чтобы все масло при работе насоса проходило через прибор 2, далее - через магистраль 4 и сливалось в бак 5 гидросистемы. При этом распределитель 6 в работе не участвует.
Рис. 6.4. Схема проверки узлов гидросистемы тракторов: а - объемной подачи насоса; б - распределителя; 1 - насос гидросистемы; 2 - дроссель-расходомер; 3,4 - шланги; 5 - бак гидросистемы;
6 - распределитель гидросистемы трактора
Подключают прибор в гидросистему с помощью переходного штуцера и шлангов 3 и 4, имеющихся в комплекте прибора.
Во избежание вспенивания рабочей жидкости в баке гидросистемы конец выходного рукава 4 прибора при проверке объемной подачи насоса должен находиться ниже уровня жидкости в баке 5.
Перед пуском двигателя необходимо убедиться в том, что магистраль устройства открыта и рукоятка дросселя установлена в положение «открыто». Включив насос в работу, устанавливают номинальную частоту вращения вала двигателя. Поворачивая рукоятку дросселя, устанавливают давление в нагнетательной магистрали насоса 10 МПа. При этом отметка на шкале прибора против стрелки указателя будет соответствовать объемной подаче проверяемого насоса. Если она меньше значения, указанного для предельно изношенного насоса, то последний подлежит ремонту.
Проверка гидрораспределителя 6 производится прибором КИ-1097-1, который подключается к одному из маслопроводов выносного гидроцилиндра по схеме, представленной на рис. 6.4, б.
Состояние предохранительного и перепускного клапанов определяется по расходу масла через распределитель 6. Для этого рукоятку золотника выносного цилиндра переводят в положение «подъем». Вращая рукоятку прибора КИ-1097-1, устанавливают давление 10 МПа. По шкале прибора 2 определяют расход масла, проходящего через распределитель. При исправном состоянии клапанов расход масла не должен отличаться от действительной производительности насоса более чем на 5 л/мин.
Давление срабатывания автоматов возврата золотников в нейтральное положение определяют путем установки рукоятки прибора в положение «открыто», а рукоятки проверяемого золотника - в положение «подъем». Плавно проворачивая рукоятку прибора, поднимают давление до момента срабатывания автомата (т. е. до возвращения рукоятки золотника в нейтральное положение) и фиксируют это давление. Аналогично проверяют давление срабатывания автоматов других золотников. Номинальное давление срабатывания автоматов золотников у трактора МТЗ-80 должно находиться в пределах 12,5-13,5 МПа.
Для определения давления срабатывания предохранительного клапана рукоятку золотника переводят в положение «подъем» и, удерживая ее в этом положении, плавно перекрывают слив масла из прибора и фиксируют показания манометра прибора. Давление срабатывания предохранительного клапана распределителя у трактора МТЗ-80 должно находиться в пределах от 14,5 до 16 МПа.
Таким образом, большинство методов диагностирования гидросистем основано на измерении характеристик рабочего потока жидкости (давления, расхода) измерительными устройствами и параметров движения исполнительного органа (штока гидроцилиндра) с помощью секундомера и линейки. При этом обязательным элементом диагностирования является загрузка гидросистемы или обычным рабочим способом, или дросселированием рабочего потока.
Первый способ весьма трудоемкий, а дросселирование вызывает интенсивный нагрев жидкости. Как следствие этого, возрастают погрешности измерения.
4