Практическое занятие № 18
Техническое обслуживание систем питания ДВС
Операции по ТО системы питания карбюраторного двигателя
ЕО. Проверить уровень топлива в баке автомобиля и при необходимости дозаправить его. Проверить внешним осмотром герметичность соединения деталей карбюратора, топливного насоса, топливопроводов и топливного бака.
ТО-1. Проверить внешним осмотром герметичность системы питания и при необходимости устранить неисправности. Проверить действие привода и полноту открытия и закрытия дросселя и воздушной заслонки. Педаль привода должна перемещаться в обе стороны плавно. После работы автомобиля на пыльных дорогах промыть воздушный фильтр и сменить в нем масло.
ТО-2. Проверить герметичность топливного бака и соединений трубопроводов системы питания, крепление карбюратора и топливного насоса. Проверить присоединение тяги к рычагу дроссельной заслонки, действие приводов. полноту открытия и закрытия дроссельной и воздушной заслонок. Проверить при помощи манометра работу топливного насоса (без снятия его с двигателя). Давление, создаваемое насосом, должно быть в пределах 0,3-0,3-0,4 МПа. Проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора при работе двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу. Промыть воздушный фильтр и сменить в нем масло.
СО. Два раза в год снять карбюратор с двигателя, разобрать и прочистить его. Промыть и проверить действие ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя. При подготовке к зиме проверить на специальных приборах карбюратор, его узлы и детали, жиклеры. Снять топливный насос, промыть его, прочистить, проверить состояние деталей. Собрать, проверить на стенде по давлению и производительности. Не менее двух раз в год слить отстой из топливного бака и при переходе на зимнюю эксплуатацию промыть топливный бак.
Операции по ТО системы питания дизельного двигателя.
ЕО. Проверяют осмотром состояние, крепление и герметичность соединений топливопроводов системы питания, действие привода управления подачей топлива и остановки двигателя. Сливают отстой из корпусов топливных фильтров. Проверяют уровень масла в топливном насосе и регуляторе. Заправляют бак топливом.
ТО-1. Выполняют все работы ЕО. Подтягивают крепления всех приборов. Разбирают, проверяют состояние и промывают топливные фильтры, при необходимости заменяют фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки. Сливают отстой из топливного бака. Промывают и заправляют маслом воздушный фильтр. Смазывают шарнирные соединения привода управления подачей топлива. Проверяют работу двигателя, выявляют и устраняют неисправности приборов системы питания.
ТО-2. Выполняют все операции ТО-1. Снимают форсунки и проверяют на специальном стенде. Заменяют фильтрующие элементы фильтров грубой и тонкой очистки топлива. Промывают топливный бак. Проверяют и регулируют углы опережения впрыска топлива.
Через одно ТО-2 дополнительно разбирают форсунки, промывают их распылители и регулируют давление начала впрыска топлива. Снимают насос высокого давления, проверяют и регулируют его на стенде.
Проверка и регулировка форсунок.
Неисправную форсунку можно определить на работающем двигателе, поочередно ослабляя затяжку накидной гайки проверяемой форсунки. Выключая поочередно форсунки, надо наблюдать за дымностью выпуска и частотой вращения коленчатого вала двигателя. Если отключена исправная форсунка, то в работе двигателя появятся перебои, отключение неисправной форсунки не изменит работы двигателя.
Неисправную форсунку снимают с двигателя и устанавливают на специальном приборе (рис. 19). Краном 6 включают манометр 5 и рычагом 7 плавно повышают давление. Форсунки дизеля ЯМЗ-236 надо регулировать на давление впрыска топлива (давление подъема иглы), равное 165+5кгс/см2, а форсунки дизеля ЯМЗ-740 на давление 180+5 кгс/см2.
Регулировку давления впрыска дизеля ЯМЗ-236 производят винтом после снятия наружного колпачка при отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление впрыска повышается, при вывертывании винта — понижается.
На приборе (рис. 19), наблюдая за показаниями манометра, определяют также начало впрыска и качество распыливания топлива форсункой. Исправная форсунка должна впрыскивать топливо из всех отверстий распылителя и равномерно во все стороны. На конусе распылителя не должны образовываться капли.
У дизеля ЯМЗ-740 форсунки регулируют шайбами 9 (рис. 20) при снятых гайке 2, распылителе 1, проставке 3 и штанге 4. При увеличении общей толщины регулировочных шайб (увеличении сжатия пружины) давление повышается, при уменьшении — понижается.
Качество распыливания удовлетворительно, если при 70—80 качаниях рычага прибора в минуту топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть четкими.
Проверка герметичности системы питания.
Для этих целей используется специальный прибор. Перед началом проверки системы прибор также испытывается на герметичность. Для этого закрывают двухходовой кран 4 (рис. 16) и заполняют бак прибора топливом (5—6 л). Затем закрывают кран 6 сброса давления и насосом 2 создают в баке прибора давление 3 кгс/см2. Манометр 1 не должен показывать заметного падения давления в течение 1 мин.
Для проверки герметичности системы питания дизеля отсоединяют отводящий топливопровод от топливного бака и ставят в него заглушку. Затем отсоединяют подводящий топливопровод от топливного бака и при помощи сменного штуцера5 соединяют его со шлангом 3 прибора. Поворотом крана 4сообщают бак прибора с системой питания дизеля. Неисправное место обнаруживается по появлению топлива или пузырьков воздуха. Закрыв кран 4, устраняют неисправность и вновь проверяют герметичность. Затем отсоединяют прибор, присоединяют к топливному баку топливопроводы, пускают двигатель и проверяют его работу.
Проверка топливоподкачивающего насоса.
Для проверки насос 13 (рис. 17) устанавливают на стенд СДТА-1. Топливопровод от насоса к фильтру опускают я мерный бачок, прикрывают краном выход топлива из проверяемого насоса, чтобы давление на выходе повысилось до 1,5—1,7 кгс/см2. При этом исправный насос дизеля ЯМЗ-236 должен подавать в мерный бачок 2,2 л/мин топлива при частоте вращения 1050 об/мин вала привода стенда.
Для определения максимального давления, создаваемого топливоподкачивающим насосом, при той же частоте вращения плавно перекрывают краном выход топлива из насоса, наблюдая за показаниями манометра 9. Исправный насос создает давление не менее 4 кгс/см2. При меньшем давлении надо проверить герметичность клапанов и пробок, износ поршня, свободно ли перемещается толкатель.
Регулировка начала подачи топлива секциями насоса высокого давления.
Начало подачи топлива секциями насоса регулируют на стенде СДТА-1 при снятой автоматической муфте опережения впрыска топлива.
На штуцере каждой секции насоса гайкой 4 (рис. 18) закрепляют моментоскоп, имеющий стеклянную 1, пластмассовую 2 и стальную 3 трубки. Вращением кулачкового вала насоса заполняют топливом стеклянные трубки до половины объема. Затем, медленно вращая вал привода по часовой стрелке, наблюдают за уровнем топлива в трубках. Начало подачи топлива секциями насоса определяется по началу движения топлива в стеклянных трубках моментоскопов.
На корпусе стенда СДТА-1 со стороны вала привода насоса укреплен градуированный диск, а на муфте, соединяющей вал привода стенда с кулачковым валом насоса, — стрелка. Если угол, при котором первая секция насоса начинает подавать топливо, принять за 0°, то начало подачи топлива другими секциями должно соответствовать следующим углам поворота кулачкового вала насоса (двигатель ЯМЗ-236): 4—45, 2—120, 5—165, 3—240, б— 285°.
Для регулировки начала подачи пользуются болтами толкателей топливного насоса высокого давления: вывертыванием болта устанавливается более раннее начало подачи топлива, ввертыванием болта — более позднее.
Регулировка величины подачи топлива секциями насоса.
При регулировке количества и равномерности подачи топлива секциями насоса высокого давления используется автоматическое устройство стенда СДТА-1, которое выводит специальную шторку из-под форсунок 2 (см. рис. 17) и топливо из них впрыскивается в мензурки 3. Насос дизеля ЯМЭ-236 проверяют при полной подаче топлива и частоте вращения 1030 об/мин кулачкового вала.
В каждой мензурке должно быть одинаковое количество топлива, равное 105—107 мм3 за каждый ход плунжера (108—111 см3/мин).
Равномерность подачи топлива каждой секцией насоса регулируют смещением поворотной втулки, связанной с плунжером, относительно зубчатого сектора. Для этого необходимо освободить стяжной винт соответствующего зубчатого сектора. При повороте втулки против часовой стрелки подача топлива уменьшается. Поворот втулки в противоположном направлении увеличивает подачу.
Регулировка минимальных оборотов холостого хода коленчатого вала.
Производят при прогретом дизеле, для чего перемещают рычаг управления до упора в болт, снимают колпачок корпуса буферной пружины, ослабляют контргайку и вывертывают конус буферной пружины на 2-3 мм. Потом плавно вывертывают болт до появления улавливаемых на слух перебоев работе цилиндров дизеля, а затем постепенно ввертывают корпус буферной пружины до тех пор, пока не установится скорость вращения коленчатого вала дизельного двигателя, равная 450 - 550 об/мин.
Выключение подачи топлива и регулировка максимальных оборотов коленчатого вала дизельного двигателя до 2100 об/мин.
Выключение подачи топлива проверяют при работающем насосе, для чего повертывают скобу кулисы от исходного положения вниз на 45, подача топлива должна полностью прекратиться во всех секциях насоса. Если подача не прекращается, проверяют легкость хода рейки и устраняют заедание.
Регулировку максимальных оборотов коленчатого вала дизельного двигателя до 2100 об/мин производят болтом. Число оборотов контролируют по тахометру.
Проверка правильности установки насоса высокого давления на двигатель и регулировка угла опережения впрыска.
Для проверки правильности установки насоса и регулировки момента начала впрыска топлива в цилиндр необходимо:
- проверить взаиморасположение риски 7 с цифрой 0 на полумуфте 4 прибора топливного насоса,
- шкалы 8, фланца 2 полумуфты, установленного на валу 1 привода насоса;
-риски 6 на торце автоматической муфты 5 опережения впрыска;
- риски 7 - она должна находиться в пределах шкалы 8 и вместе с ней располагаться с той же стороны, что и риска 6 автоматической муфты;
- отсоединить от первой секции ТНВД трубку высокого давления и установить вместо нее моментоскоп;
- провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя до заполнения топливом примерно до половины объема стеклянной трубки;
- медленно проворачивая коленчатый вал, наблюдать за уровнем топлива (мениском) в трубке;
-
в момент начала движения топлива прекратить вращение и проверить взаиморасположение метки шкива коленчатого вала и рисок шкалы на крышке шестерен распределения. При правильной установке насоса метка шкива должна находиться против риски с такой же цифрой (16, 18 или 20), выбитой около установочной риски 6 на корпусе автоматической муфты опережения впрыска (цифра на корпусе автоматической муфты характеризует индивидуальные особенности данной муфты, учитываемые при установке насоса на двигатель);
- если требуемого совмещения метки шкива и риски шкалы не происходит, ослабить болты 3, соединяющие фланец 2 с полумуфтой 4 привода насоса, и повернуть полумуфту вместе с валом насоса в нужную сторону, учитывая, что каждое деление на фланце полумуфты соответствует четырем делениям на шкале крышки шестерен распределения, после чего затянуть болты 3 и еще раз проверить момент начала подачи топлива насосом, как указано выше.
3