Практическое занятие № 22
Техническое обслуживание ходовой части тракторов и автомобилей.
Операции ТО ходовой части.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) подвески автомобиля заключается в визуальном осмотре ее элементов. При осмотре упругих элементов необходимо обращать внимание на целостность упругих элементов, стремянок рессор, стяжных хомутов, пальцев и втулок серег, опорных подушек, потерю упругости пружинами и листами рессоры. Проверяется надежность крепления рессор. У амортизатора не должно быть потеков технической жидкости. У автомобилей с независимой подвеской проверяется техническое состояние верхних и нижних рычагов, стоек, резьбовых соединительных пальцев и втулок. У независимой подвески, не имеющей шкворневого соединения, проверяется состояние шаровых шарниров и шаровых опор. Реактивные штанги должны быть надежно закреплены. Пальцы реактивных штанг и вкладыши шарниров не должны быть изношены. Проверяется геометрия реактивных штанг и стабилизатора поперечной устойчивости, целостность его опорных втулок.
Диски колес не должны иметь трещин. Проверяется надежность крепления дисков колес. У стопорного кольца не должно быть дефектов. Не допускается деформация диска колеса. Шины автомобиля не должны иметь порезов, пробоин, расслоений. Остаточная высота протектора должна быть больше минимальной регламентированной правилами дорожного движения. Давление воздуха в шинах должно соответствовать рекомендациям завода изготовителя. Неравномерный износ шин указывает на нарушение углов развала и схождения управляемых колес. Не допускается эксплуатация автомобиля с шинами разного размера и рисунком протектора.
При движении автомобиля необходимо следить за работой амортизаторов и биением колес. Причиной биения колес является нарушение балансировки. Балансировку колес проводят на станках для балансировки колес, путем установки на диск колеса свинцовых грузиков с металлическими прижимами. Рекомендуется после длительной поездки проверить температуру ступиц колес. Сильный нагрев ступицы колеса указывает на чрезмерную затяжку подшипников ступиц колес.
При техническом обслуживании №1 (ТО-1) производят тщательный осмотр всех элементов подвески автомобиля. Проверяется надежность их крепления, производятся крепежные работы. В регламентные работы проведения технического обслуживания №1 включена проверка люфтов в подшипниках ступиц колес. При наличии люфта или повышенном нагревании ступицы колеса при движении автомобиля, необходима его регулировка. Проведя регулировку (колесо должно вращаться без заеданий) нужно удалить старую пластичную смазку и заложить новую. Смазка трущихся поверхностей производится согласно химмотологической карте смазки автомобиля. При наличии люфтов в резьбовых или шаровых соединениях (независимая подвеска) производят их замену.
Техническое обслуживание №2 (ТО-2) включает все работы, производимые при техническом обслуживании №1. В обязательном порядке проверяются углы развала и схождения колес, продольный наклон шкворня. Проверку углов производят специальной линейкой или прибором, в конструкции которого имеется ватерпас. Для точного измерения углов используются установки, имеющие индикаторы или оптическую систему. Для увеличения срока службы шин рекомендуется производить перестановку колес автомобиля в порядке, указанном заводом-изготовителем.
Очистив ходовую систему от грязи, трактор устанавливают на ровную твердую площадку. Проверяют крепления составных частей подвесок.
Внешним осмотром проверяют, нет ли трещин и сколов ободьев колес, катков и роликов, а также их одностороннего износа, не погнуты ли винты натяжных устройств и нет ли забоин резьбы, не поломаны ли пружины, нет ли течи масла из полостей из-за нарушения уплотнений подшипниковых узлов. Неработоспособные составные части заменяют.
Определяют износ направляющих колес, опорных катков и поддерживающих роликов, измерив параметры, которые указаны в табл. 8.4.
П
роверка и регулировка осевого зазора в подшипниках. С помощью приспособления КИ-4850-ГосНИТИ, устанавливаемого на колесо (рис. 8.4), проверяют и регулируют осевой зазор в подшипниках. Электромагнит 2 приспособления подключают к аккумуляторной батарее трактора и закрепляют приспособление с помощью электромагнита на диске у колеса. Индикатор 5 приспособления устанавливают так, чтобы конец штока 3 упирался в торец цапфы. Перемещая колесо в осевом направлении, определяют по показанию индикатора осевой зазор в подшипниках колеса.
Рис. 8.4. Приспособление КИ-850-ГосНИТИ для проверки осевого зазора в подшипниках, установленное на переднее колесо трактора типа МТЗ: 1 — стойка; 2 — электромагнит; 3 — шток; 4 — диск колеса; 5 — индикатор; 6 — штатив
Таблица 8.4. Допустимые и номинальные значения параметров состояния направляющих колес, опорных катков и поддерживающих роликов, мм
Параметр | ДТ-75М |
предельная Д, | допустимая Д2 | номинальная Дз |
Толщина беговых дорожек направляющего колеса | 10,8 | 12,0 | 13,8 |
Расстояние между боковыми поверхностями направляющего колеса | 15,5* | 17,0* | 19,5* |
Наружный диаметр опорного катка | 10** | 12** | 16** |
Диаметр беговой дорожки поддерживающего ролика | 198 | 202 | 208 |
* Ширина обода колеса. ** Толщина обода колеса.
Проверка и регулировка осевого зазора в подшипниках опорных катков. Под раму устанавливают домкрат и приподнимают одну сторону трактора настолько, чтобы опорные поверхности катков не касались гусеницы.
Закрепляют приспособление КИ-4850-ГосНИТИ и измеряют зазор в подшипниках каждого катка с приподнятой стороны трактора.
Затем подобные измерения проводят на другой стороне трактора. Допустимые значения зазоров в соединениях ходовой системы приведены в табл. 8.5.
Положение рычагов подвесок проверяют, установив трактор на ровную площадку. Если рычаги передней подвески установлены правильно, то они должны быть наклонены вниз. При правильном расположении рычагов задней подвески зазор между упором на кронштейне и рычагом должен составлять 15... 17 мм.
Проверка осевых зазоров в подшипниках опорных катков, осевого перемещения балансирной каретки на цапфе и радиального зазора в соединении цапфа-втулки балансира у тракторов ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75М, ДТ-75Н производится с использованием приспособления КИ-4850-ГосНИТИ.
Таблица 8.5. Допустимые и номинальные значения зазоров в соединениях ходовой системы у тракторов ДТ-75М, ДТ-75В
Параметр | Зазор, мм, не более |
предельный | допустимый д2 | номинальный Д3 |
Осевой зазор направляющего колеса и опорного катка | 0,6 | 0,5 | 0,3 |
Осевой зазор поддерживающего ролика | 0,4 | 0,7 | 1,2 |
Зазоры в соединении ось качания -— втулка балансира каретки измеряют щупами с набором круглых калибров, диаметры которых равны или близки к допустимым значениям зазоров.
Зазоры в соединении ходовой системы проверяют и регулируют в следующей последовательности. Проверяют радиальный зазор между втулками балансира и цапфой каретки. Для этого, подключив электромагнит приспособления к аккумуляторной батарее трактора, закрепляют приспособление на внешнем балансире контролируемой каретки, а шток приспособления размещают на цилиндрической поверхности упорной шайбы, предварительно сняв защитную крышку. Под продольный брус рамы трактора между каретками устанавливают домкрат с деревянной подставкой, совмещают нуль шкалы индикатора со стрелкой и плавно поднимают домкратом контролируемую сторону трактора до момента остановки стрелки индикатора, по показанию которого определяют зазор.
Проверяют осевое перемещение каретки, подняв контролируемую сторону трактора до полного отрыва катков каретки от гусеницы. Устанавливают головку индикатора так, чтобы шток приспособления упирался в торец цапфы (тракторы ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75М, ДТ-75Н) и, смещая ломиком каретку сначала в одну, а затем в другую сторону до отказа, отмечают по показанию индикатора осевое перемещение каретки.Проверяют зазор в соединении ось качания—втулки балансира (тракторы ДТ-75В, ДТ-75МВ, Т-75М, ДТ-75Н) по диаметру проволочного калибра, вошедшего в зазор на 35 мм. Зазор определяется как сумма диаметра проволочного калибра и толщины щупов.
Проверяют осевой зазор в подшипниках опорных катков, установив головку индикатора так, чтобы шток приспособления КИ-4850- ГосНИТИ упирался в торец оси опорных катков того балансира, на котором оно закреплено. При этом шток следует приблизить к оси настолько, чтобы стрелка индикатора сделала 2...3 оборота. Затем ломиком смещают катки с осью в какую-либо сторону до отказа и совмещают нуль индикатора со стрелкой. После этого смещают ось катков в противоположную сторону до отказа и по показанию индикатора определяют зазор. Аналогично проверяют зазор другой пары опорных катков.
Проверяют зазоры в соединениях второй каретки, закрепив приспособление КИ-4850-ГосНИТИ на ее внешнем балансире. Сначала определяют осевое перемещение каретки на цапфе, затем круглыми калибрами проверяют, не превышает ли зазор в соединении ось качания втулки балансира допустимое значение. После этого проверяют осевой зазор в подшипниках опорных катков.
Проверяют радиальный зазор в соединении цапфа—втулки балансира при плавном опускании поднятой стороны трактора. Для этого предварительно опускают трактор до начала соприкосновения всех опорных катков с гусеницей, после чего шток приспособления устанавливают на обод упорной шайбы каретки так, чтобы стрелка индикатора сделала 6... 7 оборотов. Затем плавно опускают трактор до момента остановки стрелки индикатора, по показанию которого определяют зазор. Аналогично проверяют зазоры в соединениях кареток подвески на другой стороне трактора.
Проверяют осевые зазоры в подшипниках поддерживающих роликов, для чего закрепляют приспособление КИ-4850-ГосНИТИ на раме трактора вблизи проверяемого ролика так, как показано на рис. 8.5, а шток приспособления подводят к торцу ролика. Перемещая рычагом ролик в осевом направлении в обе стороны до отказа, по показанию индикатора определяют зазор.
Если результаты измерений превышают допустимые значения столбца Д! (см. табл. 8.5), то проводят регулировки или заменяют изношенные детали.
Р
ис. 8.5. Измерение осевого зазора в подшипниках поддерживающего ролика трактора ДТ-75М приспособлением КИ-4850-ГосНИТИ:
1 — электромагнит; 2 — стойка; 3 — штатив; 4 — защитный колпак поддерживающего ролика; 5 — шток; 6 — индикатор
При необходимости регулируют зазоры в подшипниках опорных катков и направляющих колес тракторов ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75М, ДТ-75Н, а также осевое перемещение кареток (кроме трактора Т-150) в следующем порядке. Осевой зазор в подшипниках опорyых катков уменьшают путем удаления регулировочных прокладок необходимой толщины. После регулирования катки должны вращаться свободно, без заметного осевого перемещения. Зазор в подшипниках направляющего колеса регулируют гайкой: затягивают ее до резкого возрастания сопротивления прокручиванию колеса, а затем отвинчивают ее на 1/6...1/5 оборота. Перед регулировкой разъединяют гусеничную цепь, снимают крышку и расконтривают регулировочную гайку.
Проверка износа гусеничных цепей. С помощью рулетки измеряют длину десяти звеньев верхней ветви гусеничной цепи, переместив трактор назад до полного натяжения звеньев. Предельная длина десяти звеньев составляет для тракторов ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75М, ДТ-75Н — 1900 мм. Если она превышает соответственно 1740, 2060 мм, а разность длин десяти звеньев обеих гусеничных цепей трактора более 10 мм, то гусеничные цепи меняют местами. Если длина десяти звеньев превышает указанные значения, а пальцы ранее не меняли, то в целях продления ресурса гусеничных цепей и ведущих колес следует заменить пальцы и поменять местами ведущие колеса для их работы неизношенной стороной.
Если пальцы ранее заменяли, а длина десяти звеньев оказалась предельной, то гусеничные цепи необходимо заменить на новые. Если длина десяти звеньев не близка к предельной, а при движении трактора цевка выходящего из зацепления с колесом звена гусеничной цепи упирается в тыльную сторону зуба, то это свидетельствует о предельном износе зубьев ведущих колес и необходимости их замены.
Натяжение гусеничных цепей проверяют устройством КИ-13903- ГосНИТИ по провисанию звеньев верхней ветки. Для этого закрепляют крючок измерителя за проушину гусеничного звена, расположенного над опорным роликом, и натягивают шнур за ручку, обеспечивая его надежное прилегание к выступающим почвозацепам над поддерживающими роликами. Затем устанавливают указатель над почвозацепами наиболее провисшего звена и, поворачивая его относительно шнура, определяют необходимость натяжения или ослабления гусеничной цепи.
Устройство работает по принципу жесткого калибра. При наличии просвета между большим плечом указателя и почвозацепом гусеничную цепь необходимо натянуть. Если же почвозацеп препятствует повороту малого плеча указателя, то гусеничную цепь ослабляют.
Провисание гусеничной цепи можно также проверить масштабной линейкой и рейкой. Для этого кладут рейку на наиболее выступающие почвозацепы звеньев, расположенных над поддерживающими роликами, и измеряют расстояние от рейки до почвозацепа наиболее провисшего звена.
Если провисание гусеничных цепей ДТ-75В, ДТ-75 MB, ДТ-75М, ДТ-75Н превышает 70 мм (номинальное значение — 40...50 мм), то необходимо натянуть их следующим образом.
У тракторов ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75М, ДТ-75Н, отвернув контргайку и вращая регулировочную гайку, перемещают натяжной болт и вместе с ним натяжное колесо вперед.
Проверка давления воздуха в шинах колесных тракторов. Давление проверяют шинным манометром. Номинальные давления в шинах различных тракторов и самоходных шасси представлены в табл. 8.6.
Таблица 8.6. Номинальное давление в шинах различных тракторов и самоходных шасси, работающих со скоростью до 16 км/ч
Трактор, самоходное шасси | Передние колеса | Задние колеса |
Размеры шин, мм | Давление, МПа | Размеры шин, мм | Давление, МПа |
К-701, К-70OA | 720-665Р | 0,11...0,17 | 720-665Р | 0,11...0,17 |
Т-150К | 530-6ЮР | 0,11...0,17 | 530-6ЮР | 0,11...0,17 |
МТЗ-102, МТЗ-80, МТЗ-82 | 210-508 | 0,13...0,15 | 330-965 | 0,13...0,15 |
Примечания: 1. При использовании тракторов на транспортных работах со скоростью более 16 км/ч и при навешивании на них тяжелых машин давление воздуха в шинах увеличивают в 1,3... 1,5 раза. 2. При работе на мягком грунте давление в шинах снижают в 1,2... 1,3 раза.
Проверка радиальных зазоров в соединениях поворотных цапф со втулками колесных тракторов. Застопорив задние колеса и педали тормозов, домкратом поднимают переднюю ось до отрыва колеса от земли. Устанавливают приспособление КИ-4850-ГосНИТИ на передней оси трактора и, совместив ножку индикатора с осью вращения колеса, подводят шток приспособления к торцу полуоси с натягом 2...3 мм. Перемещая колесо руками в осевом направлении, фиксируют показание индикатора.
Проверка осевого зазора в подшипниках направляющего колеса. Снимают крышку ступицы, устанавливают приспособление на диске колеса и подводят шток приспособления к торцу цапфы. Перемещая колесо руками в осевом направлении, по показанию индикатора определяют осевое перемещение колеса. Допустимый зазор в соединении поворотная цапфа—втулка равен 0,4 мм, в подшипниках переднего колеса — 0,3 мм. Если указанные зазоры превышают допустимые значения, то их заменяют.
Проверка сходимости направляющих колес. Для проверки сходимости направляющих колес применяется универсальная линейка КИ-650-ГосНИТИ (рис. 8.6), состоящая из четырех стальных телескопических труб, вставленных одна в другую. Трубы фиксируются между собой пружинящими штифтами с заостренными наконечниками. Между колесами линейка удерживается коническими наконечниками под действием силы спиральной пружины. Для правильной установки линейки по высоте на ее концах имеются две цепочки. На подвижной трубе закреплена шкала, на неподвижной — стрелка-указатель для отсчета показаний шкалы в миллиметрах.
По делению шкалы напротив стрелки-указателя определяют сходимость. Затем трактор перекатывают назад до исходного положения линейки. При этом нулевое деление шкалы должно совпадать со стрелкой-указателем. Сходимость передних колес должна составлять 4...8 мм. Регулируют ее путем изменения длины поперечных рулевых тяг.
Для измерения сходимости колес линейку раздвигают настолько, чтобы ее длина была несколько больше колеи передних колес проверяемого трактора, и устанавливают спереди так, чтобы наконечники упирались в выпуклые части покрышек и находились на одинаковом расстоянии от пола (на уровне оси вращения колес). Устанавливают нулевое деление шкалы напротив стрелки-указателя путем перемещения шкалы по трубе и перекатывают трактор вперед настолько, чтобы линейка расположилась сзади на том же уровне.
Рис. 8.6. Измерение сходимости направляющих колес трактора МТЗ-80 универсальной линейкой КИ-650-ГосНИТИ:
1 — упор; 2 — линейка; 3 — стрелка-указатель
4