Практическое занятие № 27
Выполнение технического обслуживания оборудования для приготовления и раздачи кормов
Машины и аппараты для приготовления кормов
Дробилки кормов. Для дробилок кормов предусматривается ежедневное и периодическое (через 75...90 ч работы) техническое обслуживание.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) перед началом работы очищают дробилку от пыли и остатков кормов, предварительно убедившись, что машина отключена от сети. Снимают ограждения и устанавливают решето, соответствующее степени измельчения, проверяют крепление осей дробильных молотков на барабане, ножей, подтягивают крепления корпусов подшипников, редуктора, электродвигателя и проверяют зазор между ножами и противорежущей пластиной (у дробилок типа КДУ-2), а также натяжение ремней, цепей и лент транспортеров. Убеждаются в отсутствии заеданий вращающихся деталей, проверяют заземление.
Смазывают сборочные единицы согласно карте смазки, устанавливают на место ограждения, убирают посторонние предметы с транспортера, прокручивают на один-два оборота вал электродвигателя, убеждаясь в отсутствии заеданий, включают общий рубильник и проверяют работу дробилки на холостом ходу, убеждаясь в отсутствии посторонних шумов и стуков, а затем проверяют ее работу под нагрузкой.
Во время работы следят за равномерностью загрузки дробильной камеры по показаниям амперметра-индикатора. При кратковременных остановках проверяют (на ощупь) степень нагрева электродвигателя, редуктора, шлюзового затвора, корпусов подшипников валов. Предотвращают попадание посторонних предметов в измельчающие органы. В конце работы очищают дробильную камеру машины от остатков измельченных кормов, дав поработать ей вхолостую в течение 1... 2 мин. Отключают машину от сети и после остановки рабочих органов очищают их от остатков кормов.
При периодическом обслуживании (ТО-1) выполняют операции ЕТО. Кроме того, проверяют степень износа дробильных молотков и при необходимости переворачивают их на неизношенную рабочую грань, а при использовании всех четырех — заменяют на новый комплект; проверяют остроту лезвий ножевого барабана и при необходимости затачивают их; при больших износах или сколах заменяют отдельные ножи или весь комплект; регулируют зазор между лентой горизонтального транспортера и противорежущей пластиной, смазывают сборочные единицы согласно карте смазки.
Для натяжения приводных ремней между валами электродвигателя и дробильного барабана перемещают электродвигатель, ослабив затяжку болтов крепления электродвигателя. Другие ремни и цепи натягивают с помощью роликов или звездочек. Для этого отпускают гайки (болты) крепления кронштейнов и натягивают ремни так, чтобы прогиб их в средней части при нажатии с усилием 50...70 Н составил 20...25 мм, а прогиб цепей — 5... 15 мм.
Молотки на дробильном барабане переставляют с помощью штыря. Для этого вынимают шплинт в средней части оси молотков и, поворачивая барабан, совмещают ось с лючком в боковине дробильной камеры под циклоном. Конец штыря вводят через лючок, выколачивают ось из дисков дробильного барабана, последовательно снимают и раскладывают в точном порядке дробильные молотки и распорные втулки. При обратной сборке переворачивают молотки в рабочее положение неизношенной гранью, соблюдают установленную последовательность чередования молотков и распорных втулок, не нарушая балансировку роторов. В заключение ось фиксируют шплинтом от продольных смещений.
Измельчители сочных кормов. Техническое обслуживание измельчителя типа ИКМ-Ф-10 включает в себя операции, которые проводятся ежедневно и периодически через каждые 50 ч работы.
При ЕТО производится очистка внутренних и наружных поверхностей измельчителя от остатков кормов, грязи и камней. Необходимо своевременно подтягивать резьбовые соединения. Особое внимание должно уделяться креплению ножей и дисков. Вращающиеся детали должны легко проворачиваться и не должны заклиниваться.
При ТО-1 осуществляют операции ЕТО и только после этого — смазку подшипниковых узлов. Проверяют и затягивают крепления скребков транспортера, натягивают цепи и приводные ремни. Обращают внимание на свободный ход движущихся деталей машины — они не должны задевать выступов и кожухов. В случае необходимости (сопротивление изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм) производят сушку электродвигателей. Проверяют сопротивление повторного контура заземления — оно должно быть не более 4 Ом. Подтягивают гайки крепления заземляющего провода к болту заземления на машине. Прогиб ветви приводных ремней должен составлять 6...7 мм при приложении усилий в середине.
Смесители кормов. Для смесителей кормов предусматривается ежедневное и периодическое техническое обслуживание через 90... 120 ч работы.
При ЕТО перед началом работы проверяют состояние наружных креплений узлов, ограждений агрегата, коллектора и распределительных труб, паропровода, креплений подшипников валов мешалок и выгрузных шнеков, скребков транспортеров, лопастей мешалок; уплотнений валов мешалок и выгрузного шнека; плотность прилегания смотрового люка; контролируют натяжение цепей загрузочного и выгрузного транспортеров и ремней приводов, систему управления выгрузного шнека и задвижки 2—3-кратным включением; состояние конечных выключателей системы управления, состояние контура заземления нулевого провода; смазывают подшипники согласно карте смазки.
Во время работы смесителей-запарников проверяют давление пара, убеждаются в отсутствии течи масла из редукторов и шумов в смесителе. По окончании работы агрегат очищают от грязи и остатков кормов, промывают транспортеры, емкость смесителя, задвижку, выгрузной шнек и шибер загрузочного транспортера; очищают и промывают паропровод от кормовой смеси; убеждаются, что краны подачи пара и воды перекрыты.
При ТО-1 выполняют операции ежедневного обслуживания. Кроме того, снимают ограждения шестерен и контролируют их состояние; проверяют крепление и состояние звездочек и шкивов, состояние редуктора и его деталей, осевое смещение и радиальное биение вала выгрузного шнека, натяжение троса системы управления выгрузным шнеком и клиновой задвижкой, взаимодействие копира с конечными выключателями, соединение скребков и узлов; регулируют предохранительные муфты, натяжение приводной цепи, ремней и цепей транспортеров; очищают и промывают паропровод; смазывают подшипники согласно карте смазки; восстанавливают поврежденную окраску поверхностей.
Машины для транспортировки и раздачи кормов
Стационарные раздатчики. Для раздатчиков кормов РВК-Ф-74-1 предусматривается ЕТО, ТО-1 через 75 ...90 ч работы и ТО-2 через 270...300 ч работы.
При ежедневном обслуживании перед началом работы проверяют отсутствие посторонних предметов на транспорте (особенно в зоне нижней ветви), натяжение цепей привода, все крепления, плотность закрытия сливного отверстия редуктора, состояние электропривода с автоматикой и ограждений. При необходимости натягивают цепи натяжными винтами и подтягивают крепления узлов и деталей. По окончании работы транспортер очищают от грязи и остатков корма и устраняют возникшие неисправности.
При ТО-1 выполняют операции, ежедневного обслуживания. Кроме того, проверяют работу и устраняют неисправности приводной и натяжной станций, цепи со скребками, бункера кормушек, электрооборудования; смазывают подшипники согласно карте смазки.
При ТО-2 выполняют операции, предусмотренные ТО-1. Кроме того, снимают и разбирают цепь скребкового транспортера. Детали цепи промывают и сушат, осматривают и проверяют их износ; сливают масло и промывают внутреннюю полость редуктора дизельным топливом, проверяют состояние подшипников, валов, шестерен и их зацепление. Устраняют выявленные неисправности. Заливают в картер свежее масло; снимают крышки подшипников натяжной звездочки тяговой цепи и приводного вала, удаляют старую смазку, промывают дизельным топливом корпуса подшипников и подшипники, заполняют свежей универсальной смазкой и ставят крышки на место, проверяют состояние кормового желоба.
Для регулировки приводной цепи переставляют натяжную звездочку. Провисание правильно натянутой приводной цепи должно составлять 22...25 мм. Если перестановкой звездочки невозможно добиться нормального натяжения, то излишнее провисание устраняют, удалив несколько звеньев. При удалении нечетного числа звеньев для соединения используют переходное звено.
Цепи транспортера регулируют натяжной станцией. При нормальном натяжении цепи нижняя (ведомая) ее часть во время работы транспортера должна касаться направляющих на расстоянии 4...5 м от ведущей звездочки. Если нормального натяжения цепи нельзя добиться из-за ее сильного удлинения, то удаляют парное число звеньев.
Мобильные кормораздатчики. Для раздатчика кормов КТУ-10А предусматриваются ЕТО, ТО-1 через 75...90 ч работы и ТО- 2 через 270... 300 ч.
При ЕТО перед началом работы проверяют давление в шинах и состояние покрышек, исправность и надежность действия тормозов, исправность оборудования и действие приборов освещения и сигнализации, исправность ограждения карданной и цепных передач. В конце работы кормораздатчик очищают от грязи, пыли, остатков корма; проверяют работу предохранительных муфт, затяжку гаек крепления дисков колес, натяжение цепей транспортеров.
При ТО-1 выполняют операции ЕТО. Кроме того, проверяют исправность ходовой части с передними и задними амортизаторами, транспортеров ведущих валов, натяжных осей, основных и надставных бортов, телескопического вала и приводов раздатчика, приводов битеров, транспортеров, тормозов, электрооборудования, ограждающих щитков; смазывают подшипники согласно карте смазки.
При сезонном техническом обслуживании СТО через 660 ч или один раз в полгода выполняют операции ТО-1. Кроме того, снимают цепи продольного и поперечного транспортеров, цепи привода верхнего, среднего и нижнего битеров, цепь вала битеров; промывают их в дизельном топливе; проверяют износ; устраняют обнаруженные дефекты; смазывают цепи, устанавливают и регулируют их натяжение; сливают масло из редуктора, промывают его внутреннюю полость дизельным топливом; проверяют состояние подшипников, валов, шестерен и их зацепление. Обнаруженные неисправности устраняют, проверяют осевой зазор подшипников (допустимый — не более 0,2 мм), регулируют боковой зазор конических шестерен (0,2...0,3 мм) за счет подбора регулировочных шайб. Заливают в редуктор свежее масло до уровня контрольной пробки. Во время промывки и после заливки картера маслом проверяют затяжку болтов крепления редуктора и плиты и отсутствие подтекания смазки.
2