СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №3 « Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Создание текстов различных стилей речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие направлено на решение постановки целей на предыдущих уроках по Стилистике:  знать   основные   признаки   научного,   официально-делового,  публицистического,стилей; признаки разговорной речи; создавать тексты разного стиля.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №3 « Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Создание текстов различных стилей речи»»

Практическое занятие №3 « Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Создание текстов различных стилей речи»

 Цель:  знать   основные   признаки   научного,   официально­-делового, публицистического,стилей; признаки разговорной речи; создавать тексты разного стиля.


Ход практической работы


Краткая инструкция учителя по выполнению заданий.

Время выполнения – 45 минут


Задание1. Раскройте скобки, употребите данные в них слова в нужном падеже:

Заведующий (лаборатория), благодаря (опыт и умелое руководство), вопреки (требования), руководитель (филиал), заведующий (кафедра), руководство (предприятие), согласно (приказ), управляющий (отдел).

Задание 1.1. Поставить ударение в следующих словах, употребляемых в официально-деловом стиле:

Бюрократия, вероисповедание, заговор, мастерски, мышление, намерение, обеспечение, облегчить, одновременный, создал, соболезновать, созыв, украинский, усугубить,

Задание 2. Найдите ошибки в приведенных выше документах, исправьте их соответственно официальному стилю. Напишите указанные документы.

Записка в дневнике

Уважаемые родители!

Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы.

Директор школы В.Петров

Записка сына, обращенная к матери

Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 33 (тридцать три) рубля 21 копейка.

Заявление служащей начальнику

Дорогой Иван Иванович!

Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.

С приветом, Ксения Петровна
25 сентября 1998  г.

Заявление директору фирмы от подчиненного

Знаете ли, мне нужно завтра в поликлинику к зубному – талончик взять. Сами небось понимаете, что на работу я вовремя никак не поспею. Петр Петрович, миленький, можно, я опоздаю? Я лучше вечером задержусь и все-все сделаю до конца, честное слово! А?

Семенов

Задание 3. Перескажите известную вам детскую сказку «Волк и семеро козлят» в официально-деловом стиле.

КОРНЕПЛОД РЕПА (пример)

Мужчиной преклонного возраста в наличии отсутствия продуктов питания было организовано товарищество с ограниченной ответственностью, далее именуемое ТОО, по выращиванию корнеплода, в быту именуемого репой. В ТОО вошли: гражданка, состоящая с мужчиной преклонного возраста в браке; их потомок женского пола во 2-м поколении, малолетняя, условно именуемая Внучкой; четвероногое млекопитающее семейства волчьих, именуемое Жучкой; млекопитающее семейства кошачьих, именуемое Машкой, а также лицо без определенного места жительства (бомж) и социального положения, временно проживающее в подвале, называемое Мышью.
Попытки старейшего члена ТОО по извлечению корнеплода из земли не увенчались успехом, после чего в дело была привлечена его жена, попытка работы которой в ТОО также была неудачна. Оказавшись в безвыходной ситуации, лица, состоящие в браке, призвали к ответственности лицо, име-нуемое Внучкой, и принудили ее как члена ТОО к выполнению профессиональных обязанностей. Четвертым лицом, подключившимся к работе, явилась Жучка, но работа данного члена ТОО также не возымела должного действия. Пятый член, приступивший к работе, не сумел полностью выполнить возложенные на него обязанности как члена ТОО.
Оказавшись в безвыходной ситуации, члены ТОО организовали дискуссию. Все лица, входящие в товарищество, приняли в ней активное участие, в результате чего было постановлено: подключить к работе члена ТОО без определенного места жительства (бомж), временно проживающего в подвале.
В результате совместного сотрудничества всех членов ТОО корнеплод репа был извлечен из места своего пребывания.
Успешно завершив деятельность в ТОО по извлечению корнеплода, все члены данной организации были приглашены на банкет, где продукт их деятельности был использован по назначению.



































Практическое занятие №3 « Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Создание текстов различных стилей речи»

Цель:  знать   основные   признаки   научного,   официально­-делового, публицистического,стилей; признаки разговорной речи; создавать тексты разного стиля.


Ход практической работы


Краткая инструкция учителя по выполнению заданий.

Время выполнения – 45 минут


Задание 1. Вспомните фильм «Джентльмены удачи», в котором главному герою (заведующему детским садом) пришлось решать проблему культуры речи у сбежавших из тюрьмы заключенных (он просил их «переводить» жаргонные слова и выражения на литературный язык: говорить не редиска, а нехороший человек и т.п.). «Переведите» аналогичным образом на русский литературный язык следующие фразы: 1Когда я нарисовался в потрясномприкиде, Петров выпал в осадок. 2Всю дорогу со страшной силой хиляя по лесу, Серый волк подклеивался к классной чувихе в потрясной красной шапочке. 3Я живу в одной колоссальной хате. У меня есть папахен, мамахен и брудер Димка, между нами говоря, чувак большой марки. 4Я решил засветиться, забиваю тебе стрелку в парке, приходи, у нас классная тусовочка.

Задание 1. Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю

Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.

Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

Задание 2. Перескажите известную вам детскую сказку «Репка» в разговорном стиле (диалог) РАГОВОР У КАЛИТКИ (пример)

– Слышь, Петровна, от Бабы-то надысь Колобок сбежал!
– Да ну!
– Ей-богу! Уж она-то по сусекам мела, по амбару скребла, набрала-таки муки на Колобок!
– Вот она, неблагодарность-то! Уж как она его на сметане мешала, в печи выпекала, на окошке студила!
– Так с этого окошка он и сбежал – да прямиком в лес. А в лесу-то, говорят, зайца между пальцев обвел, волка перехитрил, от медведя убежал, а с лисой не вышло – съела-таки его хитрая плутовка!
– Ох-ох-ох! Горе Бабе, горе Деду!

Задание 3:

1. Прочтите отрывок из книги Э.Успенского «Колобок идет по следу». Знаете ли вы, что такое словесный портрет?
2. В каком стиле речи составляется словесный портрет?
3. Составьте словесный портрет одного из своих знакомых, соблюдая стилистические особенности этого вида описания внешности.

КОЛОБОК ИДЕТ ПО СЛЕДУ

– Колобок, Колобок, – сказал мужской голос, – у нас пропала собака.
Колобок подвинул к себе печатную машинку:
– Дайте словесный портрет.
– Чей?
– Собаки, разумеется.
– Собака породы овчарка, – начал голос, – высокая, средней лохматости. По окраске брюнето-шатенка. Повышенной зубастости. Имеет шесть медалей. Охраняла здание вместе со сторожем. Кличка Рекс. Сторож тоже пропал.
Колобок все это быстро напечатал.
– Дайте словесный портрет.
– Чей? – спросил голос.
– Сторожа.
– Высокий, с уклоном в лысизм. Зовут дядя Коля. Характер рязанский, покладистый. Имеет сына десяти лет...

(Э.Успенский)









































Практическое занятие №3 « Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Создание текстов различных стилей речи»

Цель:  знать   основные   признаки   научного,   официально­-делового, публицистического,стилей; признаки разговорной речи; создавать тексты разного стиля.


Ход практической работы


Краткая инструкция учителя по выполнению заданий.

Время выполнения – 45 минут


Задание1. Спишите. Расставьте ударение в словах: 

Свекла, свекольный, сливовый, бледна, каталог, включат, банты, алфавит, обеспечение, зубчатый, медикаменты, облегчить, досуг, начался, кухонный, отрочество, позвонишь, задолго, мастерски, тотчас, арахис, некролог, генезис, цемент, танцовщица, зевота, туфля.  

Задание 2.Написать репортаж на тему: «На уроке Родного языка»

(Не забывайте главное правило: вы должны заинтересовать читателя,пробудить интерес к теме!)


Задание3. «Личный дневник». Придумайте, какие записи могли бы сделать в своих дневниках Маленький водяной, Дед Мороз, ваша настольная лампа.


Задание 4. Есть ли у вас домашнее животное? Если да, понаблюдайте за ним. Запишите от его имени, как прошёл день.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!