СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №30 «Культурная революция»: задачи и направления

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое  занятие №30   «Культурная революция»: задачи и направления (+ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ)

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №30 «Культурная революция»: задачи и направления»

Практическое занятие №30

«Культурная революция»: задачи и направления


Цель: определить цели, задачи и направления "культурной революции" в СССР; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014.

Понятия для актуализации: "культурная революция", ликбез, рабфак.

Задания:

  1. Прочитайте текст (§82, С. 187-191).

  2. Заполните таблицу "Цели "культурной революции" в СССР и примеры их реализации":

Цели

Их реализация

Утверждение марксистско-ленинской идеологии

в качестве государственной


Создание социалистической системы образования

и обеспечение всеобщего

начального образования


Формирование социалистической интеллигенции


Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве


Демократизация культуры

под лозунгами "Культуру в массы!", "Искусство принадлежит народу!"


Развитие науки

и техники



  1. Сделайте вывод о значении "культурной революции" в СССР .



















ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Практическое занятие №30

«Культурная революция»: задачи и направления


Понятия для актуализации:

"Культурная революция" - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции. Основные направления: создание социалистической системы народного образования, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии, формирование социалистической культуры, перестройка быта.

Ликбез - (ликвидация безграмотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности» — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). 

Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

Рабфак - (рабочий факультет) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения, существовавшие с 1919 года до середины 1930-х годов.

Задания:

  1. Прочитайте текст (§82, С. 187-191).

  2. Заполните таблицу "Цели "культурной революции" в СССР и примеры их реализации":

Цели

Их реализация

Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной

  • Высылка из России 150 крупнейших ученых, не разделявших идеологические установки большевиков ("философский пароход") → зато не расстреляли (???)

  • Антицерковная пропаганда ("Союз воинствующих безбожников" под руководством Емельяна Ярославского)

  • введение в вузах обязательных предметов - исторического материализма, истории пролетарской революции

  • Создание Главлита (Главного управления по делам литературы и издательств) - главного органа советской цензуры

  • Создание сети клубов, изб-читален, библиотек, обязанных пропагандировать "основы ленинизма"

  • Выход "Краткого курса истории ВКП(б)", ставшего обязательным ориентиром в толковании истории (1937)

Создание социалистической системы образования и обеспечение всеобщего начального образования

  • Национализация учебных заведений

  • Ликвидация неграмотности населения

- Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности

- общество "Долой неграмотность" под председательством главы ЦИК СССР М.И. Калинина

- создание ликбезов (пунктов по ликвидации неграмотности) и рабфаков

  • Создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для рабочих подростков

  • Распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки)

  • Введение обязательного 4-летнего образования повсеместно и 7-летнего для городов и промышленных районов

  • Введение единых учебников, экзаменов, дипломов, аттестатов зрелости

  • Создание Института Красной профессуры для подготовки марксистских кадров для вузов

Формирование социалистической интеллигенции

  • Создание многочисленной советской интеллигенции, работающей под жестким контролем

  • Невостребованность творческого потенциала большой части интеллигенции

Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве

  • Существование различных литературных групп:

- РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей - А. Фадеев, А. Серафимович)

- ЛЕФ (Левый фронт - В. Маяковский, Н. Асеев)

- "Серапионовы братья" (М. Зощенко, В. Каверин)

- "Перевал" (Э.Багрицкий)

  • Соцреализм в литературе:

- М.А. Шолохов "Тихий Дон", "Поднятая целина"

- А.Н. Толстой "Хождение по мукам", "Петр Первый"

  • Соцреализм в живописи:

- А.А. Дейнека

- М.В. Нестеров

- В.И. Мухина (скульптор)

  • Объединение деятелей культуры в профессиональные союзы - советских писателей, композиторов, художников, архитекторов → цель: обеспечение полного идеологического контроля

  • Прославление партии, ее вождей и героев революции

  • Решение воспитательных задач средствами литературы (создание образа положительного героя)

  • Репрессии в отношении идейно чуждых писателей (Н. Клюев, О. Мандельштам; расстрелян режиссер В. Мейерхольд)

  • Снос старых памятников в Москве, Ленинграде и других городах (особенно религиозного значения - Храм Христа Спасителя)

Демократизация культуры под лозунгами "Культуру в массы!", "Искусство принадлежит народу!"

  • Создание клубов, Домов культуры, библиотек, музеев

  • Развитие кино:

- "Путевка в жизнь" (Н. Экк, 1931) - первый звуковой советский фильм

- "Чапаев" (братья Васильевы)

- "Броненосец "Потемкин"","Александр Невский" (С. Эйзенштейн)

- "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга" (Г. Александров)

- "Трактористы", "Свинарка и пастух" (И. Пырьев)

- "Семеро смелых" (С. Герасимов)

- "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году" (М. Ромм)

- "Мы из Кронштадта" (Е. Дзиган)

- "Трилогия о Максиме" ( Г. Козинцев и Л. Тауберг)

  • Развитие эстрады

- В. Козин

- Л. Утесов

  • Развитие музыкального искусства

- С. Прокофьев (музыка к к/ф "Александр Невский")

- А. Хачатурян (музыка к к/ф "Маскарад")

- Д. Шостакович

- И. Дунаевский (песни)

- А. Александров

- В. Соловьев- Седой

  • Развитие изобразительного искусства

- "Рабочий и колхозница" (скульптурная группа В. Мухиной)

Развитие науки и техники

  • Использование фундаментальных достижений науки в интересах ВПК

  • Развитие различных направлений:

- Химия (С.В. Лебедев - создание синтетического каучука)

- Физика (А.Ф. Иоффе)

- Космонавтика (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер)

- Генетика (Н.И. Вавилов)

- Психология (Л.С. Выготский)

- Педагогика (П.П. Блонский, С.Т. Щацкий)

  • Развитие прикладных наук:

- Геология (А.Е. Ферсман)

- Металлургия (И.П. Бардин)

- Оптика (С.И. Вавилов)

- Энергетика (Г.О. Графтио)

  • Создание военной техники:

- Самолеты (С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев)

- Танки (Ж.Я. Котин, А.А. Морозов)

- Стрелковое оружие (В.А. Дегтярев, В.Г. Федоров, Г.С. Шпагин)


  1. Сделайте вывод о значении "культурной революции" в СССР .

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды