СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие № 5 ПМ 04 МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг тема: Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации специальность 34.02.01 Сестринское дело

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техкарта и метод указания для практического занятия № 5 ПМ 04 МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг тема: Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации специальность 34.02.01 Сестринское дело

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 5 ПМ 04 МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг тема: Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации специальность 34.02.01 Сестринское дело»

Технологическая карта практического занятия № 5


Профессиональный модульПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

КурсIIСеместрIV

Тема: «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации».

Группа 211 «А»

ПреподавательРудакова Е.Л.

Продолжительность: 270 минут

Цели учебного занятия:

Образовательная:

1. Научить составлению порционного требования.

2. Научить раздачи пищи и кормлению тяжелобольного пациента в постели: кормление из ложки и поильника.

3. Освоить контроль санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроки хранения пищевых продуктов.

Развивающая:

- Формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- Развитить профессиональное мышление и поведение;

- Развить внимание;

- Активизировать творческие способности;

-Анализировать и оценивать результаты своих действий.

Воспитательная:

- Формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развивать к ней устойчивый интерес;

- Развить культуру речи;

- Воспитать профессиональную, информационную культуру;

- Формировать привычку оказать помощь товарищам в учении, труде, повседневных делах.

Требования к знаниям и умениям:

иметь практический опыт:

- кормление пациента через назогастральный зонд с помощью воронки; шприца Жане

- кормление пациента через гастростому.

уметь:

  • вводить назогастрального зонда;

  • кормить тяжелобольного пациента;

  • кормить пациента через назогастральный зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жанэ;

  • определять водный баланс;

  • проводить дезинфекцию использованного оборудования;.

знать:

  • технику введения назогастрального зонда;

  • технику кормления пациента через назогастральный зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жанэ;

- питьевой режим;

  • дезинфекцию использованного оборудования.

Формируемые компентенции:

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональноной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.10. Владеть основами гигиенического питания.

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения.

Методы и приемы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Средства обучения:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: рабочая тетрадь.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Электронные ресурсы (электронный учебник, Интернет-ресурсы (www.fcior.edu.ru)


Литература:

Основные источники:

1. ОИ 1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. стр. 566-597

2. ОИ 3. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов Н/д.: Феникс, 2016 стр. 298-308

Дополнительная литература:

1.ДИ 4. Прахина А. П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшаямедицинская сестра по уходу за больными» [Электронный ресурс] // учебно-методическое пособие / — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 256 с. Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138178.

Интернет –ресурсы(И-Р):

1.Методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы

[Электронный ресурс] URL: http://dezsredstva.ru/

2.ЭБС «Лань» [Электронный ресурс]: https:// lanbook.com


Справочная литература:

Приказы РФ, действующие в настоящее время на территории РФ.


Межпредметные связи

  • Основы философии

  • История

  • Гигиена и экология человека

  • Основы латинского языка с медицинской терминологией

  • Здоровый человек и его окружение

  • Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах

  • Основы реабилитации


Внутрипредметные связи:

  • «Внутрибольничная инфекция»

  • «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации»

Хронологическая карта занятия

Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент.

2

2.

Постановка целей, начальная мотивация.

5

3.

Определение исходного уровня знаний.

30

4.

Вводный инструктаж.

15

5.

Самостоятельная работа.

180

6.

Заполнение дневников и др.

10

7.

Заключительный инструктаж

20

8.

Подведение итогов.

5

9.

Задания для самостоятельной работы обучающихся.

2

10.

Уборка рабочего места.

1


Организационный момент.

Преподаватель приветствует обучающихся, обращает внимание на внешний вид обучающихся, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность обучающихся к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает обучающихся на работу.

Постановка целей, начальная мотивация.

Преподаватель формулирует тему практического занятия. Проводит мотивацию учебной деятельности, дает характеристику ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности подчеркивает значение этой темы для будущей практической деятельности, проводит постановку целей занятия. Излагает план занятия, включающий основные вопросы, подлежащие рассмотрению, дает характеристику рекомендуемой литературы.

Кормление тяжелобольного пациента требует особых навыков и умений. Иногда нормальное питание пациента через рот затруднено или невозможно (некоторые заболевания органов полости рта, пищевода, желудка). В подобных случаях организуют искусственное питание. Показания к искусственному питанию и его способ определяет врач. Медсестра должна хорошо владеть методиками кормления пациента.

Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

1.Техника введения назогастрального зонда.

2.Техника кормления пациента через назогастральный зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жане.

3.Техника кормления пациента через гастростому.

4.Питьевой режим; помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости.

5.Дезинфекция использованного оборудования.

Определение исходного уровня знаний:

Преподаватель проводит определение исходного уровня знаний в форме фронтального опроса.

Вопросы для фронтального опроса:

1. Дайте определение искусственному питанию?

Ответ: Искусственное питание – это введение в организм питательных веществ противоестественным путем, минуя ротовую полость.

2. Перечислите виды искусственного питания?

Ответ: полное или частичное парентеральное питание; энтеральное (зондовое).

3. Пути введения искусственного питания?

Ответ: Когда естественным путем питание невозможно, пищу вводят в желудок через зонд или стому. Когда и такое введение невозможно, тогда вводят питательные вещества и воду в кишечник или парентерально.

4. Назовите суточную калорийность пищи у пациентов находящихся на искусственном питании?

Ответ: 2700-4500 ккал

5. Как получает пациент находящийся на искусственном питании воду и витамины?

Ответ:воду пациент получает в виде водно-солевых растворов в среднем 2 литра в сутки.

Витамины добавляют к пищевым смесям или вводят парентерально

6. Назовите показания к энтеральному питанию?

Введение зонда в желудок через нос или через рот для искусственного питании применяют обычно после травмы полости рта (например, при переломах челюстей), при расстройствах глотания после тяжелых черепно-мозговых травм или нарушений мозгового кровообращения, при коматозных (длительных бессознательных) состояниях, при некоторых психических заболеваниях, сопровождающихся отказом от приема пищи.

Использование искусственного питания с помощью гастростомы необходимо после травм гортани, глотки и пищевода или тяжелых ожогов, после операций на пищеводе, при неоперабельных (неудалимых) опухолях пищевода и глотки.

7. Назовите смеси которые применяют для энтерального (зондового) питания?

Ответ: можно использовать различные смеси, содержащие бульон, молоко, масло, сырые яйца, соки, гомогенизированные мясные и овощные диетические консервы, а также детские пищевые смеси. Кроме того, в настоящее время для энтерального питания выпускают специальные препараты (белковые, жировые, овсяные, рисовые и другие энпиты), в которых в строго определенных соотношениях подобраны белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

Введение питательных веществ через зонд или гастростому можно производить фракционно, т.е. отдельными порциями, например 5—6 раз в день; капельным путем медленно, в течение длительного времени, а также с помощью специальных дозаторов, позволяющих автоматически регулировать поступление пищевых смесей.

8. Назовите возможные проблемы пациента при нарушении физиологической потребности в питании и питье?

Ответ: риск развития или уже имеющиеся пролежни, запоры, недостаток набора веса, длительно заживающие раны, ожоги, нарушены потребности в движении и т.д.

Как часто проводят смену зонда?

Ответ: Смену зонда проводят каждые 2-3 недели.

9. Какой объем пищи можно вводить с помощью зонда?

Ответ: Общий разовый объем питания – 300мл- 500мл.

10. Дайте определение парентеральному питанию?

Ответ: метод введения в организм необходимых препаратов (энергетических субстратов) внутривенно, исключая попадание таких растворов в кишечный тракт. Чаще всего пользуются именно внутривенной методикой введения, но в некоторых случаях допускается прибегать к питанию, поступающему внутрикостным, внутриартериальным и даже подкожным способом. В отличие от энтерального питания, осуществляемого через зонд, парентеральное применяется в тех случаях, когда затрагивать работу желудочно-кишечного тракта нельзя по определенным показателям, а пациент не может принимать пищу естественным путём.

11. Когда назначается парентеральное питание?

Ответ: • после операций на ЖКТ или при подготовке к ним;

• при травмах или ограниченности функционала челюстей; • при обострениях хронических заболеваний, ограничивающих питание;

• при восстановлении после агрессивного лечения (например, химиотерапия);

• при недостаточности обычного питания или физиологической его невозможности;

• для пациентов с осложнениями при анорексии, особенно кахектической формы;

• во всех других случаях, когда пациент ограничен в стандартном питании через ЖКТ.

12. Особенности введения парантерального питания?

Ответ: Средства для парентерального питания вводят капельно внутривенно. Перед введением их подогревают на водяной бане до температуры тела (37-38 °С). Необходимо строго соблюдать скорость введения препаратов: гидролизин, белковый гидролизат казеина, фибриносол, полиамин в первые 30 мин вводят со скоростью 10-20 капель в минуту, а затем при хорошей переносимости скорость введения увеличивают до 40-60 капель в минуту.

Полиамин в первые 30 мин вводят со скоростью 10-20 капель в минуту, а затем – 25-35 капель в минуту. Более быстрое введение нецелесообразно, так как избыток аминокислот не усваивается и выводится с мочой.

ЛипофундинS (10 % раствор) вводят в первые 10-15 мин со скоростью 15-20 капель в минуту, а затем постепенно (в течение 30 мин) увеличивают скорость введения до 60 капель в минуту. Введение 500 мл препарата должно длиться примерно 3-5 ч.

При более быстром введении белковых препаратов у больного могут возникнуть ощущения жара, гиперемия лица, затруднение дыхания.

При помощи клизмы через прямую кишку капельновводят до 2-х литров физраствора, раствор аминокислот, 5% глюкоза подогретая до 38-39 гр.

13. Перечислите причины недостаточного потребления жидкости пациентами?

Ответ: потеря аппетита, тошнота; боязнь не успеть в туалет; нежелание или неудобство мочиться в судно; непонимание важности достаточного употребления жидкости;

отсутствие условий для достаточного употребления жидкости.

14. Симптомы недостаточного употребления жидкости:

Ответ: вялость, сонливость; бледность, сухость кожи, снижение ее эластичности;

сухость и образование трещин на губах; сухость во рту, налет на языке, неприятный запах изо рта; снижение количества отделяемой мочи; задержка стула (запор).

15. Что может произойти у пациентов при недостаточном употреблении жидкости?

Ответ: обезвоживанию организма; пролежням; инфекции мочевых путей, мочекаменной болезни и другим осложнениям.

16. Медицинская сестра, организуя ухода за тяжелобольным пациентом, должна?

Ответ: проинформировать пациента о необходимости достаточного употребления жидкости;

поощрять пациента употреблять жидкости не менее 1,5-2л в сутки небольшими глоткам, делая 3-5 глотков через каждые 20-30 минут;

обеспечить пациента стаканом с чистой водой, находящимся в доступном месте;

  • постоянно предлагать прием жидкости пациенту, согласовывать с ним напитки;

  • поощрять пациента пить жидкость во время еды;

  • вести наблюдение за общим состоянием пациента, состоянием кожи и слизистых, за стулом и количеством отделяемой мочи.

Вводный инструктаж:

Преподаватель определяет цели предстоящей работы, показывает основные приемы выполнения работы, поясняет этапы самостоятельной работы, подробно инструктирует по предстоящей работе, дает пояснения по выполнению упражнений и оформлению результатов работы.

Самостоятельная работа:

Выполнить задания в рабочей тетради № 1- № 8.

2. Отработайте технологии:

  • Отработать технику введения назогастрального зонда.

  • Отработать технику кормления пациента через назогастральный зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жане, осуществить дезинфекцию использованного оборудования

  • Отработать технику кормления пациента через гастростому, осуществить дезинфекцию использованного оборудования

Заполнение дневников:

Обучающиеся оформляют дневники практического занятия.

Заключительный инструктаж:

Преподаватель проводит заключительный инструктаж.

Подведение итогов:

Преподаватель подводит итог занятия, определяет степень достижения целей и задач занятия, оценивает работу каждого обучающегося, проводит разбор ошибок, выставляет оценки с учетом теоретических знаний, комментируя каждую оценку, отмечает лучшие работы обучающихся. Обучающиеся принимают активное участие в анализе ошибок.

Задания для самостоятельной работы обучающихся:

Домашнее задание:

Повторение темы: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней. Манипуляции, связанные с уходом за стомами».

Вопросы для самоподготовки:

1.Бельевой режим стационара (правила сборки и транспортировки белья)

2.Приготовление постели тяжелобольному.

3.Смена постельного белья:

а) продольным способом

б) поперечным способом

4.Смена нательного белья.

5.Профилактика пролежней.

6.Смена подгузника.

7. Уход за кожей и естественными складками.

задания для группы:

  1. Подготовить доклады по темам: «Диета при заболеваниях желудка и кишечника», «Диета при заболеваниях печени», «Диета при сахарном диабете», «Диета при сердечно-сосудистых заболеваниях».

  2. Составить схему по теме: «Пирамида рационального питания».















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!