СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №8 Образование единого Русского государства и его значение

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие №8 Образование единого Русского государства и его значение (+ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ)

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №8 Образование единого Русского государства и его значение»

Практическое занятие №8

Образование единого Русского государства и его значение


Цель: определить причины и значение образования единого Русского государства; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014; текст "Из сочинения историка Н.М. Карамзина".

Понятия для актуализации: Судебник, Юрьев день.

Персоналии: Иван III, Софья Палеолог, Даниил Холмский, Марфа Борецкая, хан Ахмат, Василий III.

Важнейшие даты: 478 г.; 480 г.

Задания:

  1. Прочитайте текст (§25, С. 153-160).

  2. Составьте и заполните таблицу "Территории, присоединенные Иваном III и Василием III".

  3. Изучите карту "Образование Российского централизованного государства" (см. вкладыш учебника и Приложение №9) и укажите:

- территории, присоединенные Иваном III и Василием III (по таблице)

- место "Стояния на Угре"

- соседние с Московским княжеством государства

  1. Ответьте на вопросы:

  • Почему присоединение Новгорода считается важнейшим событием в ходе создания единого Русского государства?

  • С какими внешними противниками воевало молодое Русское государство? Каковы были результаты этих войн?

  1. Сделайте вывод о значении образования единого Русского государства.

Задание по тексту:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из сочинения историка Н.М. Карамзина

«...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории... Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.

Россия около трёх веков находилась вне круга европейской политической деятельности... Хотя ничто не делается вдруг; хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Тёмного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней...

Иоанн, рождённый и воспитанный данником степной Орды... сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня... Литву, сокрушая вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские...

Что оставил миру Александр Македонский? — Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».

1. Укажите хронологические рамки периода правления Ивана III. Почему Россия около трёх веков находилась вне круга европейской политической деятельности?

2. С какими двумя важнейшими процессами в истории российской государственности совпало княжение Ивана III?

3. Какие события имел в виду историк, говоря о сокрушении «вольности новгородской» и гибели «царства Батыева»? Назовите не менее двух событий.











































ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Практическое занятие №8

Образование единого Русского государства и его значение


Понятия для актуализации:

Судебник - общерусский сборник законов.

Юрьев день (Юрьев день осенний - 26 ноября) - норма Юрьева дня: единый срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому в течение недели до Юрьева дня и недели после при условии уплаты пожилого (денежного сбора).

Персоналии:

Иван III - великий князь Московский (1462 - 1505 гг.), государь всея Руси; результатом правления Ивана III стало объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр единого независимого Русского государства, за это он получил прозвище «собиратель земли русской».

Софья Палеолог - Великая княгиня Московская, вторая жена Ивана III Великого, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного; происходила из византийской императорской династии Палеологов, племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога.

Даниил Холмский - князь, московский воевода; руководил московским войском в битве на реке Шелонь против новгородцев (1471 г.) и в походе на Казань (1487 г.)

Марфа Борецкая (Марфа-посадница) - лидер новгородской оппозиции к Ивану III; выступала за независимость Новгорода от Москвы и сближение с Литвой. Потеряла земли и богатство в результате поражения Новгорода в московско-новгородской войне 1477—1478 гг., была увезена из Новгорода, впоследствии приняла постриг и умерла в монастыре или была казнена.

хан Ахмат - хан Большой Орды; последний ордынский правитель, в политической зависимости от которого находились московские князья; Ахмат предпринял крупномасштабный поход на Москву, вылившийся в так называемое Стояние на реке Угре, которое закончилось отступлением хана без генерального сражения.

Василий III - сын Ивана III Великого и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного; продолжил политику своего отца, завершил объединение русских земель.

Важнейшие даты:

478г. - присоединение Новгорода

480 г. - "Стояние на реке Угре"

Задания:

  1. Прочитайте текст (§25, С. 153-160).

  2. Составьте и заполните таблицу "Территории, присоединенные Иваном III и Василием III".

год

Иван III

Василий III

год

1463

Ярославское княжество

Псков

1510

1472

Ростовское княжество

Смоленск

1514

1478

Новгород

Рязань

1521

1485

Тверское княжество


1489

Вятские земли

1494

Вяземское княжество

1500

Югорская земля

1503

Черногово-Северская земля




  1. Изучите карту "Образование Российского централизованного государства" (см. вкладыш учебника и Приложение №9) и укажите:

- территории, присоединенные Иваном III и Василием III (по таблице)

- место "Стояния на Угре"

- соседние с Московским княжеством государства

  1. Ответьте на вопросы:

  • Почему присоединение Новгорода считается важнейшим событием в ходе создания единого Русского государства?

Победа Москвы над Новгородом в 1471 г. знаменовала собой победу идеи о соединении русских земель под покровительством Москвы.

  • С какими внешними противниками воевало молодое Русское государство? Каковы были результаты этих войн?

Большая Орда - Стояние на реке Угре (1480 г.) - падение ордынского ига.

Казанское ханство - взятие Казани (1487 г.) - ханом поставлен лояльный Москве человек.

Литва - присоединение земель Великого княжества Литовского к Москве (в том числе Смоленск).

Ливонский орден - перемирие - построена крепость Ивангород напротив ливонской крепости Нарва.

Швеция - соглашение о свободной торговле.

Крымское ханство - набеги и разорение земель.

  1. Сделайте вывод о значении образования единого Русского государства.

  • Завершился период раздробленности и прекратились междоусобицы.

  • Страна стала независимой, обороноспособной.

  • Увеличилась территория и национальный состав государства.

  • Повысился международный авторитет России.

  • Ускорился процесс закрепощения крестьян.

На карте Европы появилось сильное государство, с которым уже нельзя было не считаться

Задание по тексту:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


1. Укажите хронологические рамки периода правления Ивана III. Почему Россия около трёх веков находилась вне круга европейской политической деятельности?

Может быть указано, что:

1) период правления Ивана III: 1462—1505 гг.;

2) вследствие монгольского нашествия в XIII в. Русь попала в зависимость от Золотой Орды и оказалась «вне круга европейской политической деятельности».

2. С какими двумя важнейшими процессами в истории российской государственности совпало княжение Ивана III?

Могут быть указаны два процесса:

1) становление «новой государственной системы»;

2) «восстановление свободы и целостности России».

3. Какие события имел в виду историк, говоря о сокрушении «вольности новгородской» и гибели «царства Батыева»? Назовите не менее двух событий.

Может быть указано:

1) битва на реке Шелони новгородского и московского войск в 1471 г.;

2) вхождение Новгорода в состав Московского государства в 1478 г.;

3) Стояние на реке Угре (1480 г.), которое означало конец зависимости Руси от Орды.







































Приложение №9