Практическое занятие
Тема: «Обучение, его место в целостном педагогическом процессе, структура процесса обучения»
Задание 1. Из предложенных тем выберите одну и подготовьте письменный ответ.
Структура, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
Структура образовательного процесса:
Учебные занятия:
Содержание учебного материала
Формы организации учебной деятельности
Предметно-развивающая среда
Система воспитательных мероприятий:
Классные часы
Социальные акции
Праздники
Экскурсии
Система внеурочных занятий:
Внеклассные занятия по предмету
Проектная и исследовательская деятельность
Спецкурсы
Факультативы
Система дополнительного образования:
Творческие объединения
Кружки
Секции
Движущие силы образовательного процесса:
Движущими силами образовательного процесса с точки зрения методологии являются противоречия. Они могут быть внутренними и внешними.
Внутренние:
1. Противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику и теми возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач (надо и могу).
2. Между внешними требованиями к ребенку и внутренними побуждениями, мотивами, стремлениями (надо и хочу).
3. Между уровнем притязаний ребенка и уровнем возможностей (хочу и могу).
4. Между мотивами – борьба мотивов (хочу и хочу).
Внешние (часто оказывают отрицательное влияние на воспитание):
1. Несоответствие воспитательных влияний школы и среды;
2. Несоответствие воспитательных влияний субъектов воспитания.
Противоречия образовательного процесса:
Выделяют внешние и внутренние противоречия.
Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.
К внешним относятся противоречиям между: 1) внешним воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать; 2) целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды и других факторов; 3) нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в педагогическом процессе; 4) обобщенным опытом, представленным в содержании воспитания и образования и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности; 5) коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями и др.
Ведущие противоречия – внутренние.
Внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.
Одно из основных – противоречие между возникающими новыми потребностями и запросами и достигнутыми возможностями их удовлетворения.
В школьном возрасте это противоречие проявляется в расхождении между: 1) достигнутым уровнем знаний, умений, навыков, уровнем сформированных качеств личности и требуемым для решения новых познавательных и практических задач; 2) стремлением школьников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, физического развития; 3)знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и низким уровнем сформированности его реального поведения и др.
Логика образовательного процесса:
Раскрытие логики учебного процесса дает возможность найти оптимальное решение вопроса о последовательности изучения учебного материала в связи с задачей сознательного его усвоения и развития мышления учащихся.
Имеются основания рассматривать логику учебного процесса в трех аспектах: а) как основную линию развертывания процесса обучения по курсу в целом; б) как логику процесса обучения, ограниченную определенной темой; в) как логику учебного процесса в масштабе единицы усвоения.
Логику учебного процесса по курсу в целом разрабатывают, прежде всего, представители соответствующей науки при участии методистов и дидактов. И это понятно: логика в этом масштабе определяется идеями современной науки. Логика учебного процесса в масштабе учебной темы требует уже тесного взаимного действия методистов и дидактов. Логика учебного процесса в масштабе единицы усвоения, которые, в конце концов, и создают ткань учебного процесса, является задачей, решение которой требует совместных усилий методистов, дидактов, психологов и, конечно, учителей.
Звено — отдельная составная часть учебного процесса, характеризующееся особым видом познавательной деятельности учащихся в соответствии с его специфическими функциями. Высокие и плодотворные результаты обучения, т. е. полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые овладели полной структурой учебного процесса и оперируют целесообразными вариантами сочетания его звеньев.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья, представленные во взаимодействии учителя и учащихся (обучаемых):
Деятельность учителя Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
Разъяснение учащимся целей и задач обучения Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений Управление процессом познания научных закономерностей и законов Управление процессом перехода от теории к практике Организация эвристической и исследовательской деятельности Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения Восприятие новых знаний, умений Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей Приобретение умений и навыков, их систематизация Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем Самоконтроль, самодиагностика достижений |