МАОУ «Гимназия №115» г.Уфы
Методическая разработка урока ОБЗР
в 9 классе
Практическое занятие:
«Оказание первой помощи при переломах и кровотечениях »
Подготовил: преподаватель - организатор ОБЗР Озернов Д.Г.
Уфа-2024г
Пояснительная записка
Практическое занятие разработано с целью приобретения учащимися практических навыков в оказании первой помощи при переломах и кровотечениях , а также для закрепления ранее пройденных тем модуля №8 программы по ОБЗР в 9 классе: «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи». Порядок действий при оказании первой помощи.
При проведении предлагаемого урока мы закрепляем материал по темам: «Понятия о кровотечениях и ранениях», «Первая помощь при кровотечении и ранении», «Способы иммобилизации и переноски пострадавшего», «Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата» .
Учащиеся работают в командах по 4-5 человек, при таком методе учитель имеет возможность оценивать усвоение материала каждым в отдельности. Кроме приобретения учащимися практических навыков, по итогам проведения занятия, им предлагается оценить работу каждого внутри команды.
Деятельность преподавателя и учащихся расписана в плане-конспекте урока. Разработка полностью интегрирована в действующую программу ОБЗР и может быть легко воспроизведена в любом образовательном учреждении .
План-конспект урока ОБЗР в 9 классе
«Оказание первой помощи при переломах и кровотечении»
Модуль №8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»
Тема урока: Первая помощь при переломах и кровотечении
Тип урока: практическое занятие.
Форма урока: игровое моделирование.
Цель урока: закрепление ранее пройденного материала, приобретение практических навыков оказания первой помощи.
Задачи:
Образовательная: Научить правильному алгоритму действий при наложении повязок, при остановке кровотечения с помощью жгута, при иммобилизации конечностей.
Развивающая: Прививать учащимся уверенность в случае необходимости оказания первой помощи.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Методы обучения: наглядный; метод проблемного обучения; практический; игровое моделирование.
Формы работы: сочетание командной и индивидуальной работы с учащимися.
Материальное обеспечение: шины различной длины, подручные материалы: ( галстук, линейка, косынка, сухой лед...), бинты, ножницы, стерильные салфетки, вата, жгуты, 5 ситуативных (заранее подготовленных) карточек с заданиями.
Ход урока:
1.Организационный момент. (5 мин.)
2.Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. (10 мин.)
Вопросы к беседе:
1.Видытравм,переломы 2. Первая помощь при растяжениях, вывихах, разрывов связок.
3. Первая помощь при открытых и закрытых переломах
4. Виды кровотечений.
5. Правила наложения жгута.
Преподаватель проводит опрос, обращая внимание учащихся на правила наложения повязок и иммобилизационных средств.
Объявляет тему и цель занятия, проводит инструктаж по форме работы и правилам безопасного обращения с используемыми на уроке материалами и инструментами.
3.Основная часть. (25 мин.)
1.Делим класс на пять команд.
2.Каждая команда получает ситуационную карточку. Предлагаем учащимся, используя разложенные на столе материалы, оказать помощь пострадавшему.
Учитель следит за правильностью выполнения, оценивая работу команды.
3.Выполнив задание, команды меняются карточками в любом порядке по мере готовности. За урок каждая из команд должна выполнить не менее трёх заданий.
В каждой команде роль пострадавшего разыгрывается по жребию – для каждой ситуации – отдельный «пострадавший».
Карточка №1:
Ситуация: упав во время игры в волейбол, мальчик получил травму руки. При осмотре: припухлость, болезненность в области лучезапястного сустава, невозможность шевелить пальцами, целостность кожи не нарушена.
Задание: продемонстрируйте очередность оказания первой помощи, выбрав, среди имеющихся на столе, необходимые средства помощи.
Правильные действия – карточка№1. Учащиеся производят иммобилизацию сустава (аналогично наложению шины на предплечье). Запястье должно быть расслабленным. Для этого под кисть подкладывается подушечка из любого подручного материала (вата, бинт, валик из ткани и т.п.). Травмированная рука подвешивается на перевязи (можно использовать галстук и т.п.).
Карточка №2:
Ситуация: В результате аварии на мопеде девушка получила травму руки.
При осмотре: в области плеча рана размером 1 * 4 см, рана загрязнена, темная кровь.
Задание: порядок действий и какую повязку наложить пострадавшему? ( продемонстрируйте )
Правильные действия – карточка№2. Выполняя задание учащиеся сначала должны промыть рану , затем наложить повязку. Для этого необходимо выбрать из предложенных - бинт, стерильную салфетку, перекись, проточную воду, либо сделать ватно-марлевый тампон. По условиям пострадавший в сознании. Поэтому в этой команде целесообразно накладывать сразу две повязки при помощи самих «пострадавших».
Карточка №3:
Ситуация: весной очищая сад топором от замёрзших кустарников, по неосторожности мужчина нанес себе травму мягких тканей голени.
При осмотре: глубокая рубленная рана на внутренней поверхности в средней части голени, алая кровь толчкообразно бьёт фонтанчиком.
Задание: установить вид кровотечения и назвать алгоритм действий , наложить жгут, наложить повязку пострадавшему ( продемонстрируйте )
Правильные действия – карточка№3. При артериальном кровотечении учащиеся приступают к наложению жгута, а потом накладывают асептическую повязку на рану. Преподаватель следит за правильностью наложения туров и временем. Важно: этой команде уделяем наибольшее внимание чтобы «пострадавший» как можно меньше времени был с перетянутой конечностью – оцениваем в первую очередь. Важное условие оценивания – сезон травмирования и мах время конечности с наложенным жгутом (зимой,весной – 30 мин) , записка с датой и временем наложения жгута.
Карточка №4:
Ситуация: Во время туристических соревнований участник получил травму коленного сустава.
При осмотре: припухлость, болезненность, отсутствует подвижность пальцев ноги.
Задание: выбрав среди имеющихся на столе или используя другие подручные средства продемонстрируйте оказание первой помощи.
Правильные действия – карточка№4. Выбрав шины наибольшей длинны учащиеся делают иммобилизацию коленного сустава руководствуясь правилами наложения шин при переломах бедра (длинная шина по всей конечности снаружи до подмышечной области, внутренняя до паховой).
Карточка №5:
Ситуация: Молодой человек (девушка) во время гололёда случайно подвернул стопу, возникла сильная боль.
При осмотре: припухлость в области голеностопного сустава, умеренная болезненность при пальпации. Толчкообразная нагрузка на область пятки безболезненна.
Задание: перечислите и продемонстрируйте объём оказания помощи.
Правильные действия – карточка№5. Учащиеся делают повязку. В данном случае подойдёт обыкновенный, эластичный бинт, даже шарф, чтобы фиксировать голеностопный сустав. С целью снижения отечности и болевого синдрома – прикладывают пакет сухого льда.
4.Заключительная часть (10 мин.)
Подведение итогов занятия - разбор ошибок с учащимися. Преподаватель оценивает работу каждой команды. Предлагаем команде оценить работу каждого внутри команды. Выставляем отметки в журнал. Оценки получают все. Наиболее активные и правильно выполнившие задания по трем карточкам на разные темы учащиеся могут получить две отметки.
5.Список литературы
1. Рабочая программа по предмету «Основы безопасностизащитыРодины»для обучающихся 8-9 классов (ID 5213136)
Основы безопасности и защиты Родины. Гололобов Н. В., Маслов М. В., Тимошев Р. М., Черняк И. А. / Под редакцией Р. М. Тимошева
2024г ОБЖ Хренников Б. О., Гололобов Н. В., Льняная Л. И., Маслов М. В./ Под ред. Егорова С. Н. 2023г
2. Методические рекомендации «Оказание первой помощи»
(Михалевич А. В., Гриб П. В., Краснодар 2013г.)
3. Учебник для 11 класса «Основы безопасности жизнедеятельности»
(Смирнов А. Т., Хренников Б. О., под редакцией Смирнова А. Т. 3-е издание, Москва «Просвещение» 2016 г.)
Методические рекомендации для учителей по использованию учебников, включённых в федеральный перечень, при реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh.