СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие по дисциплине Цветоведение

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие составлено на основе технологии модерации и состоит из следующих этапов: инициация, вхождение или погружение в тему,  формирование ожиданий учеников, эмоциональная разрядка (разминка), мастер – класс, практическая работа, экспресс –выставка, подведение итогов. Деятельность учащихся и преподавателя меняется в течение учебного занятия в зависимости от этапа и способов реализации поставленных целей

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие по дисциплине Цветоведение»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»


Автор: Провизен Марина Яковлевна

Номинация: Методическая разработка практического или лабораторного занятия

Название работы: Практическое занятие по дисциплине Цветоведение

Специальность СПО Дизайн (по отраслям), реализуется в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки


Тема: Ассоциативность цвета. Цветовые импровизации.

Продолжительность: 90 минут

Курс: 2

Цели: закрепление полученных знаний по теме «Ассоциативно-эмоциональное восприятие цветовых отношений» в процессе выполнения практической работы; приобретение необходимых умений и навыков в создании различных цветовых сочетаний; развитие образного и ассоциативного мышления, приобретение опыта эстетической оценки работ;

Задача: не только отработать композиционные и цветовые навыки, но и создать художественные образы, используя выразительность цвета и разнообразие технических приемов.

Требования к знаниям и умениям:

-знать ассоциативно-эмоциональные свойства восприятия цветовых отношений;

- художественные и эстетические свойства цвета;

-основные закономерности создания цветового строя;

-знать особенности восприятия цветовой композиции в зависимости от колорита и технических живописных приемов (фактуры красочного слоя, характера и направления мазков);

- уметь создавать цветовые сочетания, созвучные определенным ассоциациям;

- уметь использовать разнообразные технические живописные приемы в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование (для педагога): мультимедийное оборудование, образцы учебных работ по теме занятия, художественные инструменты и материалы.

Оборудование (для учащихся): бумага, кисти, палитра, гуашь, акварель.

Литература:

  1. Голубева О. Основы композиции. М. «Изобразительное искусство» 2001,

  2. Зайцев А. Наука о цвете и живопись.- М. Искусство.2006. -158 с. ил.

  3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие.- М.: ВЛАДОС, 2005.-144с., ил.

  4. Методические рекомендации к программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 5-8 классов.



Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Психология восприятия_цвета) http://www.masterovoi.ru/cvetovedenie (закономерности цветовых явлений)

http://shedevrs.ru/cvetovedenie/219-cvoictva-cvetov.html (свойства цвета)

I. Схематическое описание содержания темы

(ее основные проблемы и структуры)

Выполнение практического задания предусматривает освоение учащимися теоретического материала о художественных и эстетических свойствах цвета, ассоциативно-эмоциональном и образном восприятии цветовых сочетаний. Представленная тема наиболее актуальна для студентов – будущих дизайнеров и преподавателей художественных дисциплин. Она развивает образное мышление, дает наиболее целостное представление об эмоциональном воздействии цвета, позволяет практически закрепить и расширить представление об ассоциативном восприятии цветовых отношений, о закономерностях создания цветового строя .

Проведение учебного занятия с помощью интерактивного оборудования позволит:

- реализовать один из основных дидактических принципов обучения – наглядность;

- использовать различные виды информации (графика, анимация, фото, видео и др.);

- повысить информационную компетентность студентов;

- повысить результативность занятий через создание современного образовательного пространства.

Учебное занятие составлено на основе технологии модерации и состоит из следующих этапов: инициация, вхождение или погружение в тему, формирование ожиданий учеников, эмоциональная разрядка (разминка), мастер – класс, практическая работа, экспресс –выставка, подведение итогов. Деятельность учащихся и преподавателя меняется в течение учебного занятия в зависимости от этапа и способов реализации поставленных целей.


Теоретические сведения. Ассоциативность восприятия цвета

Цвета имеют объективные и субъективные свойства восприятия. Они вызывают различные психические реакции:

-чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее психическая реакция человека на него;

-сложные, малонасыщенные, среднесветлотные цвета вызывают разнообразные, неустойчивые и слабые реакции;

-наиболее однозначно человек реагирует на температурные ассоциации.

-к самым неоднозначным ассоциациям относят вкусовые, обонятельные и эмоциональные, которые связаны с интимными переживаниями;

-пурпурные цвета и в чистом виде вызывают разные реакции, а в сочетании с другими цветами появляется еще больше градаций восприятия пурпурного;

-желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это связано с тем, что в природе они представлены богаче всех прочих.

Каждый из оттенков связывается в нашем сознании с определенным состоянием предмета или явления, отсюда и богатство ассоциаций.

Чем богаче эмоциональная память художника, чем острее он переживает происходящие вокруг него события, тем богаче художественные образы, рожденные им.

У каждого художника индивидуальная колористическая палитра восприятия, свои образы, поэтому одну и ту же тему каждый трактует по-своему. Любой предмет, состояние природы, звук, слово, запах вызывают неповторимые цветовые ассоциации. Через цвет, который должен иметь необходимую ему форму, художник доносит до нас определенные образы.


Методические рекомендации по выполнению практической работы.

Эмоциональная выразительность живописного произведения в значительной степени достигается техникой письма, заключающейся в характере мазка, который может быть густым, прозрачным, положенным на плоскость в различных направлениях. Под густотой мазка мы понимаем количество краски на кисти. При работе большим количеством краски мазок получается густой, пастозный, фактурный, его используют для корпусного письма. Если краска наполняет кисть в меньшем количестве, она ложится на плоскость прозрачно. Такой мазок применяют в лессировочной, послойной живописи.

Мазок-штриховка угадывается в натюрморте И.Грабаря «банка с вареньем» и в работе А.Архипова «Крестьянская девушка». В живописи французских пуантилистов П.Синьяка, Ж.Сера мы видим скорее не точку point, а кирпичик. Свободный мазок, слегка скругленной формы, извилистый можно рассмотреть у П.Синьяка и Ван Гога.

Среди множества существующих приемов и техник живописи особого внимания заслуживает монотипия. Достоинство ее не только в возможности быстро получить эффектный результат. Процесс быстрого получения эмоционально-образных пятен и фактур в этой технике может быть использован в качестве творческой разрядки или, напротив, как стимул, первоначальный толчок к деятельности.

Облегченный вариант этой техники предполагает нанесение на ограниченную поверхность бумаги, картона, стекла, плитки и других материалов, разного количества красок. Далее на эту поверхность накладывается чистый лист, а получившийся отпечаток затем дополняется необходимыми деталями, уточняющими образ.

Большие возможности для выражения ассоциативности цвета дает умение работать мазками различных типов, иными словами, техника фактурного письма. Средствами для создания художественного образа должны стать и живописная фактура, и сочетания цветовых пятен.


Далее в таблице 1. указано методическое обоснование для каждого этапа занятия со ссылкой на формирование общих и профессиональных компетенций, которые должны быть реализованы согласно ФГОС СПО.

Таблица 1. Этапы практического занятия

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения,

цели и задачи этапа

Подробное описание, формирование общих и профессиональных компетенций

Инициация

3 мин


Цель: создание деловой атмосферы и комфортной среды обучения.

Оборудование: рабочие столы материалы и инструменты для практических работ

Метод обучения: «мастерская-улей» Воспитание корректного, уважительного отношения друг к другу; соблюдение этических норм при взаимодействии с участниками производственного процесса.

Организация учащимися индивидуального рабочего места в мастерской. Учиться работать в команде, эффективно общаться с коллегами. Формирование общих компетенций: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

организовывать собственную деятельность

Вхождение или погружение в тему

10 мин

Цель: Формирование и повышение учебной мотивации.

Оборудование: выставка учебных и творческих работ учащихся. Цветовые импровизации на темы: Времена года, Музыкальные образы, Вкусовые ощущения , Эмоции человека.


Ассоциативность восприятия цвета.

Мини-дискуссия. Коллективное обсуждение художественных и эстетических качеств учебно-творческих работ. Занятие, как по форме, так и по содержанию готовит учащихся к будущей профессиональной деятельности: осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств. Формирование профессиональных компетенций: Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией

Интерактивная лекция

10мин

Метод «Презентации»

Цель: Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.

Актуализация знаний: Ассоциативно-эмоциональное восприятие цветовых отношений. Методы ведения живописных работ; художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя;

Средства обучения: ММ- презентация «Ассоциативно-эмоциональное восприятие цветовых отношений»

Репродукции произведений живописи с ярко выраженным эмоционально-образным решением.

Проработка содержания темы Способы преобразования учебного материала, методы выделения существенного.

Эмоциональная выразительность живописного произведения достигается не только колористическим решением, но и в значительной степени техникой письма, фактурой красочного слоя.

Формирование профессиональных компетенций: применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

Формирование ожиданий учеников

10

Ролевая игра

Цель: Постановка учебных задач.

Творческий подход в учебной работе.

Задание: Из предложенного списка тем для цветовых импровизаций нужно выбрать 4 различные темы, отражающие конкретные объекты или процессы, происходящие в природе, эмоциональные ощущения или состояния человека, танцевальные или музыкальные ритмы.

  1. Тихо и спокойно

  2. Дождь на стекле

  3. Последний уголек

  4. Летний полдень

  5. Шторм.

  6. Меховая шуба

  7. Огонь.

  8. Ветер.

  9. Заморозки

  10. Майская песня

  11. Танго

  12. Звуки джаза

  13. Карнавал.

  14. Равнодушие

  15. Грустная песня

  16. Нежность.

  17. Я тебя не люблю

  18. Спасение.

  19. Злость.

  20. Фруктовое мороженное

Изложить учащимся идею данного проекта. Обозначить проблемы – сложность решения колористических и технических задач, специфичность изучения курса цветоведения; поставить задачу – решая учебные задачи, дополнить собственными творческими приемами. Способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного. В ряду заданий на выражение цветом своих ощущений, вкуса, аромата, звука, боли, различных психологических состояний возникает необходимость прислушаться к себе.

Вспомнить и прочувствовать вновь свои ощущения. Если это происходит, выразительность цвета, его пластика и образность способствуют проявлению интереса к «ходу душевной мысли».

Более простые задания – передача цветовых ассоциаций от состояний природы. Однако следует в данном случае избегать изображения конкретно земли, деревьев, неба и т.д. композиции выполняются на абстрактной основе Формирование профессиональных компетенций: Находить художественные специфические средства, новые образно-пластические решения для каждой творческой задачи..

Ступени творчества

12 мин Мастер – класс


Цель: наглядно представить учащимся приемы работы в технике монотипия

Оборудование: планшет, бумага формат 20х30, палитра, гуашь, акварель, кисти различной жесткости, емкость с водой.

Ассоциативная цветовая композиция в технике монотипия.

Преподаватель демонстрирует практические действия по выполнению работы в технике монотипия (способы смешения и консистенция красок, нанесение их на основу, получение оттиска, доработка изображения кистью).

Предлагает учащимся прокомментировать полученные результаты в соответствии с поставленными задачами.

Практическая работа

35 мин

«Цветовые импровизации»


Цель: Выполнение абстрактных цветовых композиций в технике монотипии на основе ассоциативно-эмоционального восприятия цвета.

Задачи: освоение технических приемов монотипии, формирование умений создавать цветовые сочетания в соответствии с ассоциативно-эмоциональным восприятием цвета, совершенствование навыков работы художественными материалами

Требования к работе: 4 композиции, размещенные на одном листе формата А4,

кисть, гуашь, акварель, тушь

Выполнение учащимися 4-х абстрактных цветовых композиций, отражающих цветовыми сочетаниями и живописной фактурой зрительные и чувственные ассоциации (по выбору из предложенного списка). Формирование навыков работы гуашевыми красками – соблюдение технологических требований, экспериментальное применение разнообразных приемов работы.

Развитие способности к творчеству и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового практического опыта

Организация учащимися своей учебной деятельности., коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия.

Формирование профессиональных компетенций: Владеть классическими изобразительными и техническими приемами, материалами и средствами проектной графики и макетирования.

Итоги работы

10 мин

Экспресс -выставка

Цель: просмотр и анализ цветовых композиций.

Подведение итогов занятия

Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Учащиеся организуют выставку работ и высказывают суждения о художественных качествах выполненных композиций.

Вначале необходимо отметить положительные достижения

Критические замечания, конструктивные предложения приветствуются. Модератор (из числа учащихся) отмечает наиболее интересные работы.

Формирование общих и профессиональных компетенций:

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

-применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

Завершение занятия

5 мин

Цель: корректный выход из рабочего пространства.

Внеаудиторная самостоятельная работа: завершение незаконченной работы (отдельные студенты), самостоятельный выбор темы для цветовой импровизации (по желанию)

Уборка рабочего места.

Рефлексия.

Формирование профессиональных компетенций Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.








Комментарии к работам, выполненным учащимися на практическом занятии

Ассоциативность цвета. Цветовые импровизации.

Н ежные прозрачно пастельные цвета и акварельно- текучая живописная фактура монотипии ассоциируется в дождем на стекле.

Т а же холодная сиренево-голубая цветовая гамма, но непрозрачная и с ажурными мазками белил выражает ощущении стужи и заморозков





















Нежная гамма теплых розово-кремовых оттенков с вкраплениями бордовых и коричневых брызг краски ассоциируется с мягкими, округлыми и густыми формами фруктового пломбира с контрастными вкраплениями шоколада. Пластичные, тягучие мазки и корпусная фактура красочного слоя очень точно передают консистенцию любимого многими лакомства.



К расочность, динамичность, радостный и звонкий ритм карнавала найдены в контрастных сочетаниях насыщенных и светлых цветов на черном фоне. Это очень созвучно вспышкам карнавальных праздничных феерверков, танцам и музыке в ночи.







Г ораздо сложнее, менее определенны и живописная фактура, и цветовые сочетания передающие эмоциональные состояния человека. Здесь значительно больше субъективных ассоциаций.

Это живописный эквивалент растерянности.

Неопределенность цветовых гармоний, их хаотичность отражают психологический дискомфорт этого состояния.











В этих цветовых сочетаниях и конфигурации пятен явно ощущается злость. Раздраженность красного и бессилие обесцвеченной охры. Агрессивность этого состояния ассоциируется с формой кляксы и хаотичным движением, точнее столкновением цвета.







В этой работе полдень ассоциируется с активным движением, каким-то солнечным настроением. Энергичные мазки не промешанной краски задают бодрый и радостный ритм. Контраст горячих желтых и холодных синих как образ солнечного света и яркой тени в полдень.











В цветовой импровизации на тему «Меховая шуба» фактура меха выражена с помощью приема «сухая кисть». Ворсинки белых и черных штрихов, выполненные жесткой полусухой кистью ассоциируются с пушистостью меховой поверхности. Цветовые сочетания шоколадно коричневых и о ливковых оттенков близки оттенкам натуральных цветов.





В результате проделанной практической работы должен последовать вывод:

Роль цвета и фактуры красочного слоя в композиции так же велика, как и линии, формы, пространства. Цвет - мощное выразительное средство композиции. Создание художественного образа основано на ассоциативно-эмоциональном восприятии цвета.

С помощью умелого использования цветовых оттенков можно добиться решения различных задач и создания необходимого эффекта. В процессе творческой деятельности дизайнер должен овладеть цветовой грамотой, знать свойства цветов (объективные и субъективные) и способы их взаимодействия в произведении, учитывать особенности эмоционального воздействия цветов на человека, уметь сочетать цвет с формой и фактурой.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!