Департамент здравоохранения Брянской области
ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)
Учебная дисциплина
ПМ.01. Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.
МДК.01.04 Лекарствоведение с основами фармакологии
Тема: Противомикробные, противопаразитарные, противовирусные и противоопухолевые препараты.
Антисептики. Дезинфицирующие препараты. Антибиотики группы пенициллинов, цефалоспоринов. Антибиотики группы макролидов, аминогликозидов, тетрациклинов.
Курс: 3
Вид занятия: практическое
Кол-во времени: 270 мин.
Брянск¸ 2023
Рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 33.02.01 Фармация «______ » _______ 2023 г. Протокол № __ Председатель ___________ /Алексеева С.Н. Рекомендована методическим советом «_______ » __________ 2023 г. Протокол № __ | Утверждаю Зам. директора по учебной работе ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж» ___________________М.А. Захарова «_______ » ________________2023 г. |
Методическая разработка практического занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, рабочей программой по ПМ.01. Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.
МДК.01.04 Лекарствоведение с основами фармакологии
по теме: «Антисептики. Дезинфицирующие препараты. Антибиотики группы пенициллинов, цефалоспоринов. Антибиотики группы макролидов, аминогликозидов, тетрациклинов» для специальности 33.02.01 Фармация.
Авторы: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый
медицинский колледж»
Храменок Я.Б., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый
медицинский колледж»
Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».
Цели занятия:
Образовательная: систематизировать, углубить и закрепить знания студентов в области классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики.
антисептических и дезинфицирующих средств, антибиотиков разных групп.
После изучения темы студент должен:
Уметь: распределять лекарственные препараты по фармакологическим группам, и классифицировать их по различным признакам; анализировать и проводить сравнительную характеристику препаратов в рамках одной фармакологической группы по правилам приема, побочным эффектам и противопоказаниям к применению; выписывать и читать на латинском языке рецепты на указанные препараты.
Знать: характеристику лекарственных препаратов, относящихся к антисептическим, дезинфицирующим и различным группам антибиотиков, в том числе торговые наименования в рамках одного международного непатентованного наименования и аналогичные лекарственные препараты в рамках фармакологической группы, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.
Развивающая:
- развитие общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
и формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.
ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.
Место проведения: кабинет №220 ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
Время проведения: 270 минут
Оснащение: методическая разработка, задания для самостоятельной работы, ситуационные задачи, раздаточный дидактический материал, лекарственные препараты по теме занятия.
Междисциплинарные связи
ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией.
ПМ.01. Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.
МДК.01.02 Розничная торговля лекарственными препаратами и отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента.
МДК.01.05 Лекарствоведение с основами фармакогнозии.
Внутримодульные (внутридисциплинарные) связи
Темы: Общая фармакология.
Лекарственные препараты, влияющие на афферентную нервную систему.
Используемая литература
Основная литература
1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017
2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 702 с.
Дополнительная литература:
1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.
2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.
Технологическая карта практического занятия
№ | Содержание этапа занятия | Методическое обоснование | Кол-во времени |
1. | Организационный момент | Готовность студентов к занятию, контроль наличия необходимого индивидуального обеспечения студентов: сменная обувь, халат, колпак, тетрадь по практике. Оценить внешний вид студентов, нацелить на активную работу на практическом занятии. Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале. | 2 мин |
2. | Тема практического занятия: Противомикробные, противопаразитарные, противовирусные и противоопухолевые препараты. Антисептики. Дезинфицирующие препараты. Антибиотики группы пенициллинов, цефалоспоринов. Антибиотики группы макролидов, аминогликозидов, тетрациклинов. Цели: систематизировать, углубить и закрепить знания студентов в области классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики. антисептических и дезинфицирующих средств, антибиотиков разных групп. Актуальность: см. ниже. | Раскрыть теоретическую и практическую значимость и актуальность темы, определить цели, внутридисциплинарные (внутримодульные) и междисциплинарные (межмодульные) связи, связь с будущей профессиональной деятельностью по специальности. | 5 мин |
3. | Контроль исходного уровня знаний студентов: 1. Фронтальный устный блиц-опрос: Приложение №1 (Студенты дополняют ответы сокурсников, исправляют ошибки в ответах сокурсников). Доклады: История открытия антибиотиков. История открытия мирамистина. | Выявление исходного уровня теоретических знаний и его коррекция. (Студенты слушают внимательно, дополняют ответы сокурсников, исправляют ошибки в ответах сокурсников). Преподаватель привлекает студентов к рецензированию, анализу и оценке ответов сокурсников. | 20 мин 20 мин |
4. | Формирование первичного практического опыта. Инструктаж преподавателя перед самостоятельной работой. Преподаватель даёт рекомендации по выполнению и оформлению самостоятельной работы. | Повторение, закрепление, систематизация, совершенствование знаний, формирование и развитие умений применять их на практике. | 5 мин |
5. | Самостоятельная работа студентов: Применение теоретических знаний и приобретение практических умений студентами. Приложение №2. | Предупреждение возможных практических и этико-деонтологических ошибок в работе. | 180 мин |
6. | Проверка выполнения самостоятельной работы. Оценивается работа каждого студента, выставляется оценка за практическую работу. | Преподаватель делает анализ, указывает на положительные стороны и недостатки, даёт рекомендации. | 40 мин |
7. | Подведение итогов занятия: Анализ работы каждого студента и выставление общей оценки. | Анализ и оценка успешности достижения целей занятия, поставленных в начале занятия | 5 мин |
8. | Домашнее задание. Тема: Сульфаниламиды, синтетические противомикробные препараты. Противотуберкулезные препараты. Противопротозойные препараты, антигельминтные препараты. Учебник: Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 66 - 141 с. | Пояснения, инструктаж преподавателя, акцент на самое важное. | 3 мин |
| Итого | | 270 мин |
| Уборка кабинета в присутствии преподавателя после занятия. | | |
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что антибиотики относятся к наиболее часто используемым препаратам для лечения инфекционных заболеваний человека и животных и в большинстве развитых стран занимают ведущее место по объему производства и потребления среди всех других групп лекарственных веществ.
Со времени получения в 40-50-е годы прошлого столетия первых антибиотиков (пенициллин, стрептомицин и т. д.) в последующие годы наблюдалось интенсивное создание новых антибактериальных препаратов. Главным образом разрабатывались новые препараты, имеющие в своей структуре бета-лактамное кольцо (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы): были созданы многочисленные полусинтетические пенициллины разной направленности действия, полусинтетические цефалоспорины I, II, III и IV поколений, карбапенемы. Появились новые препараты группы аминогликозидов (гентамицин, тобрамицин, амикацин и др.), макролидов (рокситромицин, кларитромицин и др.), гликопептидов (ванкомицин, тейкопланин), линкозамидов (линкомицин, клиндамицин) и ряд других.
Номенклатура антимикробных лекарственных средств в настоящее время превышает 200 наименований. Следует отметить, что не все лекарственные средства отдельных групп, входящие в номенклатуру, применяются одинаково широко, особенно препараты, созданные много лет назад и уступающие по активности более современным.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на эффективность лечения инфекций, является развитие резистентности микробов к подавляющему большинству антибактериальных препаратов.
Приложение №1
Вопросы для фронтального устного блиц-опроса:
Дайте классификацию противомикробных средств.
В чем разница между антисептическими и дезинфицирующими средствами?
Укажите классификацию антибиотиков по спектру противомикробного действия.
Данная классификация является абсолютной или относительной?
Укажите классификацию антибиотиков по механизму действия.
Как делятся антибиотики по силе действия?
Назовите группы антибиотиков широкого спектра действия.
Назовите преимущества полусинтетических пенициллинов перед природными.
Что означает термин «защищенные пенициллины»?
Назовите известные вам препараты «защищенных пенициллинов».
Какие основные побочные эффекты характерны для антибиотиков группы пенициллинов?
Какие поколения антибиотиков группы цефалоспоринов вы знаете?
По какому признаку данные препараты делят по поколениям?
Что используют в качестве растворителя и как правильно готовить раствор?
Какие основные побочные эффекты характерны для антибиотиков группы цефалоспоринов?
Перечислите антибиотики группы макролидов.
Назовите характерные для данной группы побочные эффекты.
Назовите препараты, относящиеся к группе тетрациклины.
Какие противопоказания для их применения и почему?
Что такое антибиотикорезистентность, причины формирования?
Приложение №2.
Задания для самостоятельной работы.
Задание №1
Заполните таблицу
Сравнительная характеристика антисептических и химиотерапевтических средств.
Сделайте выводы.
Показатель | Антисептики | Химиотерапевтические средства |
Основной механизм действия | Коагуляция белков микробной клетки, торможение группы ферментов. | Торможение отдельных, строго определенных ферментативных реакций у микробов, вирусов, простейших, грибов. |
Антимикробная активность (в разведении) | 1:100-----1:10 000 | |
Спектр противомикробного действия | | |
Характер действия | | |
Токсичность для организма | | |
Виды действия | | |
Привыкание микроорганизмов | | |
Задание №2
Укажите осложнения, характерные для антибиотиков группы пенициллина, тетрациклина, левомицетина, макролидов, цефалоспоринов, миногликозидов.
Задание №3
Заполните таблицу «Комбинированные антибиотики»
Состав | Торговые названия | Форма выпуска | Способы и правила введения | Особенности действия |
Амоксициллин/клавуланат | | | | |
Ампициллин/сульбактам | | | | |
Пиперациллин/тазобактам | | | | |
- бензатина бензилпенициллин 200000 ЕД - бензилпенициллина натриевая соль или бензилпенициллина калиевая соль 200000 ЕД - бензилпенициллина новокаиновая соль 200000 ЕД | | | | |
- бензатина бензилпенициллин - 1200000 ЕД - бензилпенициллин прокаин (бензилпенициллина новокаиновая соль) - 300000 ЕД | | | | |
Задание №4
Работа с лекарственными препаратами и аннотациями. Разложите имеющиеся в кабинете препараты антибиотиков по группам. Назовите спектр действия препаратов, показания к применению, побочные эффекты.
Задание №5
Составить таблицу по противомикробным средствам местного действия для лечения заболеваний горла. В таблице указать: торговое наименование, состав, лекарственную форму, фармакологические свойства компонентов, правила применения, синонимы.
Список препаратов: Граммидин (в ассортименте), Доритрицин, Гексорал (в ассортименте), Максиколд, Гелангин, Стрепсилс (в ассортименте, имеющие в составе антисептики), Фарингосепт, Лизобакт.
Задание №6
Выписать в рецептах:
Антибиотик для профилактики ревматизма.
Антибиотик группы тетрациклинов длительного действия.
Спирт этиловый для компресса.
Кислота борная при отите.
Полусинтетический пенициллин широкого спектра действия.
Водный раствор хлоргексидина для промывания ран.
Азитромицин в таблетках.