Практическое занятие по теме: « ХИМИЧЕСКАЯ ПОСУДА И ПРАВИЛА ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»
Цель работы – изучить имеющуюся в лаборатории химическую посуду, освоить технику работы с ней.
Тип урока : практическое занятие .
Место проведения: химическая лаборатория для занятий
Время выполнения: 2 академических часа
Оборудование: химическая посуда. Материально-техническое обеспечение: Методические рекомендации по теме;
Ход урока:
1.Орг.момент
2. Новый материал
Теоретическая часть:
Химическая посуда делится на стеклянную и фарфоровую. Основными требованием, предъявляемым к стеклянной посуде, является ее химическая устойчивость. Химическая устойчивость – это свойство стекла противостоять разрушающему действию растворов щелочей, кислот и других веществ. Термическая устойчивость – способность посуды выдерживать резкие колебания температуры
Вся посуда по назначению делится на несколько групп:
- общего назначения (используется для выполнения нескольких химических операций): пробирки, стаканы, плоскодонные, конические и круглодонные колбы, колбы Вюрца (круглодонные с газоотводной трубкой), кристаллизаторы, воронки, часовые стекла, бюксы;
- мерная посуда: цилиндры, мензурки, пипетки Мора и градуированные пипетки, мерные колбы;
- посуда специального назначения: осушительные склянки (Тищенко, Вульфа, Дрекселя), аппарат Киппа, установка для фильтрования под вакуумом, которая состоит из колбы Бунзена, воронки Бюхнера, склянки-ловушки и водоструйного насоса;
- посуда из фарфора и других материалов: шпатели, ступки, выпарительные чашки, тигли.
Практическая часть работы:
1.Получить у лаборанта химическую посуду для проведения экспериментальной работы.
2.Классифицировать полученную посуду.
3.Заполнить таблицу: по вариантам.
Название | Рисунок | Материал | Назначение |
-
Пробирка -
Воронки | | | |
-
Стакан -
Колба круглая плоскодонная | | | |
-
Колба коническая -
Кристаллизатор | | | |
-
Эксикатор -
Колбакруглодонная | | | |
-
Капельница -
Бюкс | | | |
-
Цилиндр -
Колба мерная | | | |
-
Пипетки -
Бюретки | | | |
-
Ступка с пестиком -
Фарфоровая чашка | | | |
-
Проволочный треугольник с фарфоровыми трубками -
Тигель | | | |
-
Тигельные щипцы -
Пинцет | | | |
-
колбы Бунзена -
шпатели | | | |
-
колбы Вюрца -
лабораторный штатив | | | |
-
лабораторный штатив -
держатель для пробирок | | | |
-
термометр -
ложка | | | |
-
реторта -
штатив для пробирок | | | |
1. тигель 2. тигельные щипцы | | | |
4.Назвать химическую посуду
1 вариант:
5.Ответить на контрольные вопросы
6.Сделать выводы
7. Привести в порядок рабочее место, сдать отчет по работе.
Контрольные вопросы и упражнения
1. Перечислить основные правила техники безопасности работы в химической лаборатории..
2 Перечислить стеклянную мерную посуду.
3. Правила работы с пипеткой.
4..Почему для изготовления химической посуды чаще всего используют стекло?
5.Почему закрепленная в лапке пробирка должна сравнительно свободно поворачиваться?
6. Что такое шлиф?
7. Какая посуда относится к посуде специального назначения?
4.Назвать химическую посуду
2 вариант:
5.Ответить на контрольные вопросы
6.Сделать выводы
7. Привести в порядок рабочее место, сдать отчет по работе.
Контрольные вопросы и упражнения
1. Перечислить основные правила техники безопасности работы в химической лаборатории..
2. Перечислить фарфоровую посуду и ее назначение.
3. Правила работы с бюреткой.
4.Почему закрепленная в лапке пробирка должна сравнительно свободно поворачиваться?
5. Что такое шлиф?
6.Для чего необходим кристаллизатор?
7.В чем различие ступки и выпарительной чашки?