Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №10»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
Мастер- класс с психологами
«Жизнь бесценный дар».
Подготовила
педагог-психолог
Рожкова Марина Васильевна
2023год
Тема : «Жизнь- бесценный дар»
Разминка
Упражнение «Интервью». Коллеги, предлагаю вам разделиться на пары и в течение 5 минут задать друг другу вопросы с целью узнать как можно больше о своем новом партнере и не просто имя, откуда он, где учится, хобби, но и что-нибудь необычное. Сначала один человек задает вопросы, затем по моей команде, вы меняетесь, и уже второй выступает в роли корреспондента. Затем вам нужно будет представить своего собеседника перед всеми, включая в себя имя и ту информацию, которую вы узнали друг о друге в интервью.
Упражнение «Закончи предложение»
( предложения задаются каждой группе)
Сейчас мы немножко поработаем в группах. Вам нужно будет закончить предложение.
• «Мне нравится жить, потому что...»
• «Считаю, что смысл жизни в …»
« Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…»
Ведущий: Отлично, я вижу, что все, кто сегодня собрались готовы к работе
Сегодня мы обсудим один из самых актуальных вопросов воспитания – профилактику суицидального поведения несовершеннолетних.
Упражнение «Жизнь»
- Как вы думаете , что является ценным для человека?
- А что же мы вкладываем в само понятие жизнь?
У вас на столах лежат листочки со словом ЖИЗНЬ. Напротив каждой буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют жизнь во всех оттенках. НАПРИМЕР: ж-желания, и- интерес и так далее. К мягкому знаку можно написать слово ЛЮБОВЬ.
-Давайте каждая группа зачитает свой вариант ответа.
И так мы можем сделать вывод, что жизнь очень разнообразна и многогранна, она включает в себя различные ситуации и оттенки. Как положительные так и отрицательные. Все вы наверное слышали фразу « Жизнь полосатая, как зебра».Что значит эта фраза?
- Назовите пожалуйста светлые и тёмные оттенки жизни.
Очень важно каждому из нас научиться превращать тёмные оттенки в светлые и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее, сильнее, успешнее.
Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, нам нужно
- во-первых, чтобы нас любили, и ,
- во-вторых, нам нужно хорошо к себе относиться.
Давайте ответим на вопрос Что же такое «потребность в любви»? (Педагоги высказываются).
Потребность любви — это:
- потребность быть любимым;
- потребность любить;
- потребность быть частью чего-то.
Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизненными проблемами.
Подросткам, которых не любят, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчёмность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого что самооценка снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались запросто, теперь становятся для них неразрешимыми.
Давайте представим, подростка. У которого куча нерешённых — как ему кажется- проблем; все его отрицательные события, переживания и эмоции — это многопудовые гири.
С таким грузом не то чтобы идти, встать невозможно. Психологи называют такие проблемы «три Н»: непреодолимые, нескончаемые, непереносимые; когда человеку кажется, что он не может преодолеть трудности, когда он думает, что несчастья никогда не кончатся.
Отчаявшиеся подростки вынуждены также бороться с «тремя Б»: беспомощностью, бессилием, и безнадёжностью.
Но жизнь — это не только «гири», это ещё и воздушные шары: одни тяжким грузом виснут на ногах, другие уносят нас в небо.
Молодые люди с суицидальными настроениями считают, что в их жизни больше гирь, чем воздушных шаров. Им кажется, что они сгибаются под весом неразрешимых проблем, что проблемам этим не будет конца, и в этот момент им и может прийти мысль о самоубийстве.
Период, когда жизнь кажется особенно тяжёлой, заботливый друг, педагог, близкий человек может сыграть роль воздушного шара. Эту же роль близкий человек выполнит, если сведёт с тем, кто сможет оказать профессиональную помощь.
Упражнение «Ценность человеческого существа»
Мы с вами знаем, что все люди обладают теми или иными способностями, привлекательными качествами, талантами, то есть ценностью. Но иногда человек как бы не видит их, потому что между ним и его ценностью находится стена отрицания себя, нелюбви к себе.
Согласно словарю, ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Следовательно, ценность человеческого существа — это важность, значимость, полезность каждого человека. И она безусловна, она появляется у человека по факту его рождения. Но, несмотря на это, каждый человек сам определяет свою ценность, которая называется самооценка. Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку.
– Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, коллеги, родители или что они о нас говорят.
Кто-то определяет самооценку самостоятельно, опираясь на представление о своих внешних данных и внутренних способностях. Таких людей часто называют сильными, харизматичными «со стержнем». А кто-то очень зависим от мнения окружающих, тогда любое слово может сильно повлиять на самооценку. Этот человек всегда ждет одобрения со стороны окружающих, иначе он не чувствует уверенности в себе.
Упражнение «Точка опоры». У каждого из нас есть сильные стороны, т.е. то, что мы ценим, принимаем и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем все это точкой опоры, ведь именно эти качества помогают нам в трудную минуту.
-Расскажите о своих сильных сторонах.
Упражнение «Чистый лист».
Ведущий: Перед вами лист бумаги. Представим себе, что это душа ребенка.
Когда на ребенка в семье не обращают внимания - часть ее души отрывается. Оторвите часть листа в круге.
Когда ученик не может установить контакт со сверстниками - происходит то же самое.
Когда педагог не понимает ученика и не может найти к нему подход - еще кусочек души прочь!
Когда ученик теряет веру в себя и свои способности - ........
Когда он становится никому не нужен ...
Ведущий: как видите у всех вам в руках остался лист с огромной дырой внутри. Тоже самое происходит и с душой ученика, и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.
Все эти и другие факторы создают условия, которые способствуют отклонению поведения учащегося.
Притча про осла, или как справляться с трудностями
В одной старой еврейской притче, фермерский осел провалился в колодец. Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец, фермер принял решение. Он посчитал, что осел уже старый, не нужен ферме, а колодец давно пересох, и пригласил всех своих соседей решить два дела сразу: засыпать колодец и заодно закопать ослика. Все дружно взялись за лопаты. Осел сразу же понял, к чему идет дело, и начал громко вопить. Затем, ко всеобщему удивлению, он притих. Спустя некоторое время фермер решил посмотреть, что происходит внизу. Он был изумлен увиденным. С каждым комком земли, падавшим на его спину, ослик проделывал совершенно невероятное: он встряхивался и становился поверх сброшенной земли. Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался как угорелый! В жизни вам будет встречаться много грязи, и каждый раз судьба будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, встряхнитесь и поднимайтесь наверх. Каждая из возникающих проблем – это возможность стать выше. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, даже самого глубокого колодца. Чтобы быть счастливым, есть пять простых истин: 1. Освободи свое сердце от обид – ПРОСТИ… 2. Освободи свой разум от волнений – большинство из них не сбываются. 3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь. 4. Отдавай больше. 5. Ожидай меньше. Я желаю вам каждое мгновение помнить о том, что каждая «проблема» – это камень, который жизнь «кидает» в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток. И то, что вы воспринимали как «проблему» – является не чем иным, как строительным материалом вашей жизни. Смысл жизни Ведущий: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни? Ведущий берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. -В конце спрашивает полон ли бокал? Отвечают: нет, не полон. Тогда учитель высыпает в стакан камни чёрного цвета, немного потрясет её. Естественно, камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, -Полон ли бокал? Отвечают: нет, не полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, -Полон ли бокал ? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон. Ведущий: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что бокал — это ваша жизнь. Разноцветные камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, ваши .Тёмные камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, работа, мобильный телефон, компьютер, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить бокал песком, не останется места, где могли бы разместиться разноцветные камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. Следите за вашими цветными камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок. |
Упражнение сферы спасения.
Каждый из нас в течение жизни сталкивается с различными сложностями и не простыми жизненными ситуациями. Сейчас нам нужно ответить на вопрос, что помогает пережить эти сложные моменты, как мы справляемся с трудностями.
Перед вами лист на котором написаны слова: семья, друзья, досуг, учеба (работа, творчество), любовь. Обведите в круг ту сферу, которая помогает вам в решении ваших жизненных проблем.
-Кто готов поделится своими сферами в решении жизненных проблем.
Теперь проанализируйте какая сфера слаба, какая не работает, не задействована в решении проблемных ситуаций,
Мы должны понимать, что все сферы в жизни должны быть полноценны, тогда проблемы и трудности переживаются проще.
Игра «Ситуации»( работа в группах)
Я каждой группе предлагаю ситуацию, а вы отвечаете, предлагая позитивные выходы из ситуации как нужно поступить школьнику в той или иной ситуации..
Примеры ситуаций:
• получил двойку;
• родители не соглашаются покупать вещь, о которой мечтал;
• хочет на дискотеку, но надо сидеть с младшим братом (сестрой);
• конфликтует с учителем;
• дали кличку;
• поссорился с лучшим другом (подругой);
• имеются проблемы со здоровьем;
• конфликты с одноклассниками (ребятами старшего возраста);
• потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.
Упражнение согласен-не согласен
Если вы согласны хлопните в ладоши. Если не согласны опустите палец вниз.
Утверждения для упражнения:
• в этой жизни надо все попробовать;
• жить нужно так, как будто каждый день последний;
• безвыходных ситуаций не бывает;
• в этой жизни все зависит от меня;
• в конфликте «отцов и детей» виноваты взрослые;
• есть ситуации, в которых невозможно найти выход;
• взрослые никогда не смогут понять детей.
Рефлексия. Перед вами маленькие листочки. Я предлагаю вам взять листок и написать на нём 5 причин, почему вы бы остались в этой жизни. Теперь сверните это листочек и возьмите с собой , а когда придёте домой потом спросите у своих близких людей (мужа, жены, детей), почему они хотят, чтобы вы жили, и тоже запишите их слова на этот листик. И Сохраните его.
Когда вам вдруг станет плохо, достаньте этот листик, прочтите вслух, и вам обязательно захочется жить, так как всегда приятно, когда любимые люди хотят видеть вас и заботиться о вас! Любите жизнь! Любите даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет вам жизнь. Если вы сами будете ценить жизнь, то и сможете помочь ученикам в самых трудных для них ситуациях!
Упражнение ладошки.
Каждый человек – творец своей жизни. И мы тоже строим свою жизнь. Перед вами цветные ладошки. Напишите на ладошках слова, которые вы считаете важными в вашей жизни. Кто напишет подходите и прикрепите на этот ватман свою ладошку.
Посмотрите, какая должна быть у вас яркая разноцветная жизнь! В завершении хочу вам всем пожелать счастья, любви, терпения и стремитесь к такой счастливой жизни. .
Спасибо!