СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие с педагогами -психологами школы " Жизнь бесценный дар"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие с педагогами -психологами школы " Жизнь бесценный дар"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №10»

Изобильненского городского округа Ставропольского края













Мастер- класс с психологами

«Жизнь бесценный дар».




















Подготовила

педагог-психолог

Рожкова Марина Васильевна




2023год



Тема : «Жизнь- бесценный дар»

Разминка

Упражнение «Интервью». Коллеги, предлагаю вам разделиться на пары и в течение 5 минут задать друг другу вопросы с целью узнать как можно больше о своем новом партнере и не просто имя, откуда он, где учится, хобби, но и что-нибудь необычное. Сначала один человек задает вопросы, затем по моей команде, вы меняетесь, и уже второй выступает в роли корреспондента. Затем вам нужно будет представить своего собеседника перед всеми, включая в себя имя и ту информацию, которую вы узнали друг о друге в интервью.

Упражнение «Закончи предложение»

( предложения задаются каждой группе)

Сейчас мы немножко поработаем в группах. Вам нужно будет закончить предложение.

• «Мне нравится жить, потому что...»

• «Считаю, что смысл жизни в …»

« Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…»


Ведущий: Отлично, я вижу, что все, кто сегодня собрались готовы к работе

Сегодня мы обсудим один из самых актуальных вопросов воспитания – профилактику суицидального поведения несовершеннолетних.

Упражнение «Жизнь»

- Как вы думаете , что является ценным для человека?

- А что же мы вкладываем в само понятие жизнь?

У вас на столах лежат листочки со словом ЖИЗНЬ. Напротив каждой буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют жизнь во всех оттенках. НАПРИМЕР: ж-желания, и- интерес и так далее. К мягкому знаку можно написать слово ЛЮБОВЬ.

-Давайте каждая группа зачитает свой вариант ответа.

И так мы можем сделать вывод, что жизнь очень разнообразна и многогранна, она включает в себя различные ситуации и оттенки. Как положительные так и отрицательные. Все вы наверное слышали фразу « Жизнь полосатая, как зебра».Что значит эта фраза?

- Назовите пожалуйста светлые и тёмные оттенки жизни.

Очень важно каждому из нас научиться превращать тёмные оттенки в светлые и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее, сильнее, успешнее.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, нам нужно

- во-первых, чтобы нас любили, и ,

- во-вторых, нам нужно хорошо к себе относиться.

Давайте ответим на вопрос Что же такое «потребность в любви»? (Педагоги высказываются).

Потребность любви — это:

- потребность быть любимым;

- потребность любить;

- потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизненными проблемами.

Подросткам, которых не любят, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчёмность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого что самооценка снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались запросто, теперь становятся для них неразрешимыми.

Давайте представим, подростка. У которого куча нерешённых — как ему кажется- проблем; все его отрицательные события, переживания и эмоции — это многопудовые гири.

С таким грузом не то чтобы идти, встать невозможно. Психологи называют такие проблемы «три Н»: непреодолимые, нескончаемые, непереносимыекогда человеку кажется, что он не может преодолеть трудности, когда он думает, что несчастья никогда не кончатся.

Отчаявшиеся подростки вынуждены также бороться с «тремя Б»: беспомощностью, бессилием, и безнадёжностью.
Но жизнь — это не только «гири», это ещё и воздушные шары: одни тяжким грузом виснут на ногах, другие уносят нас в небо.

Молодые люди с суицидальными настроениями считают, что в их жизни больше гирь, чем воздушных шаров. Им кажется, что они сгибаются под весом неразрешимых проблем, что проблемам этим не будет конца, и в этот момент им и может прийти мысль о самоубийстве.

 Период, когда жизнь кажется особенно тяжёлой, заботливый друг, педагог, близкий человек может сыграть роль воздушного шара. Эту же роль близкий человек выполнит, если сведёт с тем, кто сможет оказать профессиональную помощь.

Упражнение «Ценность человеческого существа»

Мы с вами знаем, что все люди обладают теми или иными способностями, привлекательными качествами, талантами, то есть ценностью. Но иногда человек как бы не видит их, потому что между ним и его ценностью находится стена отрицания себя, нелюбви к себе.

Согласно словарю, ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Следовательно, ценность человеческого существа — это важность, значимость, полезность каждого человека. И она безусловна, она появляется у человека по факту его рождения. Но, несмотря на это, каждый человек сам определяет свою ценность, которая называется самооценка. Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку.

– Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, коллеги, родители или что они о нас говорят.

Кто-то определяет самооценку самостоятельно, опираясь на представление о своих внешних данных и внутренних способностях. Таких людей часто называют сильными, харизматичными «со стержнем». А кто-то очень зависим от мнения окружающих, тогда любое слово может сильно повлиять на самооценку. Этот человек всегда ждет одобрения со стороны окружающих, иначе он не чувствует уверенности в себе.

Упражнение «Точка опоры». У каждого из нас есть сильные стороны, т.е. то, что мы ценим, принимаем и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем все это точкой опоры, ведь именно эти качества помогают нам в трудную минуту.


-Расскажите о своих сильных сторонах.



Упражнение «Чистый лист».

Ведущий: Перед вами лист бумаги. Представим себе, что это душа ребенка.

Когда на ребенка в семье не обращают внимания - часть ее души отрывается. Оторвите часть листа в круге.

Когда ученик не может установить контакт со сверстниками - происходит то же самое.

Когда педагог не понимает ученика и не может найти к нему подход - еще кусочек души прочь!

Когда ученик теряет веру в себя и свои способности - ........

Когда он становится никому не нужен ...

Ведущий: как видите у всех вам в руках остался лист с огромной дырой внутри. Тоже самое происходит и с душой ученика, и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.

Все эти и другие факторы создают условия, которые способствуют отклонению поведения учащегося.

Притча про осла, или как справляться с трудностями

В одной старой еврейской притче, фермерский осел провалился в колодец. Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец, фермер принял решение. Он посчитал, что осел уже старый, не нужен ферме, а колодец давно пересох, и пригласил всех своих соседей решить два дела сразу: засыпать колодец и заодно закопать ослика. Все дружно взялись за лопаты. Осел сразу же понял, к чему идет дело, и начал громко вопить. Затем, ко всеобщему удивлению, он притих.

Спустя некоторое время фермер решил посмотреть, что происходит внизу. Он был изумлен увиденным. С каждым комком земли, падавшим на его спину, ослик проделывал совершенно невероятное: он встряхивался и становился поверх сброшенной земли.

Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался как угорелый!


В жизни вам будет встречаться много грязи, и каждый раз судьба будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, встряхнитесь и поднимайтесь наверх. Каждая из возникающих проблем – это возможность стать выше. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, даже самого глубокого колодца.

Чтобы быть счастливым, есть пять простых истин:

1. Освободи свое сердце от обид – ПРОСТИ…

2. Освободи свой разум от волнений – большинство из них не сбываются.

3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.

4. Отдавай больше.

5. Ожидай меньше.

Я желаю вам каждое мгновение помнить о том, что каждая «проблема» – это камень, который жизнь «кидает» в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток. И то, что вы воспринимали как «проблему» – является не чем иным, как строительным материалом вашей жизни.

Смысл жизни

Ведущий: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?

Ведущий берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

-В конце спрашивает полон ли бокал? Отвечают: нет, не полон.

Тогда учитель высыпает в стакан камни чёрного цвета, немного потрясет её. Естественно, камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников,

-Полон ли бокал? Отвечают: нет, не полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников,

-Полон ли бокал ? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.

Ведущий: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что бокал — это ваша жизнь. Разноцветные камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, ваши .Тёмные камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, работа, мобильный телефон, компьютер, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить бокал песком, не останется места, где

могли бы разместиться разноцветные камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. Следите за вашими цветными камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок.

Упражнение сферы спасения.

Каждый из нас в течение жизни сталкивается с различными сложностями и не простыми жизненными ситуациями. Сейчас нам нужно ответить на вопрос, что помогает пережить эти сложные моменты, как мы справляемся с трудностями.

Перед вами лист на котором написаны слова: семья, друзья, досуг, учеба (работа, творчество), любовь. Обведите в круг ту сферу, которая помогает вам в решении ваших жизненных проблем.

-Кто готов поделится своими сферами в решении жизненных проблем.

Теперь проанализируйте какая сфера слаба, какая не работает, не задействована в решении проблемных ситуаций,

Мы должны понимать, что все сферы в жизни должны быть полноценны, тогда проблемы и трудности переживаются проще.

Игра «Ситуации»( работа в группах)

Я каждой группе предлагаю ситуацию, а вы отвечаете, предлагая позитивные выходы из ситуации как нужно поступить школьнику в той или иной ситуации..

Примеры ситуаций:

• получил двойку;

• родители не соглашаются покупать вещь, о которой мечтал;

• хочет на дискотеку, но надо сидеть с младшим братом (сестрой);

• конфликтует с учителем;

• дали кличку;

• поссорился с лучшим другом (подругой);

• имеются проблемы со здоровьем;

• конфликты с одноклассниками (ребятами старшего возраста);

• потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.

Упражнение согласен-не согласен

Если вы согласны хлопните в ладоши. Если не согласны опустите палец вниз.

Утверждения для упражнения:

• в этой жизни надо все попробовать;

• жить нужно так, как будто каждый день последний;

• безвыходных ситуаций не бывает;

• в этой жизни все зависит от меня;

• в конфликте «отцов и детей» виноваты взрослые;

• есть ситуации, в которых невозможно найти выход;

• взрослые никогда не смогут понять детей.

Рефлексия. Перед вами маленькие листочки. Я предлагаю вам взять листок и написать на нём 5 причин, почему вы бы остались в этой жизни. Теперь сверните это листочек и возьмите с собой , а когда придёте домой потом спросите у своих близких людей (мужа, жены, детей), почему они хотят, чтобы вы жили, и тоже запишите их слова на этот листик. И Сохраните его.

Когда вам вдруг станет плохо, достаньте этот листик, прочтите вслух, и вам обязательно захочется жить, так как всегда приятно, когда любимые люди хотят видеть вас и заботиться о вас! Любите жизнь! Любите даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет вам жизнь. Если вы сами будете ценить жизнь, то и сможете помочь ученикам в самых трудных для них ситуациях!

Упражнение ладошки.

Каждый человек – творец своей жизни. И мы тоже строим свою жизнь. Перед вами цветные ладошки. Напишите на ладошках слова, которые вы считаете важными в вашей жизни. Кто напишет подходите и прикрепите на этот ватман свою ладошку.

Посмотрите, какая должна быть у вас яркая разноцветная жизнь! В завершении хочу вам всем пожелать счастья, любви, терпения и стремитесь к такой счастливой жизни. .

Спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!