СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. Семья как важнейшая среда развития и воспитания ребёнка.doc

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Семья как важнейшая среда развития и воспитания ребёнка.doc»

Задание 1.

  1. Семья как социокультурный институт.

Семья - это самая малая ячейка общества, социальный институт, который представляет собой совокупность брачных и родственных отношений, состояние общества. Семья формирует личность в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее Членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная.

  1. Функции семьи.

  • репродуктивная функция (рождение детей);

  • воспитательная функция (воспитание детей, передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство);

  • производственно-хозяйственная (профессиональная деятельность, организация быта и ведение хозяйства);

  • коммуникативная (внутрисемейное общение, общение посредством СМИ, видами искусства, окружающей природой и т.д.);

  • организация досуга.

  1. Условия успешного воспитания детей в семье.

  • Атмосфера семейного благополучия

  • Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье

  • Любовь к своему ребенку

  • Авторитет родителей

  • Единые согласованные требования всех членов семьи к ребенку

  • Личный пример родителей

  • Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка

  1. Авторитет родителей и его роль в воспитании.

Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых её членов, но и всем образом жизни. Отношение в семейном коллективе требует взаимопонимания, ответственности, умение организовать отношения на принципах равенства, уважения.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение истинного авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Авторитетность родителей в глазах ребенка — это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Так будут поступать дети в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.

В процессе воспитания очень большую роль играет авторитет родителей. А.С. Макаренко выделил типы родительских авторитетов, негативно сказывающихся на воспитании ребенка:

 - авторитет подавления - повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;

авторитет расстояния - родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними, как начальники;

авторитет чванства - возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома;

авторитет педантизма - большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к непререкаемому авторитету;

авторитет резонерства - бесконечные назидания и наставления ребенка;

авторитет любви - стремление повседневно и повсеместно демонстрировать свою любовь к ребенку и демонстрация любви ребенка к ним; 

- авторитет доброты - чрезмерная мягкость, доброта. Уступчивость по отношению к поведению ребенка;

авторитет подкупа - послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.

Настоящий родительский авторитет - это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.

  1. Особенности семьи с проблемными детьми

  • Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание

  • Неприятие личности ребенка

  • Неконструктивные формы взаимоотношения с ним

  • Страх ответственности

  • Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание

  • Нарушение взаимоотношений в семье

  • Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей

  • Постоянная усталость родителей


Задание 2.

Процесс воспитания в моей семье.

Моя семья традиционного типа – мама, папа, старшая сестра и я. Мне кажется, что мои родители со своими обязанностями справились на «отлично». И с главной своей обязанностью, такой как воспитать нас, они справились очень хорошо.

Во-первых, мои родители всегда оставались мне друзьями. Как маме, так и папе я доверяла на все 100%. Я могла и могу рассказывать им абсолютно всё. И для меня это большой плюс. Но рассказывая им все свои проблемы и секреты, я прекрасно понимала, что могу быть отругана или наказана. И я этого не боялась. Я считала и считаю, что это справедливо.

Во-вторых, дома всегда благополучная атмосфера. Тишина и спокойствие. Огромное спасибо им за это. Ведь идя домой, я всегда знала, что меня там любят и ждут. Это мое место, где я в любви и защите.

В-третьих, они меня всегда поддерживают. Все мои решения, идеи и цели. Но это не выходит за «рамки». Наоборот, я люблю обращаться к ним за советом, потому что у них есть жизненный опыт, они умны и мудры.

В-четвертых, мои родители очень хорошо освоили метод «Кнут и пряник». Меня всегда в меру наказывали и в меру поощряли.

В-пятых, моё мнение учитывалось всегда, тем самым я чувствовала, что мы семья.

Этот список я могла бы продолжать вечно, но вывод один. Мои родители – большие молодцы. Мое воспитание и я сама – это их труд.


Задание 3.

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский

Если проводить параллель, то можно сказать, что капля воды – это наше общество, частью которого является семья, а солнце – ребенок, который получает воспитание изначально в семье. Какие же возникают изменения и проблемы? Почему это происходит? Почему в современных условиях “лучи солнца” светят по-другому ?

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Современные проблемы воспитания детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому детей воспитывают родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - это проблемы общества в целом .

Проблема современной семьи:

  • основное время и силы родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей, нехватка общения, только в школе осуществляется контроль за учебой;

  • низкая культура общественной жизни, социальная напряженность;

  • двойная нагрузка на женщину в семье (работа и семья);

  • высокий процент разводов; развод – проблема воспитания детей;

  • обострение конфликтов между поколениями становиться напряженнее;

  • увеличение разрыва между семьей и школой (школа почти устранилась от роли помощника семьи, не в состоянии оказать помощь семье);

  • некоторые родители недооценивают потребность ребенка быть личностью;

  • интересы детей не учитываются в некоторых семьях, поощряется инициатива которая выгодна; отношения с родителями лишены духовности ;

  • чрезмерная занятость родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками , пассивность родителей в общении с детьми, что порождает у детей чувство обиды, одиночества

  • неуважение к ним, недоверие, слежка – дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу ;

  • аморальный образ жизни родителей, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют и воруют;

  • кризис отцовства, неполные семьи.

Воспитание детей, как и семья – не сплошной праздник с кучей подарков и безудержного удовольствия, это работа.

И начинается она с первой секунды появления маленького человека на свет. Первые ощущение, дарованные ему: любовь, тепло забота, ласка – уже воспитательный процесс. И если малыш получает их как от мамы, так и от папы, понимающих, что маленький ребенок – это не только будущее семьи, а уже человек, воспитательный процесс идет в правильном русле. Ребенок – часть отца и матери, но в большей мере он часть самого себя.

И чтобы воспитание принесло плоды, родители ОБЯЗАНЫ взять себе за правило то, что ребёнок им ничего не должен.

Родители должны научиться понимать: чувства маленького человека, его мироощущение, желания, и все это индивидуально. Дети не могут быть такими, как родители. И родительскую жизнь им не прожить: вы не можете заставить своих детей чувствовать, видеть, понимать что-то, как вы, а вправе лишь объяснить, что чувствуете, видите и понимаете. Признавая за ребёнком право на свое «я», направляйте его – это основная задача семейной пары, которая доросла до того, чтобы быть родителями. Поэтому, чем раньше родители начнут расти вместе со своими детьми, тем лучше.

Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближнем окружении: взаимопомощь, доброе, заботливое отношение друг к другу.

Окружайте своих детей любовью и лаской, пусть они чувствуют, что любимы и желанны в семье. Пусть дети для нас будут прежде всего только детьми, а не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами. Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас. Если родительская любовь будет безграничной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутри личностного конфликта, научатся самокритичности. Нужно научиться радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно и помогать во всем своему малышу, это укрепит его уверенность в том, что у него все получится.

Список используемой литературы:

1. А.С. Макаренко "Лекция о воспитании"

2. “Википедия – Свободная энциклопедия”.

3. Сатир В. “Как строить себя и свою семью. Заметки психолога”.

4. “ Этика и психология семейной жизни”. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы.

Источник: https://www.pedopyt.ru/categories/5/articles/1047

Вопросы:

  1. Как Вы думаете, почему стало так много семей, в которых родители ведут себя аморально? Почему количество таких семей растет с каждым годом?

  2. Как Вы считаете, должны ли родители изучать педагогическую литературу? Если да, то как часто?

  3. Должны ли родители «оглядываться назад» и сравнивать со своей жизнью? В какие моменты? Почему?