План практического занятия №11
ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК. 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел Сестринская помощь в терапии
Тема занятия: Особенности СП при раке легкого.
Тип занятия: Комбинированное занятие
Форма проведения: Практическое занятие
Время проведения: 90 минут
Цели занятия: формировать умения и навыки студента в сестринском уходе за пациентами с раком легкого.
Задачи:
1)Образовательные: углубить, обобщить, закрепить знания студентов. Проверить знания студентов по данной теме.
2) Развивающие
1. Формировать культуру общения.
2. Развивать у студентов умение проблемно мыслить отвечать на проблемно-поисковые вопросы.
3. Использовать деловые ситуации для более полного развития способности личности и самовыражения.
3) Воспитательные
1. Воспитание навыков самостоятельной работы.
2. Деонтологическое воспитание.
3. Воспитывать у студентов добросовестное отношение к занятиям.
Студент должен знать:
АФО органов дыхания
Методы обследования больных с раком легких
Инструментальные и лабораторные методы, применяемые для обследования больных с легочной патологией
Теоретические аспекты развития заболевания
Наименование общих и профессиональных компетенций при изучении МДК
№ п/п | Код компетенции по ФГОС | Содержание компетенции |
1 | ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
2 | ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
3 | ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
4 | ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
5 | ПК 2.5 | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
6 | ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию |
7 | ПК 2.7 | Осуществлять реабилитационные мероприятия |
8 | ПК 2.8 | Оказывать паллиативную помощь. |
9 | ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
10 | ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
11 | ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
12 | ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
13 | ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
14 | ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
15 | ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
16 | ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
17 | ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
18 | ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
19 | ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
20 | ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
21 | ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Оборудование к занятию:
Оборудование и приборы для демонстраций: кушетка, тонометр, термометр, карманный ингалятор, набор для выполнения в/в, в/м, п/к, в/к инъекции, пикфлоуметр, аппарат Боброва, небулайзер.
Дидактические материалы и наглядные пособия: нормативно – правовые документы, плакаты, медицинская документация (история болезни, температурный лист, направления и др.), ситуационные задачи, комплект тестов.
Программное обеспечение: РП ПМ.02, КТП ПМ.02 МДК 02.01, информационный блок, нормативно – правовые документы.
8. Учебная литература:
1) Учебник Э.В. Смолева, Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи под ред. КМН Б.В. Кабарухина. Ростов н/Д: Феникс 2018
2) Учебник Филатова С.А. Сестринский уход в гериатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
9. Ход занятия:
№ п/п | Этап Занятия | Время (мин) | Методы Обучения | Деятельность Преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент | 5 | | Заполняет журнал, контроль внешнего вида сообщает студентам знакомство с темой, целями и планом занятия | Записывают в тетрадь тему и цели занятия |
2. | Актуализация знаний | 20 | Письменный | Раздает тестовые задания | Отвечают на вопросы тестовых заданий |
3. | Разъяснение содержания и последовательности практических действий Мотивация учебной деятельности | 20 | Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (объяснение с демонстрацией действия) | Мотивация студентов к изучению нового материала. Объяснение студентам нового материала, сопровождая его демонстрацией. Отразить содержание материала: Техника проведения беседы, опроса пациента, осмотр органов дыхания | Записывают в тетрадь основные термины, понятия. Конспектируют сказанное преподавателем на занятие. |
4 | Самостоятельная работа под контролем преподавателя | 15 | репродуктивный | Наблюдает за работой студентов, корректирует ее. | Решение ситуационных задач |
5. | Контроль знаний | 20 | Комбинированный | Контролирует выполнение самостоятельной работы . Разъясняет индивидуальные ошибки. Задает вопросы, корректирует ответы. Выставляет оценки за занятие, комментирует их. | Отвечают на вопросы преподавателя |
6. | Рефлексия | 5 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученное на занятие, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей | Обобщают изученного на занятие, проанализируют допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценка степени достижения целей. |
7. | Итоги занятия | 5 | | Даёт самостоятельную внеаудиторную работу | Записывают задание |
Общее время занятия (мин) | 90 | | |
10. Внеаудиторная самостоятельная работа обучаемых:
1. Работа с лекционным материалом и учебниками:
Учебник Э.В. Смолева, Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи под ред. кмн Б.В. Кабарухина. Ростов н/Д: Феникс 2018
Учебник Филатова С.А. Сестринский уход в гериатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
Учебные вопросы:
Какие факторы способствуют развитию рака легкого?
Чем отличается симптоматика центрального и периферического рака легкого?
Назовите основные группы симптомов рака легкого, характерные для поздней стадии опухолевого процесса.
Какие дополнительные методы обследования больных играют существенную роль в диагностике рака легкого?
Каковы особенности ухода за больными с неоперабельным раком легкого?
Тестовый контроль
Выберите один правильный ответ:
1. Основные факторы риска возникновения рака легких:
а) бронхиальная астма
б) курение, хронический бронхит
в) алкоголизм
г) плевриты
2. Похудание, сухой упорный кашель наблюдаются при:
а) остром бронхите
б) бронхиальной астме
в) периферическом раке легкого
г) центральном раке легкого
3. Похудание, боль в грудной клетке наблюдаются при:
а) остром бронхите
б) бронхиальной астме
в) периферическом раке легкого
г) центральном раке легкого
4. Осложнение рака легкого:
а) бронхиальная астма
б) хронический бронхит
в) эмфизема легких
г) легочное кровотечение
5. При раке легких в мокроте обнаруживают:
а) атипичные клетки
б) много эритроцитов
в) много лейкоцитов
г) много белка
6. При раке легкого мокрота бывает:
а) «ржавая»
б) гнойная
в) в виде «малинового желе»
г) стекловидная
7. Наиболее эффективное лечение в начальной стадии рака легких:
а) оперативное вмешательство
б) цитостатики
в) лучевая терапия
г) гормоны
8. Анализ мокроты при подозрении на рак легких - это:
а) общий
б) бактериологический
в) на БК
г) на атипичные клетки
9. Для точной диагностики рака легкого проводят:
а) бронхоскопию с биопсией
б) сбор мокроты на общий анализ
в) общий анализ крови
г) общий анализ мочи
10. Метод ранней диагностики рака легкого:
а) флюорография
б) анализ крови
в) анализ мокроты
г) спирография
Эталон ответа:
№ | Ответ |
1 | Б |
2 | Г |
3 | В |
4 | Г |
5 | А |
6 | В |
7 | А |
8 | Г |
9 | А |
10 | А |
Критерий оценивания:
«5» отлично – 0 ошибок
«4» хорошо – 1-2 ошибки
«3» удовлетворительно – 3-4 ошибки
«2» неудовлетворительно – более 4 ошибок
Практические навыки
Техника смены нательного, постельного белья.
Туалет больного(лица, половых органов, кожных покровов)
Техника кормления больных.
Выполнение в/м, в/в, п/к, в/к инъекции.
Техника пользования карманным ингалятором, небулайзером.
Ситуационные задачи
Задача 1
Пациент А., 1942 г.р., находится на лечении в онкодиспансере с диагнозом: центральный рак легкого, 3-я стадия. Медицинская сестра установила жалобы на: сильные боли в грудной клетке, кашель с отделением мокроты слизистого характера, резкую слабость, периодическое повышение температуры тела до субфебрильных цифр, слабость, плохой аппетит, похудание.
Объективно: состояние пациента средней тяжести. Кожные покровы бледные. Грудная клетка обычной формы, обе половины равномерно участвуют в акте дыхания. Пациент пониженного питания, температура тела 36,9 С, ЧДД 120/70 мм рт. ст. Пациент обеспокоен своим состоянием, утверждает, что его мать умерла от онкологического заболевания, и он ожидает такого же исхода.
Задания:
1. Определить потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулировать проблемы пациента.
2. Поставить цели и составить план сестринских вмешательств с мотивацией.
Задача 2
Медицинская сестра посещает пациента 70 лет с диагнозом: рак легкого 4 степени для введения обезболивающих средств.
Внезапно у пациента во время сильного приступа кашля начала выделяться алая пенистая кровь.
Объективно: состояние тяжелое, больной истощен, кожные покровы бледные, с землистым оттенком. ЧДД 26 в мин, пульс 98 в мин, слабый, АД 100/70 мм. рт. ст.
Задание:
Предположите что случилось с пациентом, ваша тактика.
Какие методы диагностики рака легкого вы знаете?
Каковы этапы сестринского ухода за пациентом?
План практического занятия №12
ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК. 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел Сестринская помощь в терапии
Тема занятия: Зачет по разделу «СП при заболеваниях органов дыхания»
1.Тип занятия: Комбинированное занятие
2.Форма проведения: Практическое занятие
3.Время проведения: 90 минут
4.Цели занятия: формировать умения и навыки студента в сестринском уходе за пациентами с заболеваниями органов дыхания.
5.Задачи:
1)Образовательные: углубить, обобщить, закрепить знания студентов. Проверить знания студентов по данной теме.
2) Развивающие
1. Формировать культуру общения.
2. Развивать у студентов умение проблемно мыслить отвечать на проблемно-поисковые вопросы.
3. Использовать деловые ситуации для более полного развития способности личности и самовыражения.
3) Воспитательные
1. Воспитание навыков самостоятельной работы.
2. Деонтологическое воспитание.
3. Воспитывать у студентов добросовестное отношение к занятиям.
Студент должен знать:
АФО органов дыхания
Методы обследования больных с заболеваниями органов дыхания
Инструментальные и лабораторные методы, применяемые для обследования больных с легочной патологией
Теоретические аспекты развития заболеваний органов дыхания
Наименование общих и профессиональных компетенций при изучении МДК
№ п/п | Код компетенции по ФГОС | Содержание компетенции |
1 | ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
2 | ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
3 | ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
4 | ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
5 | ПК 2.5 | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
6 | ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию |
7 | ПК 2.7 | Осуществлять реабилитационные мероприятия |
8 | ПК 2.8 | Оказывать паллиативную помощь. |
9 | ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
10 | ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
11 | ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
12 | ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
13 | ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
14 | ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
15 | ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
16 | ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
17 | ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
18 | ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
19 | ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
20 | ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
21 | ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Оборудование к занятию:
Оборудование и приборы для демонстраций: кушетка, тонометр, термометр, карманный ингалятор, набор для выполнения в/в, в/м, п/к, в/к инъекции, пикфлоуметр, аппарат Боброва, небулайзер.
Дидактические материалы и наглядные пособия: плакаты, медицинская документация (история болезни, температурный лист, направления и др.),комплект билетов для зачета.
Программное обеспечение: РП ПМ.02, КТП ПМ.02 МДК 02.01
8. Учебная литература:
1) Учебник Э.В. Смолева, Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи под ред. КМН Б.В. Кабарухина. Ростов н/Д: Феникс 2018
2) Учебник Филатова С.А. Сестринский уход в гериатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
Ход занятия:
№ п/п | Этап Занятия | Время (мин) | Методы Обучения | Деятельность Преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент | 5 | | Заполняет журнал, контроль внешнего вида сообщает студентам знакомство с темой, целями и планом занятия | Записывают в тетрадь тему и цели занятия |
2 | Самостоятельная работа под контролем преподавателя | 25 | репродуктивный | Наблюдает за работой студентов, корректирует ее. | Решение заданий по билету |
3. | Контроль знаний | 50 | Комбинированный | Контролирует выполнение самостоятельной работы . Разъясняет индивидуальные ошибки. Задает вопросы, корректирует ответы. Выставляет оценки за занятие, комментирует их. | Отвечают на вопросы преподавателя |
4. | Рефлексия | 5 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученное на занятие, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей | Обобщают изученного на занятие, проанализируют допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценка степени достижения целей. |
5. | Итоги занятия | 5 | | Даёт самостоятельную внеаудиторную работу | Записывают задание |
Общее время занятия (мин) | 90 | | |
Билеты для проведения зачета:
Зачет по разделу «СП при заболеваниях органов дыхания» Билет № 1 ФИО студента____________________________________________Группа_____________ Задание: Дайте краткое определение Пневмония -______________________________________________________ Экссудат-_________________________________________________________ Инспираторная одышка-_____________________________________________ Пикфлоуметрия-___________________________________________________ Пенициллины-_____________________________________________________ |
Выпишите рецепт сиропа амброксола, охарактеризуйте препарат |
Продемонстрируйте технику использования карманного ингалятора. Оценка_______________________ Преподаватель _________________Н.Н. Афанасьева |
Зачет по разделу «СП при заболеваниях органов дыхания» Билет № 2 ФИО студента____________________________________________Группа_____________ Задание: Дайте краткое определение Бронхиальная астма-____________________________________________ Транссудат-______________________________________________________ Экспираторная одышка-_____________________________________________ Спирометрия-___________________________________________________ Бронхолитики -_____________________________________________________ |
Выпишите рецепт раствора эуфиллина, охарактеризуйте препарат |
Продемонстрируйте технику использования пикфлоуметра. Оценка_______________________ Преподаватель _________________Н.Н. Афанасьева |
Зачет по разделу «СП при заболеваниях органов дыхания» Билет № 3 ФИО студента____________________________________________Группа_____________ Задание: Дайте краткое определение Бронхит -______________________________________________________ Одышка -_________________________________________________________ Кровохарканье -_____________________________________________ Рентгенография-___________________________________________________ Муколитики -_____________________________________________________ |
Выпишите рецепт таблеток ампиокса, охарактеризуйте препарат |
Продемонстрируйте технику в/м инъекции Оценка_______________________ Преподаватель _________________Н.Н. Афанасьева |
Зачет по разделу «СП при заболеваниях органов дыхания» Билет № 4 ФИО студента____________________________________________Группа_____________ Задание: Дайте краткое определение Бронхэктатическая болезнь-__________________________________________ Ортопноэ -_________________________________________________________ Лейкоцитоз -_______________________________________________________ Бронхоскопия -___________________________________________________ Глюкокортикостеройды-____________________________________________ |
Выпишите рецепт таблеток бромгексина, охарактеризуйте препарат |
Продемонстрируйте технику постановки горчичников. Оценка_______________________ Преподаватель _________________Н.Н. Афанасьева |
Зачет по разделу «СП при заболеваниях органов дыхания» Билет № 5 ФИО студента____________________________________________Группа_____________ Задание: Дайте краткое определение ХОБЛ-______________________________________________________ Тахипноэ-_________________________________________________________ Спирометрия -_____________________________________________ Постуральный дренаж-___________________________________________________ Цефалоспорины-_____________________________________________________ |
Выпишите рецепт раствора беродуала, охарактеризуйте препарат |
Продемонстрируйте технику в/в инъекции. Оценка_______________________ Преподаватель _________________Н.Н. Афанасьева |
Зачет по разделу «СП при заболеваниях органов дыхания» Билет № 6 ФИО студента____________________________________________Группа_____________ Задание: Дайте краткое определение Крупозная пневмония-______________________________________________________ Брадипноэ-_________________________________________________________ Небулайзер -_____________________________________________ Бронхоскопия -___________________________________________________ М-холиноблокаторы-_____________________________________________________ |
Выпишите рецепт раствора преднизолона, охарактеризуйте препарат |
Продемонстрируйте технику смены нательного и постельного белья. Оценка_______________________ Преподаватель _________________Н.Н. Афанасьева |
Зачет по разделу «СП при заболеваниях органов дыхания» Билет № 7 ФИО студента____________________________________________Группа_____________ Задание: Дайте краткое определение Плеврит-______________________________________________________ Тахикардия-_________________________________________________________ Абсцесс-_____________________________________________ Плевральная пункция -___________________________________________________ Диуретики-_____________________________________________________ |
Выпишите рецепт таблеток АЦЦ, охарактеризуйте препарат |
Продемонстрируйте технику использования небулайзера. Оценка_______________________ Преподаватель _________________Н.Н. Афанасьева |
Зачет по разделу «СП при заболеваниях органов дыхания» Билет № 8 ФИО студента____________________________________________Группа_____________ Задание: Дайте краткое определение Пневмосклероз -______________________________________________________ Лихорадка-_________________________________________________________ Дыхание Чейн-Стокса-_____________________________________________ Пневмоторакс-___________________________________________________ Антигистаминные-_____________________________________________________ |
Выпишите рецепт таблеток кодеина, охарактеризуйте препарат |
Продемонстрируйте технику разведения антибиотиков. Оценка_______________________ Преподаватель _________________Н.Н. Афанасьева |
Критерий оценивания:
За каждое задание максимальное количество баллов - 5
«5» отлично - 13-15 баллов
«4» хорошо – 10-12 баллов
«3» удовлетворительно – 7-9 баллов
«2» неудовлетворительно – менее 7 баллов