СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. Сущность воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Факторы развития личности. Движущие силы и логика воспитательного.doc

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Сущность воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Факторы развития личности. Движущие силы и логика воспитательного.doc»


Практическое занятие


Тема: «Сущность воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Факторы развития личности. Движущие силы и логика воспитательного процесса»

Задание 1. Составить развёрнутый план ответа по каждому из вопросов.

  1. Понятие о воспитании, его сущности и функциях, характерных особенностях.

Воспитание (в широком смысле) – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание (в узком смысле) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Сущность воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении и деятельности 

Функции:

1. Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.

2. Функция формирования представляется как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для личностного, гражданского и профессионального роста.

3.Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и совместной выработки собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.

4.Функция индивидуализации представляется как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и поколений.

5.Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с человеком определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях его жизни и самостоятельно достичь желаемых результатов в труде, самовоспитании, общении, образе жизни. Предметом психологической поддержки выступают проблемы личности, связанные с кризисными событиями жизни, нарушениями личностного развития и поведения, трудностями социальной адаптации и интеграции.

6.Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав человека, удовлетворении потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, здоровье, смысле жизни, личной свободе.

7.Кулътурообразующая функция воспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание человека культуры.

Характерные особенности:

• целенаправленность (чем понятнее цель, тем эффективнее результат);

• единство цели (показатель сотрудничества между воспитателями и воспитуемыми);

• длительность (результаты не ощущаются сразу, как в процессе обучения);

• многофакторность (личность подвергается огромному количеству влияний, как положительных, так и отрицательных. В процессе воспитания должна происходить их корректировка. Если влияния воздействующих сторон на личность совпадают, то результат воспитания более эффективен.);

• подвижность (воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям);

• непрерывность (никакие одноразовые, даже яркие мероприятия не заменят тщательной, кропотливой, систематической воспитательной работы);

• комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания)


  1. Воспитание, образование, обучение – их взаимоотношение и взаимосвязь. Воспитание и педагогическая поддержка личности.

Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности. Из первой и второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, коммунистического воспитания и общего развития личности, связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства и принцип научности.

Образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание, обучение человек осваивает конкретные нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Они создают вполне конкретного индивида для определенной социальной среды, для определенных социальных отношений, с конкретными свойствами поведения, опыта, знания, мировоззрения и т.д. воспитание и обучение тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, их необходимо различать.


Педагогическая поддержка – это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

Условия обеспечения педагогической поддержки:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку,

  • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;

  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

  • совместность, сотрудничество, содействие;

  • конфиденциальность (анонимность);

  • доброжелательность и безоценочность;


  1. Движущие силы, закономерности, принципы воспитания.


Движущими силами воспитания с точки зрения методологии являются противоречия. Они могут быть внутренними и внешними.

Внутренние:

1. Противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику и теми возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач (надо и могу).

2. Между внешними требованиями к ребенку и внутренними побуждениями, мотивами, стремлениями (надо и хочу).

3. Между уровнем притязаний ребенка и уровнем возможностей (хочу и могу).

4. Между мотивами – борьба мотивов (хочу и хочу).

Внешние (часто оказывают отрицательное влияние на воспитание):

1. Несоответствие воспитательных влияний школы и среды;

2. Несоответствие воспитательных влияний субъектов воспитания.


Педагогическая закономерность – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь явлений воспитания, обеспечивающая их существование и поступательное развитие.

Закономерности – главный элемент педагогической теории, но существует несколько подходов к освещению этого вопроса.

1. Процесс воспитания обусловлен социально-экономическими потребностями и возможностями общества. (На рубеже 17-18 веков - развитие экономической и политической сферы – реформы Петра I – развитие образования и воспитания молодежи – морские, навигатские школы, «Юности честное зерцало»).

2. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность и общение. Вне деятельности и общения человек не развивается.

3. В воспитании все внешнее трансформируется через внутреннее.

4. Взаимообусловленность всех компонентов воспитательной деятельности

Закономерности объективны и неизменны. На основе закономерностей развития и воспитания вырабатываются принципы воспитания.


Принцип воспитания – это научно обоснованное требование к деятельности педагога, вытекающее из научно обоснованных закономерностей. Назовем основные принципы.

1. Связь воспитания с жизнью.

2. Воспитание в разнообразной деятельности.

3. Воспитание личности в коллективе (А.С. Макаренко)

4. Стимулирование активности формируемой личности, детской самодеятельности (самостоятельной деятельности) в сочетании с педагогическим руководством.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (Л.С. Выготский).

6. Гуманное отношение к ребенку.

7. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

8. Опора на «положительное» в ребенке.

Принципы изменяются с течением времени, и это одна из причин того, что в разных учебниках предлагаются различные взгляды на этот вопрос и с ними следует познакомиться самостоятельно.


Задание 2. Ответьте на вопрос «Почему в педагогической теории существует такое многообразие определений понятия «воспитание»?

Воспитание - это конкретно-историческое явление, которое тесным образом связанно с политическим, социальным, экономическим, культурным развитием и состоянием общества. Поэтому воспитание рассматривается как социальное явление - исторически сложившаяся совместная деятельность людей по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для развития членов общества на протяжении их жизни.

И сегодня воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.

  • Воспитание - это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на максимальное развитие личности ребенка через вхождение его в контекст современной культуры и становление его как активного строителя собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.

  • Воспитание - это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

  • Воспитание - это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях.

Видно, что подходы к определению понятия «воспитания» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т.д. Основой воспитания и сегодня является общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.

На мой взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «воспитания» и, рассмотрев вышеприведенные понятия к определению можно сделать вывод о том, что воспитание - это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.