СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. Цели, содержание, формы и методы воспитания.doc

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Цели, содержание, формы и методы воспитания.doc»

Задание 1.

Всесторонне развитие личности подразумевает формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности в их тесной взаимосвязи. Значит, чтобы личность развивалась гармонично, необходимо уделить в воспитании по возможности равное внимание пяти аспектам.

Я считаю, что реализация цели всестороннего развития личности вполне возможна. Главное:

  1. Разобраться в каждом аспекте подробнее

  2. Правильно распределить задачи аспектов исходя из возраста

  3. Гармоничное развитие и распределение нагрузки

В развитии и формировании личности большое значение имеет, прежде всего, физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Только благодаря уму человек выделился из животного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующуюся мировыми процессами интеграции.

Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение, или приобщение ее к современным достижениям техники, в том числе и бытовой, овладение умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями. Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду и собственности, что обусловливает необходимость действенного морального воспитания.

Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.


Задание 2.

Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они
различаются по следующим признакам: по целевой
направленности, по позиции участников воспитательного процесса,
по объективным воспитательным возможностям.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе. Игра имеет социальную основу. Детские игры связаны с миром взрослых, это доказал К. Д. Ушинский. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между взрослыми. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.


Задание 3.

К основным методам воспитания относятся:

- метод примера;

- метод упражнения;

-метод приучения;

- метод убеждения;

- метод внушения;

- метод соревнования;

- метод поощрения;

- метод принуждения.

Эти методы взаимосвязаны и направлены на воспитание личности и воспитание группы, коллектива. Их эффективность повышается, если личность воспи­тывает себя, применяя методы самовоспитания. 

1. Метод примера. Метод примера включает различные средства и приемы, учитывающие естественную склонность человека к подражанию, копированию наиболее ярких образцов и идеалов.

Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, ребенок воспринимает движения и жесты, слова и чувства взрослых. Еще Я. А. Коменский отмечал, что маленькие дети учатся раньше подражать, чем познавать. С подражания развертывается генная программа психики человека. Чем больше слов слышит ребенок, тем раньше начинает говорить, чем чаще видит по­ложительные поступки, тем быстрее развивает нравственные качества.

Сила воздействия примера в том, что ребенок, стараясь стать быстрее взрослым (мальчик – мужчиной, девочка – женщиной), подсознательно копирует их поведение, стремительно усваивает знания, умения и навыки. В семье и школе действует один закон: если воспитатель хочет сформировать то или иное качество у ребенка, он должен сам обладать этим качеством.

В процессе воспитания действуют две силы: положительная и отрицательная. Поэтому воспитателю необходимо применять не только примеры для подражания, положительные, но и примеры отталкивающие, отрицательные.

2. Метод упражнения. Метод упражнения представляет собой систему многократных и усложняющихся повторений специальных действий и поступков в целях формирования личностных качеств, умений и привычек правильного поведения.

Педагогическая практика выдвигает ряд требований к использованию метода упражнений, а именно:

- осознание воспитанником полезности и нужности выполняемого действия, упражнения;

- повторение не только действий и поступков, но и вызывающих их потребности и мотивы;

- строгая индивидуализация количества повторений и действий;

- успех воспитанника в развитии определенных качеств и привычек должен быть замечен и адекват­но оценен, подкреплен поощрением;

- воспитатель обязан помнить о переходе количественных изменений в качественные.

К. Д. Ушинский считал, что полезные привычки укореняются повторением определенных действий до тех пор, пока «в действии начнет отражаться рефлекторная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие установления привычки».

3. Метод приучения. Метод приучения – это система хорошо продуманной организации учебы, жизни и быта учащихся, приучающая их к порядку, разумному поведению.

Приучение является разновидностью метода упражнения, но, несмотря на взаимосвязь между ними, существуют некоторые отличия. Педагогика считает, что собственно воспитательное влияние на ребенка вообще начинается с приучения выполнять определенные обязанности и правила. Родители учат его говорить, самостоятельно мыслить и решать посильные задачи самообслуживания. По мере взросления ребенка приучают к более четкому выполнению требований взрослых, контролируют его действия, поступки и слова. Педагогически верно поступают те родители, которые стремятся не столько поучать ребенка в необходимости правильно поступать, сколько систематически приучать его к разумному поведению. Важно, чтобы ребенок понимал разницу между словами: можно и нельзя, могу и хочу, надо и не надо.

4.Метод убеждения – наиболее сложная совокупность вербального (устного) воздействия на сознание учащегося с помощью логических доказательств, позволяющая сформировать у него систему знаний, общечеловеческих ценностей и идеалов. Важным результатом метода убеждения является убежденность человека как устойчивое свойство личности, определяющее уровень мировоззрения, реализуемый в деятельности и поступках.

Нужно иметь в виду, что метод убеждения – это не простое информирование, а более сложная работа мышления и устной речи. Информирование полезно на первом этапе воспитания, когда человек не знает, что делать. На втором этапе, как правило, воспитатель тщательно отбирает наиболее полезную информа­цию и предлагает воспитаннику альтернативы поведения. На третьем этапе процесса убеждения воспитатель более настойчив в доказательстве и аргумента­ции наиболее верного решения в поиске истины.

5. Метод внушения – это комплекс способов информационного воздействия на психику человека, связанного со снижением логичности и критичности мышления и восприятия установок, требований на подсознательном уровне. Сила внушающего слова огромна. Особенно, если оно указывает на явление, человека, предмет, создающий опасность для жизни. Громко произнесенное слово «осторожно», например, заставляет человека мгновенно сосредоточиться. Слово и связанное с ним волнующее воображение создают в одном участке коры головного мозга мощный очаг возбуждения, который в свою очередь, приводит к торможению других участков. Клетки мозга, воспринимая внушение, быстро «подзаряжаются», и тогда внушенная мысль становится потребностью или установкой на будущее поведение.

6.Метод соревнования представляет собой совокупность разнообразных приемов и действий воспитателя, с помощью которых он развивает у воспитанников дух здоровой конкуренции, потребность быть всегда и везде первыми.

Соревнование активизирует учебную деятельность и поведение как личности, так и группы. Личность приобретает качества: сотрудничества, взаимопомощи, иногда и нездорового азарта.

Среди учащихся встречаются индивиды с большой склонностью к со­перничеству, которая, с одной стороны, их стимулирует, а с другой – угнетает, они завидуют более умным, воспитанным, богатым, здоровым, красивым и т. д.

7.Метод поощрения – это комплекс приемов и средств морального и материального стимулирования лучших результатов разнообразной деятельности учащихся, их успеха в воспитании.

Поощрение отражает позитивную оценку воспитателя действий и поступков воспитанника. Оно закрепляет достижения, мобилизует силы и способствует инициативе.

Психологический смысл поощрения заключается в том, что у воспитанника вызываются приятные переживания, удовольствие, связанное с определенным типом поведения. Это формирует установку, благодаря которой воспитанник невольно для себя принимает решение поступать впредь таким образом, чтобы снова и снова получить дозу положительных эмоций.

Поощрение определяется характером дел, которые выполняются учащимися и той или иной обстановке. Чем сложнее задание, тем ответственнее поручение учителя, тем выше и значительнее поощрение.

8.Метод принуждения – это система приемов и способов, с помощью которых воспитатель принуждает воспитанника развивать и усовершенствовать свои лучшие качества и отказываться от плохих, вредных привычек.

В основе принуждения лежит осуждение действий и поступков воспитанника, которые противоречат нравственным нормам, требованиям учителя и школы.

Принуждение имеет различную смысловую окраску: от деликатного намека до сурового наказания. Цель принуждения – помочь учащемуся осознать свою вину, исправить свои ошибки и не допустить их в будущем.

Основными приемами принуждения являются:

- напоминание;

- предупреждение;

- запрещение;

- критика;

- неодобрительный отзыв об учащемся;

- лишение звания отличника учебы;

- изменение личного отношения воспитателя к воспитаннику в худшую сторону;

- осуждение на собрании (учащихся или родителей),

- замечание;

- выговор устно или плохая оценка по поведению.