Практикум по Microsoft Office Access 2007

Практическая работа №5
«Создание и использование запросов»
Цели работы:
закрепить навыки по редактированию таблиц;
познакомиться с основными видами запросов;
научиться создавать запросы на выборку различными способами.
Ход работы
Предположим, что вы хотите создать телефонную книгу или получить список всех учеников, занимающихся у определенного преподавателя, используя конкретную базу данных. Подобную работу легко сделать с использованием запросов.
Задание 1. Откройте учебную базу данных, изготовленную на прошлом занятии.
Порядок работы:
Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкните по пиктограмме Microsoft Access. Откроется окно системы управления базами данных, в котором появится меню.
Включите мышкой переключатель Открыть базу данных, выделите из списка баз данных, расположенного ниже переключателя, имя вашей базы и щелкните по кнопке ОК.
На экране возникнет диалоговое окно с основными элементами базы данных. В базе данных должны быть три таблицы: Список, Личные данные. Группы. В случае их отсутствия откройте базу данных учителя Пуск → Сетевое окружение → Практическая работа №5 и сохраните её на рабочий стол под своим именем. Для этого нажмите на кнопку Office → Сохранить как… → введите свою фамилию и сохраните на Рабочий стол.
Задание 2. Создайте запрос на выборку с именем Номера телефонов.
Порядок работы:
Выберите закладку Создание, если находитесь в другом диалоговом окне.
Нажмите на кнопку Конструктор запросов
.
Добавьте нужные таблицы (Личные данные и Список), выбирая их и щелкая по кнопке Добавить. Так как таблицы связаны, то между ними появится линия, обозначенная цифрами 1 ("один-к-одному").

Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появляется возможность выбора полей из разных таблиц.
Выберите поля Фамилия, Имя и Отчество из таблицы Список и Домашний телефон - из таблицы Личные данные. Для этого достаточно сделать двойной щелчок мышкой по имени поля. Второй вариант - перетащить мышкой название поля в клетки запроса.

Замечание. | Условие отбора можно включать аналогично включению фильтра. Например, телефонная книга для всех учащихся, фамилии которых начинаются на букву "В", может быть получена с помощью включения условия Like "В*". Внимание! Букву В вводите на русской раскладке! | |


Щелкните по кнопке
для представления запроса.
Измените имя запроса, выбрав в меню пункт Файл - Сохранить как/Экспорт.
В появившемся диалоговом окне наберите новое имя запроса: Выборка по В и нажмите ОК. Теперь в меню базы данных в окне Запросы будет показано два запроса.
Самостоятельное задание. | Составьте запрос на адреса только девочек, имя которых "Анна". Сохраните запрос с именем Анна. Составьте запрос на телефоны учащихся, отчество которых начинается на букву "А". Сохраните запрос с именем Выборка по А. | |
Задание 3. Составьте запрос с использованием логических операций в условии отбора.
Предположим, что вам нужно составить ведомость для выплаты стипендии всем учащимся, которые учатся без троек. Для этого нужно выбрать записи, в которых оценки по предметам 4 ИЛИ 5.
Порядок работы:
Выберите закладку Создание, если находитесь в другом диалоговом окне.
Нажмите на кнопку Конструктор запросов
.
Добавьте нужные таблицы (Личные данные и Список), выбирая их и щелкая по кнопке Добавить. Так как таблицы связаны, то между ними появится линия, обозначенная цифрами 1 ("один-к-одному").
Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появляется возможность выбора полей из разных таблиц.
Выберите поля Фамилия, Имя и Отчество из таблицы Список и поля Word, Excel, Access - из таблицы Личные данные. Для этого достаточно сделать двойной щелчок мышкой по имени поля. Второй вариант - перетащить мышкой название поля в клетки запроса.
В строке Условие отбора под полями Word, Excel и Access поставье 4 Or 5.

Щелкните по кнопке
для представления запроса.
Сохраните запрос с именем Успеваемость 1, щелкнув по кнопке Сохранить. Теперь в меню базы данных в окне Запросы будет показано три запроса.
Самостоятельное задание. | Составьте запрос на учеников группы 101, у которых оценка по курсу "Освоение базы Access" 4 или 5; сохраните запрос с именем Успеваемость 2. Составьте запрос на учеников групп 102 и 103, которые имеют оценку по курсу " Освоение программы Word" и "Освоение программы Excel" 4 или 5; сохраните запрос с именем Успеваемость З. | |
Задание 4. Составьте запрос на выборку всех записей, кроме тех, в которых указана фамилия Баранова с использованием Построителя выражений.
Порядок работы:
Выделите запрос Номера телефонов.
Щелкните по кнопке Конструктор.
Удалите поле Домашний телефон.
Добавьте поле Адрес.
Сохраните запрос с именем Адрес, выполнив команду Сохранить как ....
Поставьте курсор в ячейку Условие отбора в столбце Фамилия.
Удалите надпись в этой ячейке.
Щелкните по кнопке
- Построитель. Появится окно, в котором можно строить сложные запросы.
Порядок работы:
Щелкните по кнопке Not, это слово появится в верхнем поле. Фамилию Баранова в кавычках наберите вручную.
Щелкните по кнопке ОК. В поле Условие отбора появится данное выражение.
Щелкните по кнопке
для представления запроса.
Закройте запрос, сохранив его с именем не_Баранова, выполнив команду Файл - Сохранить как ....
Задание 5. Создайте вычисляемые поля.
Порядок работы:
Выберите закладку Создание, если находитесь в другом диалоговом окне.
Нажмите на кнопку Конструктор запросов
.
Добавьте нужные таблицы (Личные данные и Список), выбирая их и щелкая по кнопке Добавить.
Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть.
Выберите поля Фамилия и Имя из таблицы Список и поля Word и Excel - из таблицы Личные данные.
Поставьте курсор на клетку правее Excel (на линии Поле).
Щелкните по кнопке
- Построитель.
В появившемся окне напечатайте вручную выражение, представленное на рисунке ниже, и щелкните по кнопке ОК.

Это выражение подставится в новое поле. Нажмите клавишу [Enter].
Сохраните запрос с именем Среднее.
Щелкните по кнопке
для представления запроса. Новое поле будет иметь имя Среднее.
Закройте запрос.
Предъявите преподавателю:
Запросы:
Номера телефонов.
Выборка по В,
Анна,
Выборка по А,
Успеваемость 1,
Успеваемость 2,
Успеваемость З,
Не Баранова,
Среднее.
Задание 6. Завершите работу с программой Access.
Порядок работы:
Выполните команду кнопка Office - Выход.
Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте на него положительно.