Практическая работа по теме «Человек в социальном измерении», 6 класс.
I Вариант
№ 1
Заполни пропуски в предложении.
«Человек, в отличие от животных обладает _______(!), способен к ______(2), может действовать _______(3), имеет хорошо развитый _____(4), создает _______(5).
№ 2
Верны ли суждения о духовном мире?
А. Духовный мир – это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.
Б. Духовный мир человека – это мир, окружающий человека, различные события, происходящие вокруг него.
№ 3
Указать термин, не связанный с понятием «эмоции»
1) радость 2) грусть 3) волнение 4) логика 5) спокойствие
№ 4
Установи соответствие между понятиями и их определениями.
А) индивид 1) человек как социальное существо с присущими ему чертами
Б) индивидуальность 2) отдельно взятый представитель человеческого рода
В) личность 3) неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.
№ 5
Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «деятельность». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.
Цель, средства достижения цели, инстинкты, результат
№ 6
Соотнеси качества личности человека и пословицы.
а) вежливость - 1. «Утром проснувшись, не валяйся в постели»
б) аккуратность - 2.«Твой товарищ должен быть лучше тебя»
в) правдивость и честность - 3. «Не тронь того, кто старше тебя»
г) скромность - 4. « Доброе имя дороже богатства»
д) выбор друзей, товарищей - 5. «Сам себя не хвали, пусть другие похвалят».
№ 7
Прочтите отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли».
«Кусты в чаще слегка зашуршали, и отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку… - Человек! – огрызнулся отец Волк. – Человеческий детеныш! Смотри! – Какой маленький! Совсем голый, а какой смелый! – ласково сказала мать Волчица. (Ребенок протискивался среди волчат поближе к теплому боку.) – Ой! Он сосет вместе с другим! Так вот он какой, человеческий детеныш!...»
Выскажи свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, что вымыслом.
№ 8
Перед тобой список качеств: некоторые из них присущи только животным (А), другие – только человеку (Б), третьи есть и у животных, и у человека (В). Распредели номера этих качеств по группам.
Качества: 1) словесная речь; 2) сезонная линька; 3) строительство жилища; 4) обучение потомства; 5) потребность в пище; 6) умение создавать орудия труда; 7) прямохождение;
8) потребность в общении; 9) умение фантазировать; 10) густой покров шерсти; 11) способность к творчеству.
№ 9
Выбери в приведенном ниже списке верные утверждения.
Если я оцениваю себя (свои поступки, свой характер и т.п.), то это самооценка.
Можно верно оценить любого человека с первого взгляда.
Чужое мнение о человеке всегда верно. Ведь со стороны виднее. Всегда нужно соглашаться с большинством в оценке качеств человека.
Если человек тебе не приятен, то это можно назвать антипатией.
При встрече с незнакомым человеком мы стараемся оценить его по внешним признакам, поступкам. Наше мнение не всегда бывает верно.
№ 10
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Садовник и сыновья. Азербайджанская народная сказка.
Жил-был на свете один садовник по имени Махмуд. Было у него три сына. Сыновья были очень ленивыми. Садовник ни как не мог заставить их работать. Сам Махмуд заболел и долгое время лежал в постели. И поэтому не кому было ухаживать за садом, деревья засыхали. Когда кто-нибудь из сыновей заходил в сад, деревья плакали и просили воды. Но лень не давала им работать. Один раз Махмуд собрал сыновей и сказал им: «Я завещаю этот сад вам. Здесь зарыт клад, только я не знаю где. Сами копайте и найдете.» Сказав это, Махмуд скончался.
Пришла весна. Сыновья взяли лопаты и стали копать сад в поисках клада, но, сколько они ни копали, ничего не нашли. Сыновья разочарованные ушли домой. В том году сад дал много плодов. Сыновья продали плоды и разбогатели. И они поняли, что хотел им сказать отец. С тех пор они каждую весну копали сад. Деревья были им за это благодарны.
Какую мудрость хотел передать отец сыновьям?
Какие выводы можно сделать о значении труда и привычки к труду в жизни народа?
Каково лучшее наследство, которое родители могли бы оставить детям: деньги, вещи, трудолюбие?
Практическая работа по теме «Человек в социальном измерении», 6 класс.
II Вариант
№ 1
Соотнесите виды деятельности и их характерные признаки.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЗНАКИ
1) Труд А) перенимание опыта жизни предыдущих поколений
2) Общение Б) извлечение полезных для человека веществ из природы
3) Учение В) обязательное наличие партнера
4) Игра Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами
№ 2
Бобры перекрывает воду, создавая запруду. Птицы без всяких навигационных приборов прокладывают воздушные маршруты. Лошадь безошибочно отличает ядовитые травы от неядовитых. Паук мастерит математически точное орудие лова.
Можно ли охарактеризовать все выше перечисленное как деятельность? Ответ обоснуйте.
№ 3
Как известно, человек – существо биосоциальное. Какие качества человека из нижеперечисленных являются биологическими (природными) – 1, а какие – социальными – 2.
А) способность к продолжению рода
Б) умение защищаться от врагов
В) умение находить пропитание и обустраивать жилье
Г) умение общаться при помощи членораздельной речи
Д) способность преобразовывать природную среду
Е) способность заботиться о детях
Ж) способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
№ 4
Прочтите текст. Укажите, что можно отнести к понятию «индивид», а что – к понятию «индивидуальность».
20 марта 1809 года в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями. По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Однако он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором.
№ 5
Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «личность». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.
Человек, индивидуальность, инстинкты, сознание.
№ 6
Заполни пропуски в таблице «Отличие деятельности человека от поведения других живых существ».
Человек | Другие живые существа |
-----------------(А) окружающий мир в своих интересах; создает то, чего нет в природе | ---------------------(Б) к существующим природным условиям |
Его действия ---------------------(В) | Поведение всегда целесообразно; оно определяется --------------------(Г) |
№ 7
Выбери в приведенном ниже списке верные суждения о способностях человека и отметьте цифры, под которыми они указаны.
Способности даны человеку от природы
Различают художественные, спортивные, математические способности
Развитие способностей не связано с социальными условиями жизни человека
Некоторые способности могут проявиться только во взаимодействии человека с другими людьми
Способности обеспечивают успешность человека в определенной сфере деятельности
№ 8
Какое утверждение верно?
А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я».
Б. Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.
1)Верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
№ 9
Что из перечисленного относится к чувствам (А), я что – к эмоциям (Б). Распредели номера по группам перечисленные ниже чувства и эмоции.
1)страх 2) радость 3) гордость 4) влюбленность 5) зависть 6) любовь 7) дружба
8) огорчение 9) печаль 10) злость
№ 10
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Садовник и сыновья. Азербайджанская народная сказка.
Жил-был на свете один садовник по имени Махмуд. Было у него три сына. Сыновья были очень ленивыми. Садовник ни как не мог заставить их работать. Сам Махмуд заболел и долгое время лежал в постели. И поэтому не кому было ухаживать за садом, деревья засыхали. Когда кто-нибудь из сыновей заходил в сад, деревья плакали и просили воды. Но лень не давала им работать. Один раз Махмуд собрал сыновей и сказал им: «Я завещаю этот сад вам. Здесь зарыт клад, только я не знаю где. Сами копайте и найдете.» Сказав это, Махмуд скончался.
Пришла весна. Сыновья взяли лопаты и стали копать сад в поисках клада, но, сколько они ни копали, ничего не нашли. Сыновья разочарованные ушли домой. В том году сад дал много плодов. Сыновья продали плоды и разбогатели. И они поняли, что хотел им сказать отец. С тех пор они каждую весну копали сад. Деревья были им за это благодарны.
Какую мудрость хотел передать отец сыновьям?
Какие выводы можно сделать о значении труда и привычки к труду в жизни народа?
Каково лучшее наследство, которое родители могли бы оставить детям: деньги, вещи, трудолюбие?