СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа. Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок предназначен для освоения приёмов использования логических функций при обработке числовой информации с помощью программы MS Excel, а также для закрепления основных навыков работы с электронными таблицами. Урок разработан для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» и прививает следующие общие и профессиональные компетенции: ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК2.4.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа. Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.»

Министерство образования РБ

ГАПОУ

Нефтекамский нефтяной колледж





Методическая разработка

УРОКА



«Практическая работа.

Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.»



Дисциплина – «Информационные технологии в профессиональной деятельности»



2 курс



Преподаватель – Грастова Ж.Г.

Одобрена:

На заседании ЦК

Отделение _________________

Протокол № ___ от ___ 2017 г

Председатель ЦК _________



2017

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

План урока 3

Цели урока 3

Задачи урока 3

Материально-техническое обеспечение урока 3

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 6

Критерий оценки: 12

Анализ урока 13











































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшие приоритеты образования – эффективная адаптация и высокая востребованность выпускников учебных заведений на рынке труда.

Для современной молодёжи, которой предстоит найти себя в обществе информатизации и компьютеризации, необходимо обладать информационной культурой, знаниями и навыками работы в области информационных и коммуникационных технологий.

Изучение предмета «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает будущих специалистов необходимым в предстоящей профессиональной деятельности инструментарием для обработки информации разных типов.

Предлагаемый урок предназначен для освоения приёмов использования логических функций при обработке числовой информации с помощью программы MS Excel, а также для закрепления основных навыков работы с электронными таблицами. Урок разработан для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» и прививает следующие общие и профессиональные компетенции: ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК2.4.









План урока

Тема урока: Практическая работа. Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.

Урок предназначен для освоения приёмов использования логических функций и функции ВПР категории Ссылки и массивы при обработке числовой информации с помощью программы MS Excel, а также для закрепления основных навыков работы с электронными таблицами.

Урок рассчитан на 90 минут.

Цели урока

  1. Образовательные:

  • студенты должны продемонстрировать знания основных приёмов работы в программе MS Excel: проявить навыки ввода числовой и текстовой информации, ввода формул, копирования формул, использования функции автозаполнения, построения диаграмм;

  • студенты должны освоить основные приёмы и приобрести практические навыки использования логических функций в программе MS Excel.

  1. Воспитательные:

  • внимательность, сосредоточенность, аккуратность;

  • взаимопомощь, культура поведения.

  1. Развивающие:

  • творческий подход;

  • эстетические способности;

  • логическое мышление.

Задачи урока

  1. Получить знания и навыки использования логических функций в программе MS Excel на примере расчета объема земляных работ при сооружении ГНП.

  2. Актуализировать и закрепить полученные ранее знания и навыки по работе в программе MS Excel.

Материально-техническое обеспечение урока

  1. 14 ПК для учащихся, 1 ПК для преподавателя; программное обеспечение – Windows 8, MS Office 2013.

  2. Мультимедиа проектор, экран.

  3. Инструкционные карты.

Ход урока

  1. Организационная часть - 1 мин.

Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает в журнале отсутствующих.

  1. Вводная часть – 9 мин.

  1. Преподаватель сообщает тему и цель урока.

  2. Преподаватель проводит экспресс-опрос по материалу прошлого урока.

Вопросы по пройденному материалу:

  • Объясните понятия «Абсолютная адресация», «Относительная адресация».

  • Что такое диаграмма, какие существуют типы диаграмм?

  • Опишите алгоритм построения диаграммы.

  • Назовите надстройки программы MS Excel, используемые для решения задач оптимизации.

  • Объясните принцип действия надстройки «Подбор параметра».

  • Перечислите основные логические функции.

  1. Основная часть – 65 мин.

  1. Актуализация темы урока (2 мин). «Тема данного урока «Практическая работа. Использование логических функций в программе MS Excel» актуальна, так как с помощью логических функций решается множество задач».

  2. Постановка задачи (3 мин).

  1. Задать условие заполнения значений параметра ширины траншеи по дну (B2).

  2. Задать условие заполнения значений параметра глубины траншеи (Н).

  3. Применив функцию ВПР найти крутизну откосов траншеи, которая зависит от вида грунта (n).

  4. Рассчитать объем земляных работ при разработке траншеи с откосами (Vз.р).

  1. Объяснение практического задания (15 мин). На конкретном примере с помощью мультимедиа проектора преподаватель

  • объясняет цель работы,

  • демонстрирует средства и приёмы выполнения работы,

  • показывает, в каком виде должен быть представлен результат,

  • объявляет критерий оценки результата.

  1. Выполнение практического задания (45 мин). Каждый обучающийся получает инструкционную карту, содержащую:

  • подробное описание постановки задачи,

  • указания к её выполнению,

  • критерий оценки,

  • пример выполнения задания.

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно за ПК. Преподаватель делает обход рабочих мест студентов, по мере необходимости проводит индивидуальные консультации, обращает внимание всей группы на общие ошибки.

  1. Подведение итогов урока – 15 мин.

  1. Преподаватель даёт характеристику работе группы в целом, отмечая

  • общие ошибки и недочёты, на которые следует обратить внимание в будущем;

  • степень активности и работоспособности студентов на разных этапах урока;

  • степень заинтересованности студентов к уроку;

  • степень готовности помочь друг другу;

  • степень мотивации на достижение поставленной цели.

  1. Преподаватель даёт характеристику работе каждого обучающегося, отмечая положительные и отрицательные моменты, объявляет оценки.

  2. Преподаватель даёт домашнее задание.





















ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

«Практическая работа. Расчет объема земляных работ при сооружении ГНП средствами MS Excel.»

Условие задачи

Произвести расчёт объёма земляных работ при сооружении ГНП


Исходные данные

№ вар.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

D (мм)

820

820

1020

1220

1420

1020

1220

1020

1420

1020

V (м/ч)

200

260

160

300

320

240

180

300

200

300

Тип / кат. грунта

Глина

III

Глина

III

Суглинок

II

Супесь

II

Суглинок

II

Песок

I

Супесь

II

Суглинок

II

Супесь

II

Песок

I

Задание:

  1. Задать условие заполнения значений параметра ширины траншеи по дну (B2).

  2. Задать условие заполнения значений параметра глубины траншеи (Н).

  3. Применив функцию ВПР найти крутизну откосов траншеи, которая зависит от вида грунта (n).

  4. Рассчитать объем земляных работ при разработке траншеи с откосами (Vз.р).

Ход работы

  1. Создайте в личной папке рабочую книгу под именем Фамилия Расчет гр № (по номеру Вашего ПК), например: Иванова Расчет гр1.

Лист 1 назовите Данные, создайте на нём таблицы по образцу: Исходные данные и Таблицу 1 – Крутизна откосов траншеи .















Используемые навыки: объединение и центрирование ячеек, выравнивание содержимого ячеек, назначение границ таблицы, автозаполнение.

Приобретаемые навыки: использование логических функций для обработки числовых данных, работа с вложенными логическими функциями.


Указания к решению задачи 1

Параметры земляных сооружений, применяемых при сооружении ГНП (ширина, глубина и откосы траншеи, сечение насыпи и крутизна её откосов и др.), устанавливают в зависимости от диаметра (Dн) трубопровода, способа его закрепления, рельефа местности, грунтовых условий. Размеры траншеи (глубина, ширина по дну, откосы) устанавливают в зависимости от назначения и диаметра трубопровода, характеристики грунтов, гидрогеологических условий.

Минимальная ширина траншеи по дну устанавливается СНиП и принимается равной D +300 мм для трубопроводов диаметром до 700 мм (где D – условный диаметр трубопровода) и 1,5D для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учётом следующих дополнительных требований:

– для трубопроводов = 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1 : 0,5 ширину траншеи по дну уменьшают до величины D +500 мм;

– допускается принимать ширину траншей равной ширине рабочего органа землеройной машины, но не менее указанной;

– ширина траншеи по дну на кривых участках под гнутые или сварные отводы равна двукратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках для обеспечения вписания трубопровода в кривую траншею;

– ширина траншеи по дну под балластными грузами или анкерными установками должна быть не менее 2,2D, на участках трубопровода балластируемого грунтом с использованием нетканого синтетического материала, 1,6D.













Добавьте строку параметра B2.

Задайте условие заполнения значений параметра:

если DB2 =D+300

иначе если DB2 =1,5*D

иначе B2 =D+500

Преобразуйте B2 в метры, поделив на 1000 (Рисунок 1)

В ячейку B8 введите формулу

=ЕСЛИ(B5

Скопируйте формулу в ячейки С8:К8.


Рисунок 1


  1. Добавьте строку параметра H и произведите вычисления.


Используемые навыки: использование логических функций для обработки числовых данных, копирование формул.


Указания к решению задачи 2

Крутизна откосов траншей под трубопровод и котлованов под трубопроводную арматуру принимается по СНиП.

Крутизна откоса – отношение глубины (Н) траншеи к проекции образующей стенки на горизонтальную плоскость.

Глубину траншеи устанавливают из условий предохранения трубопровода от механических повреждений при переезде через него автотранспорта, строительных и сельскохозяйственных машин и назначают равной: для трубопроводов диаметром D до 1000 мм – D + 0,8 м; для трубопроводов диаметром 1000 м и более D+1 м; для болотистых грунтов, подлежащих осушению, D +1,1 м; для песчано-барханных грунтов D+1 м от нижних межбарханных оснований; для скальных и болотистых грунтов при отсутствии проезда автотранспорта, строительных машин Д+ (0,6-0,8) м.


если DH =D+800
иначе
H=D+1000

Преобразуйте H в метры, поделив на 1000 (Рисунок 2)


В ячейку B9 введите формулу

=ЕСЛИ(B5

Скопируйте формулу в ячейки С9:К9.


Рисунок 2


  1. Добавьте строку параметра n и произведите вычисления.


Используемые навыки: использование логических функций для обработки числовых данных, работа с вложенными логическими функциями, копирование формул.


Приобретаемые навыки: использование функции ВПР категории Ссылки и массивы.



Указания к решению задачи 3

Крутизна откосов траншей под трубопровод и котлованов под трубопроводную арматуру принимается по СНиП.

Крутизна откоса – отношение глубины (Н) траншеи к проекции образующей стенки на горизонтальную плоскость.

Добавьте строку параметра n.

Применив функцию ВПР к таблице – 1 «Крутизна откосов», найдите n.

Синтаксис функции ВПР (VLOOKUP) в Excel

ВПР(искомое_значение, таблица, номер_столбца, [интервальный_просмотр])

Функция ВПР ищет значение в крайнем левом столбце таблицы и возвращает значение ячейки, находящейся в указанном столбце той же строки. Разберем функцию на примере. Вставьте курсор в ячейку В10 и наберите формулу 

=ВПР(B7;$N4:$Q9;2;0)

Однако крутизна откоса зависит от глубины выемки, поэтому значение n должно быть выбрано не из 2 столбца выделенного диапазона, а в зависимости от значения h, полученного в первой таблице из столбца 2, 3 или 4. Для этого внесем дополнения в формулу, задав вложенное условие ЕСЛИ:

Если h не больше 1.5, то значение n берется из 2 столбца таблицы 1

Иначе если h не больше 3, то значение n берется из 3 столбца таблицы 1

Иначе – из 4 столбца таблицы 1

=ВПР(B7;$N4:$Q9;ЕСЛИ(B9B93


Рисунок 3


  1. Добавьте строку параметра Vз.р. и рассчитайте объем земляных работ.

Используемые навыки: использование функции Степень, копирование формул.


Указания к решению задачи 4

Методы разработки грунтов определяют в зависимости от параметров земляного сооружения и объёмов работ, геотехнических характеристик грунтов, классификации грунтов по трудности разработки, местных условий строительства, наличия землеройных машин в строительных организациях. При разработке траншей с откосами объём земляных работ VЗ.Р. определяется:



























Рассчитайте объем земляных работ при разработке траншеи с откосами по формуле:


где n взять =1/n


Учтите, что n (см. Таблицу 1) может иметь значение ноль, а как известно, на ноль делить нельзя. Поэтому добавь те условие:

если B10=0, то принять 1
иначе принять
B10

Для возведения параметра Н степень примените функцию Степень.

Длину трубопровода примите равной 35 000 метров (Рисунок 4)


В ячейку B11 введите формулу


=(B8*B9+1/ЕСЛИ(B10=0;1;B10)*СТЕПЕНЬ(B9;2))*35000


Скопируйте формулу в ячейки С11:К11.

Рисунок 4










  1. Постройте график зависимости объема земляных работ от диаметра трубопровода.

  2. Сохраните файл в личной папке под именем Фамилия Расчет гр № (№ Вашего ПК).

Критерий оценки:

«5 – отлично» – выполнение задания полностью, построен график зависимости;

«4 – хорошо» – выполнение задания полностью без графика зависимости;

«3 – удовлетворительно» – выполнено три пункта задания.





Анализ урока

I. Анализ цели урока.

  1. Цель урока обоснованна с учетом:

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений студентов;

д) подготовленности студентов;

е) возможностей материально-технического обеспечения урока;

ж) прогнозов на конечный результат обучения.

  1. Цель урока доведена до учащихся.

  2. Поставленная цель достигнута.



2. Анализ структуры урока

  1. Структура урока соответствует его цели и типу.

  2. Этапы урока логически взаимосвязаны.

  3. Распределение времени по этапам урока целесообразно.

  4. Оборудование кабинета рационально использовано.

  5. Научная организация труда преподавателя и учащихся прослеживается.

  6. Организация начала и конца урока способствуют собранности студентов.

  7. Темп ведения урока оптимален, соответствует представленному плану урока.



3. Анализ содержания урока.

1. Содержание урока соответствует требованиям стандарта.

  1. Изложение материала логично, доступно, научно.

  2. Ведущие идеи по данной теме выделены.

  3. Содержание урока связано с жизнью, профессионально направлено.

  4. Прослеживается формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов.



4. Анализ методики проведения урока.

  1. Правильно выбраны приемы и средства обучения с учетом:

а) темы урока;

б) цели урока;

в) возможностей группы.

  1. На уроке применялись разнообразные методы и приемы: экспресс-опрос, объяснение материала урока с помощью мультимедиа проектора, общий инструктаж студентов по практическому заданию, самостоятельная практическая работа студентов за ПК, индивидуальные консультации студентов в ходе выполнения задания, привлечение успешных студентов к помощи отстающим.

  2. В ходе урока у студентов были сформированы новые понятия: «Логические функции», «Синтаксис формулы».

  3. На уроке использованы разработанные карты-задания.

  4. Организована самостоятельная работы студентов с учётом трёх степеней сложности, обеспечен индивидуальный подход к заданиям.

  5. Темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии способствовали эффективности урока.



5. Анализ работы студентов на уроке.

  1. Студенты активны и работоспособны на разных этапах урока.

  2. Прослеживался интерес студентов к уроку.

  3. Студенты проявили на уроке взаимопомощь.

  4. Студенты мотивированы на достижение поставленной цели и получение положительной оценки их работы преподавателем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!