Предлагаю подборку практического материала для развития связной речи: примерные диалоги, рассказы, упражнения
Диалоги
- Эй, жук! Наш друг!
Расскажи, где ты живёшь?
Что нас в гости не зовёшь?
Ты себе построил дом?
- А зачем мне строить дом?
Я живу под лопухом… М.Вехова
Надвигается гроза
- Муравей, постой, постой. Почему спешишь домой?
- Что-ж – не видишь, стрекоза, надвигается гроза.
Если я спешу домой, будет дождик проливной. А.Тараскин
Муравей и адмирал-бабочка
- Отведайте, уважаемый адмирал, березового соку. Сок – чистый мед, шубки оближете!
- Благодарствую, муравей, - в самом деле, как мед!
- Да вы не стесняйтесь, пробуйте, пробуйте!
- Благодарствую, я уже.
- Да как же уже, если сами не пригубили?
- А я, дорогой, приножил.
- Как вы сказали?
- Приножил я, говорю. То есть ногой попробовал. Ведь мы, бабочки, вкус не языком узнаем, а ногами.
- Ишь ты! Ну да уж ладно, пробуйте, пробуйте – пальчики после оближите!
Шмель и цветок
- Ответь мне, цветок, ты кто – он или она?
- А я, брат шмель и сам не пойму.
- Как это не знаешь? Вот, например, ландыш – он
- То ландыш.
- А вот, например, ромашка – она.
- Так то ромашка.
- А ты кто такой?
- Я-то? Да я, шмель, - Иван-да-марья.
«Все здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нём видимо-невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а что здесь растёт?
- Хлеб, внученька.
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Я.Тайц
Что общего и чем отличаются
Весна и зима.
Утро и вечер.
Сад и огород.
Грядка и клумба.
Бабочка и ласточка.
Объясни словечко.
Вторник, среда, четверг, пятница.
Подснежник, проталина, оттепель, капель, сосулька, первоцвет.
Огород, рассада, пересадка.
Насекомое, быстрокрылый, звонкоголосый, трудолюбивый, выводок, кладка.
Что (кто) лишнее и почему.
Зима, весна, март, лето.
Март, апрель, весна, май.
Мама, папа, доктор.
Брат, сестра, одноклассница.
Мама, соседка, бабушка, дочка.
Мама, март, апрель, май.
Нарцисс, примула, апельсин, гиацинт.
Подснежник, верба, одуванчик, мать-и-мачеха.
Копать, сажать, мариновать.
Поливать, удобрять, играть.
Сад, огород, грабли.
Грабли, вилка, лопата, мотыга.
Поливать, удобрять, пасти, пересаживать.
Сорока, ворона, ласточка.
Жук, бабочка, птенец.
Ласточка, бабочка, цапля, журавль.
Грач, воробей, скворец, дрозд.
Объясни пословицы.
При солнышке – тепло, при матери – добро.
Лучше нету дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Где лад, там и клад.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Весной не поработаешь – зимой не поешь.
Кто весной не пролежит – целый год будет сыт.
Весенний день год кормит.
Назови и объясни 4-е слово:
День – ночь, лето – зима.
Птица – яйцо, растение - …(семя).
Человек – переезд, растение - …(пересадка).
Яблоня – сад, луковица - …(огород).
Клумба – цветы, грядка - …(овощи).
Лопата – копать, лейка - …(поливать).
Расскажи о своей маме по плану
• Как зовут твою маму.
• Сколько у нее детей.
• Что она делает дома.
• Любимое занятие твоей мамы.
• Как выглядит твоя мама.
• Как ты ей помогаешь.