СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические аспекты исследовательской деятельности младших школьников. Проект "Витамины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участие в районных педагогических чтениях «Практические аспекты исследовательской деятельности младших школьников». Проект "Витамины"

Просмотр содержимого документа
«Практические аспекты исследовательской деятельности младших школьников. Проект "Витамины"»

Участие в районных педагогических чтениях «Практические аспекты исследовательской деятельности младших школьников»

Слайд 2

"Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить".
Дистервег А.

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе и на протяжении всей жизни.

Слайд 3 В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Слайд 4 Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию исследовательской работы младших школьников в своём классе. В процессе исследовательско-творческой деятельности у учащихся повышается степень самостоятельности, инициативности и их познавательной мотивированности; развиваются социальные навыки общения школьников в процессе групповых взаимодействий.

Применяя в своей работе исследовательскую деятельность, Слайд 5 учу обучающихся:

  • умению сотрудничать;

  • приобретать знания самостоятельно;

  • систематизировать полученную информацию;

  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач;

  • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;

  • пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций;

  • делать выводы и заключения;

  • получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.



Слайд 6

Проект «Витамины».

Проект проведен во внеурочное время, связан с предметом: окружающий мир.

Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный (информационный).

Краткосрочный проект

Слайд 7 Цель проекта:

формирование представлений об основах культуры организации правильного питания для обеспечения жизнедеятельности организма.


Слайд 8 Задачи:

  • развитие представления учащихся о здоровье как одной из важнейших ценностей;

  • расширение знаний о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

  • воспитывать внимательное отношение к своему здоровью; культуре питания;

  • дать представление о витаминах; расширить знания о продуктах питания, богатых витаминами;

  • создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений обучающихся, их творческого мышления;

  • развивать любознательность и наблюдательность, расширять кругозор;

  • формировать познавательную активность обучающихся.


Формы деятельности: индивидуальная, групповая.

Содержание проекта:

Проект проводится весной, так как именно в это время года организм человека испытывает нехватку витаминов. Эта тема посвящена изучению проблемы питания человека, о роли витаминов в жизнедеятельности организма. Учащимся предлагается ответить на данный вопрос, а так же выяснить то, какие основные витамины нужны человеку, в каких продуктах питания они находятся, и как с их помощью можно укрепить своё здоровье. За время работы над проектом учащиеся готовят отчёт в форме альбома. Итогом работы станет конференция, на которой ребята расскажут о своих успехах в изучении данной проблемы.


Слайд 9 Этапы работы над проектом:

I. Погружение в проект.

1. Социологический опрос. Тестирование обучающихся с других классов «Есть ли у вас авитаминоз»

2. Беседа о здоровом образе жизни.

3. Постановка проблемы.

4. Определение цели перед обучающимися.

II. Организация работы над проектом.

1. Деление участников проекта на группы.

2. Распределение работы между группами, членами группы

Слайд 10 III. Работа над проектом.

1. Работа в группах по решению поставленной проблемы.

2. Систематизация полученной информации.

3. Подготовка к презентации докладов и иллюстраций к ним, составление альбома, изготовление лото.

IV. Презентация результатов.

  1. Конференция: выступление групп с докладами.

  2. Презентация настольной игры «Витаминное лото».

3. Ответ на основополагающий вопрос.

V. Рефлексия.

Награждение групп грамотами.


Актуальность темы.

Проблема организации правильного питания школьников является одной из наиболее важных.

Без витаминов обеспечить полноценное здоровье совершенно невозможно. Кто весной не испытывал быструю утомляемость и сонливость? В этот период люди часто страдают от головных болей, головокружений, простудных заболеваний. Все это обусловлено недостатком некоторых витаминов.

Здоровье взрослого человека закладывается в раннем возрасте благодаря сбалансированному питанию. Насколько бы сейчас было меньше людей с хроническими заболеваниями, если бы все дети получали питание, соответствующее физиологическим потребностям детского организма.

Нахождение путей решения данной проблемы и стало целью нашего проекта.

Реализация проекта: дети разделились на пять групп, каждой группе был дан витамин для изучения: «Витамин A», «Витамин B», «Витамин C», «Витамин D», «Витамин E». Были определены вопросы для изучения:

Слайд 11 1) Основополагающий вопрос:

  • В чём секрет витаминов?

2) Проблемный вопрос:

  • Для чего необходимы витамины организму человека?

  • Что такое витамины?

3) Учебный вопрос:

  • Какие витамины вам известны?

  • В каких продуктах животного и растительного происхождения содержатся витамины A? В? С? D? E?

  • Какое значение имеют витамины для жизнедеятельности человека?

  • К каким заболеваниям приводит недостаток витаминов в организме?

  • Как избежать недостатка витаминов в организме?

  • Можно ли употреблять витамины в неограниченном количестве?


Слайд 12 План выступления групп:

  • Название витамина

  • Для чего необходим организму

  • В каких продуктах содержится

  • Что происходит при недостатки витамина

Слайд 13, 14

Презентация проекта проходила в классе в виде рассказа групп о витамине и рисунков продуктов, в которых содержится данный витамин. Затем всем классом было сделано лото.


Слайд 15 Результат проекта:

  • альбом «Витамины A, B, C, D, E»;

  • настольная игра «Витаминное лото».

Все группы получили грамоты по разным номинациям.

Описание методов оценивание групп:

  • В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся с использованием обсуждения проблемных и направляющих вопросов;

  • После завершения работы над проектом проводится конференция, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы;

  • Во время выступлений оценивается ораторское искусство, умение аргументировано выступать перед аудиторией, умение представлять результаты визуальными способами, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход и т.д.

Подведение итога учителем

Что же надо сделать во избежание недостаточности витаминов? Нужно разнообразно питаться, включать в меню определенное количество продуктов.

При большом разнообразии продуктов организму легче выбирать необходимые вещества. Более всего это относится к витаминам.

Нам очень интересно было работать над этой темой. Мы ознакомились лишь с некоторыми витаминами и думаем, что в будущем узнаем много интересного и о других.

В результате проделанной работы мы ознакомились с влиянием витаминов на организм человека и убедились в том, что нужно сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов.



В заключение хочется сказать, что

Использование проектной деятельности в начальной школе приносит детям удовлетворение, что способствует совершенствованию у них личностных качеств, стремления получить знания, а главное – желания учиться и получать от этого радость, развитие познавательной и коммуникативной активности младших школьников.

Использование метода проекта в начальной школе позволяет развивать умение получать информацию по определённой теме об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности;

повышать уровень познавательной, информационной, коммуникативной и других компетенций ученика;

выявлять таланты, склонности ученика и, как следствие этого, повышать мотивацию к учебной деятельности, воспитывать потребности к самообучению и саморазвитию.

Современному обществу нужны инициативные личности, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!