СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие «Использование информационных технологий на уроках специальности в старших классах как метод интеллектуально-творческого развития учащихся».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На практическом занятии показаны примеры применения информационных технологий на уроках специальности домра в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие «Использование информационных технологий на уроках специальности в старших классах как метод интеллектуально-творческого развития учащихся».»

Практическое занятие «Использование информационных технологий на уроках специальности в старших классах как метод интеллектуально-творческого развития учащихся». 10 декабря 2010г.


21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.

Образованность начинает осознаваться как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности. Информационные технологии трансформируют способы организации образования, обеспечивая доступность информации и облегчая ее поиск, оптимизируют и расширяют возможности самообразовательной деятельности, создают условия для творчества. Применение информационных технологий позволяет формировать у обучающихся умения и навыки поиска информации, ее анализа, распространения и представления.

Информационные технологии, являясь новым и довольно сложным объектом для изучения, одновременно служат удобным инструментом, методом и средством обучения. Они не заменяют традиционных форм и методов обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Использование ПК на уроках дает высокие результаты:

·развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

·способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

·помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

·развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.

А сейчас мы с Маргаритой покажем, как могут помочь информационные технологии на уроках специальности.

Начнем с произведения Арутюняна «Экспромт».

Произведение очень большое, да еще напечатано на 12 листах. И сразу целиком его охватить и понять сложно. Здесь нам может помочь прослушивание записи произведения.

Запись, естественно, взята с Интернета. Чем еще хорош Интернет – тем, что там много различных записей, только видео – 5 или 6 и к этим роликам еще есть комментарии, которые не менее интересны.

Можно прослушать, прочитать замечания, добавить свои, т.е не просто слушать, но и анализировать.

- После просмотра видео тебе что-то понравилось, или наоборот, какие-то замечания есть?

- Для какого инструмента написано это произведение?

- Ты сразу услышала, что другое прикосновение, другой штрих, разная динамика, даже разный характер в одинаковых фразах.

- Поговорим немного об авторе. Александр Арутюнян по национальности армянин. У него 2 образования – он пианист, что сразу слышно по партии фортепиано, и композитор. В сентябре ему исполнилось 90 лет. В этом произведении явно передается восточный характер музыки, особенно в медленной части. С помощью чего композитор передает характер музыки? – акценты на 2- ю долю, ув.2, смена штриха – то удар, то тремоло.

Конечно, начинаешь немного по-другому смотреть на произведение, оно уже не кажется огромным и сложным. Что еще сделало его понятным – это сочинение рассказа.

Следующее произведение – «Казахский марш» Затаевича.

Какие отличительные черты марша? – размер 4\4, пунктирный ритм, торжественный характер. А что в нашем произведении указывает на то, что это марш? Только темп. Размер 2\4, аккомпанемент – танцевальный, характер скорее веселый, чем торжественный. Тогда возник вопрос – почему? И начался сбор информации. Сначала надо было собрать как можно больше сведений об авторе. Кто он? Откуда? Как оказался в Казахстане? Чем здесь занимался? Было собрано большое количество информации, переработано, подготовлена презентация. Во время прочтения ученицей сообщения преподаватель показывает презентацию на компьютере.

Затаевичем была проделана большая работа по сбору народных песен и собрано в сборники «1000 песен казахского народа», «500 казахских песен и кюев». Одно из этих изданий есть в нашей библиотеке. Тогда возникла мысль, а вдруг тема нашего марша есть в этом издании. И действительно, под № 230 «Турымтай» песня Жаяу Муссы.

Турымтай – маленький степной сокол, неутомимый и ловкий. Казахские дети охотятся с ним на маленьких птичек. Охота веселая и спортивная.

Не менее интересен и сам Жаяу Мусса. Вот что о нем пишет Затаевич в комментариях.

Жаяу Мусса – известный казахский певец и слагатель песен, рода Айдабол, Павлодарского уезда, Семипалатинской губернии. Кажется, жив до сих пор, но стар. Прозван «пешим» потому, что по бедности слонялся со своим искусством по степи пешком, что для казаха, прирожденного всадника и наездника, считается последним делом. Тем не менее скоро приобрел большую популярность и сделался желанным гостем богатых казахов. Веселый старик, вопреки обычаю казахских акынов, играл больше не на домбре, а на скрипке. В творчестве Муссы царит мало свойственная казахам легкомысленная веселость и балагурство. Его легкие, беззаботные и как бы подзадоривающие мелодии чаще всего укладываются в двухдольный однородный метр, в котором и отчеканиваются до конца, так и напрашиваясь на «гитарный» для себя аккомпанемент и как бы приглашая к танцам.

Кроме этого, в фортепианных сборниках есть произведение Затаевича «Казахский танец»

Собрав всю информацию и проанализировав ее, мы решили, что будем исполнять это произведение как танец.

Добавили яркую 1 - ю долю, больше динамических контрастов и проиграли его не как марш, а как танец.

Какие же методы формирования информационной компетенции мы использовали?

  1. поиск и сбор информации:

  • задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов и т.д.

  • задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от ненужной)

  • задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить)

  1. обработка информации:

    • задания на упорядочение информации

    • составление планов к тексту

    • подготовка вопросов к тексту

    • задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации

  2. передача информации

  • подготовка сообщений по теме

  • подготовка плакатов, презентаций

  1. комплексные методы:

  • составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы

  • выпуск ученических СМИ - печатных, электронных

  • учебно – исследовательская работа