СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Ярмарка Матрешек".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Матрешка - это душа и образ России. Матрешка - это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное.

 

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Ярмарка Матрешек".»

ГКОУ РО «Гуковская специальная школа-интернат №11»







Практическое занятие

по декоративно – прикладному творчеству

«Ярмарка МАТРЁШЕК»
























Разработала

воспитатель Гагай Н.А.




Цель:

приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.





Задачи:

  • обогатить активный словарь; развивать связную речь; сравнивать и анализировать, обобщать;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • развивать умение группировать предметы;

  • развивать мыслительную и творческую деятельность;

  • воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы

  • развитие зрительной памяти;

  • воспитывать самостоятельность при выполнении задания






















Русские матрешки – история создания


(слайд 2)

Народный костюм наших предков был удивительно красив.

Одежда и праздничная, и повседневная соответствовала образу жизни, благосостоянию и семейному положению.

Цветовая палитра была разнообразна – сочетания красных, синих, жёлтых и зелёных цветов, с ярким растительным миром, вышитом на передниках, платках, на рукавах и подоле рубах.

Всё это придавало праздничный вид любой женщине, даже в хмурый зимний день.

Как-то гостивший у русского помещика иностранный путешественник, посмотрев в окно, увидел необыкновенное зрелище: «Что это?» - только и мог вымолвить он. Помещик несколько с недоумением воскликнул: «Да это же бабы из моей деревеньки в церковь на воскресную службу идут». Иностранный гость был изумлён красочным зрелищем, празднично разодетых крестьянских женщин. Он раньше не видывал, чтобы простая женщина была так нарядно одета.


Вот и знаменитая русская матрёшка видимо позаимствовала эти наряды у русских красавиц и умельцев – мастеров, которые с удовольствием фантазировали и раскрашивали разными узорами деревянных куколок.




(слайд 3)

Часто, первое, что можно услышать от иностранца во время рассказа о России - это упоминание деревянной Матрешки. И это упоминание не случайно. Уже многое время Матрешка является одним из известнейших символов России.



(слайд 4)

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Число вложенных кукол обычно от трёх и более.
Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке.









(слайд 5) История деревянной матрешки на Руси





(слайд 6)

"Родителем" русской деревянной матрешки считается токарь-виртуоз
Василий Петрович Звёздочкин,
который жил и работал в Сергиевом Посаде.
В конце 19-го века Василий Петрович обратил внимание на коллекцию японских божков, которые были привезены из Японии и складывались один в другой.
Василий Петрович перенял эту идею и выточил из дерева похожие фигурки, а профессиональный художник
Сергей Малютин расписал их на русский лад. Таким образом и получилась первая деревянная разъемная кукла, которую назвали Матреной, или ласково говоря – Матрешкой.



(слайд 7)

Анатолий Иванович Мамонтова 
был владельцем магазина –мастерской «детское воспитание». Он нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников, которые вытачивали матрешек.
По легенде, жена
привезла из Японии, с острова Хонсю,
точеную фигурку японского бога Фукурокодзю.
В России она известна под именем Фукурума.
Игрушка была с секретом: она разделялась на две части, а внутри нее была такая же фигурка, но поменьше, тоже состоящая из двух половинок... Эта игрушка попала в руки известного художника Сергея Малютина
и навела его на интересную мысль.
Он попросил токаря, потомственного игрушечника, Василия Петровича Звездочкина выточить из дерева форму-болванку,
а потом собственноручно расписал ее.
Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках.

(Имя "Матрёна" - это переиначенное слово "матрона", означающее мать семейства, матушка, почтенная женщина). Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка. Образ красочной игрушки глубоко символичен: с самого начала она стала воплощением материнства и плодородия.





(слайд 8)

Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Любопытно, что в японском языке такого слова не существует, и, скорее всего, название Фукурума - это уже российская версия имени японского бога. Игрушечная фигурка была с интересным секретом. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.







(слайд 9)

А профессиональный художник
Сергей Малютин
расписал их на русский лад. Таким образом и получилась первая деревянная разъемная кукла, которую назвали Матреной, или ласково говоря – Матрешкой. Это имя кукла тоже получила неспроста
Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец.







(слайд 10)

Почему кукла названа матрёшкой?
Историки почти единогласно утверждают, что имя Матрена - самое распространенное в деревнях России конца XIX века. А вот другое предположение: когда придумали русскую матрешку, ее название произошло от слова «матрона», т. е. мать большого семейства. Говорят, что именно таким образом создатели куклы хотели подчеркнуть умиротворённость и доброту своего изобретения. И дали ей очень ласковое и нежное имя. Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках.
Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все - мал-мала меньше.
Последняя, восьмая, изображала запеленатого младенца.
(Имя "Матрёна" - это переиначенное слово "матрона", означающее мать семейства, матушка, почтенная женщина). Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка. Образ красочной игрушки глубоко символичен: с самого начала она стала воплощением материнства и плодородия.





(слайд 11)

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.







(слайд 12)

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую известность.
Тогда пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам
из Сергиева Посада.
Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Это были матрёшки в русских сарафанах, с корзинками, серпами, букетиками цветов, в зимних полушубках и шалью на голове.





(слайд 13)

Набор из 37 матрёшек
в 1913 году была выточена 48 – ми местная матрёшка. Такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен .





(слайд 14)

(слайд 15)

(слайд 16)

Матрёшки из Сергиева Посада .

Сергиев Посад – родина русской матрешки.

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В  это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.
Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена  токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.





(слайд 17)

Семеновская матрёшка







(слайд 18)

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.
 Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области.

Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
  Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.





(слайд 19)

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.
 Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.









(слайд 20)

Вятская матрёшка  
- самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века.
Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.





(слайд 21)

Авторская матрешка
этот период начался в 90-х годах 20 – века. Политические и экономические изменения позволили открыть частные мастерские. На место стандартной матрешки , сложившейся в советское время, пришла новая, авторская.









(слайд 22)

Современная матрёшка
характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность Её рисунок похож на цветистую ткань и создаёт праздничное настроение.
Основная тема росписи – окружающий мир, мотивы русской истории .





(слайд 23)

Политическая матрёшка
представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые дружеские шаржи









(слайд 24)

Технология изготовления Матрёшки.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью.
Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.



(слайд 25)



(слайд 26)

Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы.
Обычно сушат на улице под навесом два-три года. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть и расколоться.
Начинается работа с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.





(слайд 27)

Последовательность изготовления матрешки:

1- закрепленную в патрон токарного станка заготовку обтачивают до получения цилиндрической формы, рейером- полукруглым резцом.

2- Выравнивание торца заготовки мейселем – резцом для чистовой обработки.

 

3- Вытачивание внутренней полости нижней части матрешки, рейром – полукруглым резцом.

4- Примерка внутренней матрешки к нижней части наружной матрешки, между ними должен оставаться небольшой зазор на покраску и усушку древесины.

5- Формирования четверти уступа для соединения матрешки, мейселем – резцом для чистового точения.

6- Отрезка нижней части матрешки при помощи мейселя.

7- Выборка внутренней полости верхней части матрешки при помощи рейера и формирования выступа четверти для соединения матрешки- мейселем.

8- Соединения нижней и верхней части матрешки.

9- Формирования наружной формы матрешки, при помощи рейера и мейселя.

10- Шлифования матрешки шлифовальной шкуркой.

11- Обрезка верхней части матрешки  мейселем.

12- Готовая заготовка – «бельё».



(слайд 28)

13- На загрунтованную (крахмальным клейстером или клеем ПВА) заготовку, наносят карандашом контур рисунка.

14- Роспись  матрешки. Расписывают матрешки чаще всего анилиновыми красителями, темперой, гуашью.



 

15- Готовое изделие лакируют масляным или ниролаком. Матрешка готова





(слайд 29)

Роспись матрешки

Покрываем заготовку грунтом.

Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза.

Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.

Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.

Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).

Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.

Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. Перламутровой белой акриловой краской раскрашиваем рукава.

Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.

Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.

Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:

Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.

Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки.

Приступаем к самому ответственному этапу - росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.

Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.

Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.

Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.

В точечной технике оформляем кокошник и серьги.

Декорируем сарафан:

Низ также оформляем в точечной технике:

Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!



(слайд 29)



До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов - ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи.


(слайд 30)

ХЛОПЕЦ-КУПЕЦ с матрёшками

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

на две половинки.

В ней живет еще одна

кукла в серединке.

Эту куколку открой-

будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

куколка пузатая.

А внутри шестая

в ней живет пустая.

А в шестой седьмая,

А в седьмой восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд,

сестры куколки стоят.

Сколько вас?- у них мы спросим,

И ответят куклы:-Восемь! (ответ хором)



(слайд 31)

Собери Матрёшку


(слайд 32)

Улыбнись, Матрёшка!


(слайд 33)

Украсим Матрёшку.


(слайд 34)

Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное.


(слайд 35)

Матрешка –
это  душа и образ России