СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практик ориентированное обучение

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

текст выступления на педагогическом совете по развитию стратегии школы на 2022 - 2026 годы, в разделе практикоориентированное обучение

Просмотр содержимого документа
«Практик ориентированное обучение»

2 слайд

Моя первая пара в институте началась со слов «Забудьте все что вам рассказывали в школе….» На практике оказалось что теперь необходимо забыть все чему учили в институте. Возникает вопрос – а зачем я вообще тогда все это время учился? Для чего?

Исследования ПИРЛС и ТИМС

3 слайд

В таблице представлены результаты последних циклов этих исследований: позиция в международном рейтинге и средний балл по 1000- балльной шкале. Мы видим, что, с одной стороны, российские школьники (и четвероклассники, и восьмиклассники) демонстрируют высокие результаты в исследовании TIMSS, а с другой стороны, результаты 15-летних школьников (а это преимущественно девятиклассники) оставляют желать лучшего.

В чем причина? Главным образом – в измерителях. Задания теста TIMSS привычны нашим школьникам, так как проверяют предметные знания и умения в учебных ситуациях, аналогичных тем, что рассматриваются в учебниках и задачниках. В исследовании же PISA проверяется умение школьников применять полученные знания и умения для решения реальных жизненных задач. Задания PISA строятся на практико-ориентированном контексте, направлены на решение проблем, могут содержать избыточную или недостаточную информацию, предполагать неоднозначность или неопределенность решения.

В свете полученных результатов задача учителя – как минимум удержать предметные результаты (удержать позиции в TIMSS!) и усилить работу по формированию естественнонаучной грамотности (поднять результаты в PISA!).

4 слайд

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 в рамках такой национальной цели, как «Возможности для самореализации и развития талантов», установлен целевой показатель (к 2030 году) вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

На своем мастер классе к конкурсу «Учитель года», я показал что без погружения в предмет не возникает связи с ним и не происходит присвоения нового знания, зачастую мы даем академические знания, заучивая без понимания как это пригодиться в реальной жизни, что является еще одной причиной того что в исследованиях PISA наша страна занимает далеко не самые лучшие позиции.

В 2022 году вступают в силу новые ФГОС в которых в частности прописан момент цифровизации процесса образования. Учтены все негативные стороны данного процесса о которых мы все знаем и разработана дидактика цифровой трансформации как неизбежного процесса в существующем мире. В частности в новых ФГОС к требованиям к кабинетам присутствуют уже не просто наличие компьютеризированного места преподавателя, мультимедийной установки и интерактивной доски а полноценных цифровых лабораторий. Естественным образом усложнение современной техники ведет к тому что бы учащиеся могли ей пользоваться на выходе из учебного заведения (хотя некоторые из них демонстрируют эти навыки уже сейчас)

Слайд 5

С учетом требований ФГОС – выпускник это личность имеющая четкие жизненные, морально—нравственные, основанные на истории патриотические убеждения, человек который способен использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач.

По сути, все компетенции функциональной грамотности включающей в себя ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам. Мы можем найти мотивационный момент в требованиях к 4 личностным результатам (понимание ценности научного познания) и перечисление всех компетенций естественно-научной грамотности в требованиях к предметным и метапредметным результатам (распознавание, описание и объяснение явлений и процессов, освоение методов научного познания, работа с информацией научного содержания)

Какой вывод для учителя? Так как требования к ЕНГ являются составляющей требований ФГОС, то формирование естественно-научной грамотности является обязательным массовым результатом освоения образовательных программ!

6 слайд

Как организовать пространство урока с учетом актуальных требований к результатам обучения?

Во-первых, учитель должен понимать, что проверяет то или иное задание; подбирать задания по функциональной грамотности и системно использовать их в предметном обучении в качестве логичного продолжения цепочки учебных заданий. С этой целью логично разьирать примеры конкретных заданий PISA, представлены национальном открытом банки заданий.

Во-вторых, учитель должен организовывать комплекс видов деятельности в процессе обучения для достижения комплекса планируемых результатов Для формирования функциональной грамотности нужно использовать внеурочную деятельность или проектную, но первоочередной задачей мы рассматриваем системное развитие компетенций из урока в урок.

В-третьих, необходимо выстраивать межпредметные связи и участвовать в командной работе учителей-предметников в вопросах развития функциональной грамотности школьников. Задача формирования функциональной грамотности не может быть решена отдельно взятым учителем, да и реальные ситуации (ситуации жизненного характера), как правило, являются межпредметными.

Слайд 7

И последнее. Инновационным направлением исследования PISA в 2022 году является оценка креативного мышления 15-летних школьников. Инструментарий для массовой оценки креативности предлагается впервые. Но как педагогический прием – инициирование учащихся на выдвижение оригинальных идей – учителям хорошо известен. Начиная с самого первого урока (биологии, физики или химии), когда мы говорим с учащимися о том, что изучается в рамках того или иного предмета, можно легко повернуть разговор на проявление у школьников воображения, например: «Вспомни сказки и придумай примеры, как сказочные сюжеты / идеи реализовались в жизни». И оказывается, реализовались очень многие сказочные идеи: ковер-самолет и самоходные сани, топор-саморуб и Золотой Петушок…

И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. И первые годы после получения аттестата или диплома всегда уходили на то, чтобы «переучиться», «подучиться» своей профессии, уже будучи в неё реально погружённым. Преодоление такого разрыва – также одна из задач функциональной грамотности, которая, как видим, возникла не сегодня, но и в наше время остаётся предельно актуальной.

Когда начинать развивать функциональную грамотность? – разумеется лучше всего это делать с самых начальных классов общего образования.

Как развивать – создавать среду в которой учащиеся могли бы наглядно применять свои знания. В первую очередь это касается современных цифровых лабораторий, позволяющих с одной стороны уйти от процесса «игры в куличики в детской песочнице» и с другой стороны прийти к более глубокому пониманию и анализу альтернативно представляемой информации. Разумеется, ни какая наука не возможна без технологии. Современные мастерские оборудованные оборудованием которое позволит воплощать задуманные проекты в реальность, это та самая связь между воображением и руками. Ну и все это не возможно без создания современной базы данных Библиотеки в которою можно обратиться за поиском необходимой информации.

Таким образом совокупность этих трех элементов создаст среду в которой дети смогут, мечтать, исследовать и творить. А это на мой скромный взгляд и есть то, что на выходе позволит получить нам настоящего Выпускника и Современного Человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!