ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ТЕХНОЛОГА
Дуракова Т.Е., преподаватель экономических дисциплин АКСТ отделение №4, г. Белогорск
Сметана Н.А., преподаватель технологических дисциплин АКСТ отделение №4, г. Белогорск
Качественные изменения, происходящие в среднем профессиональном образовании, направлены на соответствие требованиям регионального рынка труда, который требует подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.
Цель исследовательской работы заключается в применении интегрированного подхода практико-ориентированного обучения для формирования профессиональных компетенций будущего технолога.
Для выполнения поставленной цели были решены задачи:
- теоретическое изучение активных методов в практико-ориентированном обучении;
- использование активных методов в процессе обучения для формирования профессиональных компетенций.
Предметом исследовательской работы является использование активных методов обучения интегрированного подхода в практико-ориентированном обучении для формирования профессиональных компетенций.
Объект – процесс подготовки будущих техников-технологов.
Интегрированный подход в практико-ориентированном обучении делает акцент на подготовку студентов к будущей карьере, нахождении своего места в жизни.
В практико-ориентированной образовательной среде используется несколько подходов, в том числе использование профессионально - ориентированных технологий обучения (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профессиональных модулей. Изучение которых направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя.
Чтобы подготовить современного технолога, нужно обеспечить его таким комплексом умений и знаний, который помог бы ему успешно трудоустроиться после окончания учебного заведения.
Работодатель нанимает многогранно-развитых молодых специалистов, обладающих следующими качествами: профессиональная компетентность; коммуникативная компетентность; позитивное отношение к своей профессии;
владение методами технологического расчета и экономического анализа; творческий подход к решению профессиональных задач; активная жизненная позиция; адекватность к своим возможностям.
Для формирования этих качеств преподаватели объединяют знания, умения и навыки в практико-ориентированном обучении при интегрированном подходе. Цель интегрированного подхода: помочь студенту добывать и применять полученные знания и умения в самостоятельном решении проблем, адаптироваться в современных условиях.
В рамках реализации интегрированного подхода при изучении профессиональных модулей преподаватели технологических и экономических дисциплин создают такую обстановку на уроке, которая погружает студентов в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным производством, а также способствует развитию использования теоретических знаний и умений полученных на лабораторно-практических занятиях на практике, выполнению определенных профессиональных функций, позволяет студентам упражняться в профессиональной деятельности.
Рассмотрим применяемые активные методы интегрированного подхода в практико-ориентированном обучении.
Решения профессиональных ситуационных задач. При изучении модуля ПМ.02 Производство цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания, студентам дается задание сделать анализ выхода цельномолочных продуктов с учетом производственных потерь. Эти данные затем используются на общепрофессиональной дисциплине Экономика организации, где по результатам технологического анализа делается экономический расчет по себестоимости готового продукта. На данном этапе обучения закладываются основы для выполнения профессиональных задач с целью использования их при выполнении опытно-экспериментальной работы, при написании курсовых и дипломных работ, как практического значения, так и исследовательского характера. Это способствует формированию профессиональных навыков и компетенций: контролировать качество сырья, вести технологические процессы, вести технологические расчеты по выработке готовой продукции, участвовать в планировании основных показателей производства, вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
Имитация деятельности. Данный метод используется на примере деловой игры. При выполнении лабораторной работы «Выработка питьевого молока» студенты разбиваются на рабочие бригады, где назначаются бригадир, лаборант, рабочий. Каждая бригада ведет технологический процесс по выработке питьевого молока, но для полноценного имитирования производственных условий бригаде дается задание, кроме технологических расчетов, оформить сопроводительную документацию (ОП Экономика организации), в которой они заполняют необходимые реквизиты на поступившее сырье и рапорт по выходу готовой продукции.
Выполнение курсовой и дипломных работ. При написании курсовой работы а далее и при выполнении ВКР студенты приобретают профессиональные умения, углубляют, обобщают и систематизируют знания по профессиональным модулям. При выполнении практической части студенты используют материал, полученный ими на производственной практике. Темы курсовых работ по ПМ.04 Технология производства различных видов сыров и продуктов из молочной сыворотки и ПМ.05 Организация работы структурного подразделения взаимоувязываются. Например: «Технология производства творога из вторичного сырья на ГМК», «Материально-техническое обеспечение цеха по производству творога из вторичного сырья ГМК»
Выпускные квалифицированные работы студенты специальности Технология молока молочных продуктов выполняют по двум направлениям - технологическая часть обосновывается экономическими расчетами. Например, Технология производства творога из вторичного сырья ГМК с экономически обоснованием. В результате этого согласовывается задания на ВКР, которое состоит из трех частей- технико-экономическое обоснование, технологической и экономической частей.
Использование информационных технологий. Система «Техэксперт: Пищевая промышленность», Консультант Плюс, пакет прикладных программ Microsoft Office, Microsoft Visio и др. используется при выполнении лабораторных и практических работ. Технологам выдается задание: сделать заключение по полученным результатам исследования качества готовой продукции на соответствие с ГОСТом («Техэксперт: Пищевая промышленность»), а при расчете себестоимости готовой продукции используется пакет программ Microsoft Office.
Опытно-экспериментальная работа ведется на предметных кружках «Технолог» и «Бизнес-планирование». Здесь обучающиеся занимаются разработкой новых технологий, опытно-экспериментальной выработкой продукции, исследованием качественных показателей, потребительского рынка, расчетом экономических показателей по разделам бизнес-плана, определением экономической эффективности внедрения новых технологий в производство. Студенты по специальности 19.02.07. Технология молока и молочных продуктов, предлагают свои опытно-экспериментальные результаты по выработке молочных продуктов с добавлением растительных компонентов и других ингредиетов с экономическим обоснованием, которое доказывает реальное снижение затрат и цены на производство по сравнению с торговым ассортиментом молочных продуктов.
Используемый нами интегрированный подход в практико-ориентированном обучении повышает мотивацию у студентов технологов в получении выбранной специальности, что подтверждает мониторинг качества выполнения курсовых работ на четвертом курсе по ПМ.04 Технология производства различных видов сыров и продуктов из молочной сыворотки и ПМ.05 Организация работы структурного подразделения.
Важное значение имеет работа в практико-ориентированном обучении - взаимосвязь с социальными партнерами. В 2017-2018 уч. году выполняются опытно-экспериментальные работы по просьбе директора ИП Мельниченко Д.В. Бастер А.В. по выработке новых видов продукции с целью расширения ассортимента на данном предприятии. По полученным результатам опытно-экспериментальные выработки новых продуктов сейчас идет работа экономических расчетов, с целью определения целесообразности ввода в производство новых технологий.
Таким образом, интегрированный подход в практико-ориентированном обучении позволяет выпускникам-технологам по окончании колледжа при желании и возможности воплотить в жизнь свои инновационные идеи в предпринимательстве при открытии малого бизнеса, так как наши студенты, владеют навыками производства молочных продуктов и умениями составлять бизнес-план. С целью расширения своих возможностей в области научно-исследовательской работы, выпускники могут поступить в ВУЗы.
Недавно прошедший чемпионат молодых профессионалов World Skills показал эффективность применяемого нами интегрированного подхода в практико-ориентированном обучении, где наши студенты получили второе место среди команд ВУЗов.
Пример успешного использования в своей работе интегрированного подхода в формировании профессиональных компетенций высоко квалификационного специалиста является карьерный рост недавнего выпускника, который приходит на производство на позицию лаборанта, мастера или младшего технолога, затем, последовательно, проходит следующие ступени: технолог, старший технолог, главный технолог. Вершина карьерной лестницы – заведующий производством. В этом учебном году был проведен форум «Формула успеха» для студентов старших курсов, на который были приглашены наши выпускники – специалисты ИП Мельниченко В.И. с целью повышения мотивации в правильности выбранной специальности.
Следовательно, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интегрированный подход в практико-ориентированном обучении – это один из наиболее эффективных способов подготовки высококвалифицированных специалистов, который приводит к формуле успеха, позволяющий состоятся в профессии, способствующий карьерному росту.