РАОП: представление практик ВЫСШЕГО УРОВНЯ
сад №5»Территория: Красноярский край
2.1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский
2.2. МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5»
2.3. индекс: 663282
Северо-Енисейский район, гп Северо-Енисейский
Улица - 40 лет Победы
Дом - 10
Сайт организации :sad5-se@yandex.ru; http://5.39160.ds.3535.ru/
Курирует практику: Жорина Елена Владимировна, старший воспитатель МБДОУ №5
- Контактный телефон: 8 (39160) 22-8-68; 89232809761
- Сайт организации :sad5-se@yandex.ru; http://5.39160.ds.3535.ru/
6.ФИО автора: Бектяшкина Елена Дмитриевна
7. Направление практики:
Другое: Внедрение эффективных форм социализации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и формирование толерантного отношения у семей, воспитывающих типично развивающихся детей дошкольного возраста.
8. Название практики: Практика формирования толерантного отношения у семей, воспитывающих типично развивающихся детей к семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию семейного клуба выходного дня «Субботничек».
9. Ключевые слова образовательной практики: семейный клуб, интеграция, социализация, толерантное отношение, типично развивающиеся дети дошкольного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), социальное партнерство, детский сад, семья, педагогика сотрудничества, этико-деонтологическая культура.
10. Практика реализуется: дошкольное образование
11. На какую группу участников образовательной деятельности направлена ваша практика: воспитанники, родители, воспитатели, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
12.Опишите практику в целом, отразив следующие аспекты:
12.1. Проблема, на решение которой направлена образовательная практика.
Проблема: Не все педагоги, родители, дети готовы к инклюзивному образованию. Проблемы социума, возникающие в связи с инвалидностью значительной части людей, заключаются в том, что функциональная дифференциация институтов государства и общества в сторону отторжения этой группы детей не способствует его интеграции и развитию, не смотря на законодательную базу и современную систему образования.
В результате анализа отечественной и зарубежной научно-практической литературы по проблеме формирования толерантного отношения у типично развивающихся детей дошкольного возраста к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) было установлено:
- значение дошкольного воспитания в становлении личности человека, а старшего дошкольного возраста, как сенситивного периода для формирования эмоционально-личностной сферы, навыков и привычек нравственного поведения и толерантности детей, как его составляющей;
- одним из эффективных условий формирования личности ребёнка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, является организация совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей;
- успешный отечественный и зарубежный опыт показал, что интеграция в системе «семья с типично развивающимся ребенком – педагоги – семья с ребёнком с ОВЗ» и организация совместной творческой деятельности в условиях семейного клуба будет способствовать формированию предпосылок толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ.
«Семейный клуб» – одна из нетрадиционных эффективных форм взаимодействия с семьей, которая отвечает всем требованиям ФГОС ДО и способствует решению проблем современного дошкольного образования.
Практика убеждает, что наиболее успешно интеграция будет осуществляться не в инклюзивных детских садах, а в условиях клубных объединений. В инклюзивных ДОУ - большая наполняемостью групп, недостаточность кадрового обеспечения, также имеет место - личностная готовность родителей принять эти условия.
12.2. Цель – укрепление партнёрских отношений семей воспитанников во взаимодействии с социумом различного социального статуса, формирование духовно - нравственных ценностей через организацию семейного досуга в условиях интеграции семей с типично развивающимися детьми старшего дошкольного возраста и семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для успешной самореализации в жизни.
Ключевые задачи:
1. Создать единую образовательную и доступную среду для развития базовых компетентностей личности, таких как толерантность, солидарность, уважительное отношение к особенностям участников взаимодействия к детям с ОВЗ и их семьям;
2.Осуществлять временную интеграцию и социализацию, через организацию социального партнерства в системе «семья с типично развивающимся ребёнком – педагоги – семья с ребёнком с ОВЗ»;
3.Выявить ресурсы района для решения проблемы интеграции и социализации в системе «семья с типично развивающимся ребёнком – педагоги – семья с ребёнком с ОВЗ»;
4.Организовать социальное партнёрство со значимыми учреждениями района в условиях семейного клуба;
5. Сформировать основы эмпатийного поведения как со стороны сверстников посещающих детский сад общеразвивающего вида и их родителей, а также и со стороны семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
6. Повысить социальную активность, нейтрализуя иждивенческие настроения и стили поведения семей с типично развивающимися детьми и детьми с ОВЗ через выявление и поддержку способных детей;
7. Повысить уровень родительской компетентности семей, воспитывающих типично развивающихся детей и семей, воспитывающих детей с ОВЗ для успешной адаптации к инклюзивному образованию.
12.3. Какова основная идея, суть, базовый принцип практики?
Основная идея практики состоит в том, что для проявления толерантного отношения у детей дошкольного возраста, их родителей и педагогов к детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, как адаптации к инклюзивному образованию, умению жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей - внедряем эффективную форму взаимодействия детей и взрослых – Семейный клуб.
Суть культурной практики «Семейный клуб»: приобретение нравственного и социального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.д. у всех участников взаимодействия.
Таким образом, формирование толерантного отношения у воспитанников ДОУ и их родителей к семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного клуба – это адаптация и меры профилактики к инклюзивному обучению всех участников образовательного процесса.
Базовый принцип практики: семейный клуб выходного дня «Субботничек» работает в условиях интеграции семей с типично развивающимися детьми дошкольного возраста, семей воспитывающих детей с ОВЗ и социального партнерства со значимыми учреждениями района.
Интеграция ориентирована на воспитание в духе взаимопомощи, уважения, понимания отличия, потребности другого человека. (Мудрик А.В.)
12.4. Через какие средства (технологии, методы, формы и способы и т.д.) реализуется ваша практика?
При реализации практики использовали технологии:
Технология «Педагогика сотрудничества»;
Технология «Творческие гостиные для семей с типично развивающимися детьми и семей, воспитывающих детей с ОВЗ»;
Методы и методики:
Метод теоретико-методологического анализа по проблеме интеграции здоровых детей и детей с ОВЗ;
Эмпирическое исследование;
наблюдения, беседы;
Метод проектирования (проекты мероприятий, модель программы);
Диагностика - срез «Проявление толерантного отношения к детям с ОВЗ» (родители, дети, педагоги);
Опрос для родителей - «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В.Бойко) ;
Диагностическая методика "Сюжетные картинки" Г Н. Урунтаевой и Ю.В. Афонькиной в модификации Р.М. Калининой (для детей младшего дошкольного возраста);
Методика «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) (беседы с детьми старшего дошкольного возраста).
Приемы формирования этико-деонтологической культуры у всех участников встречи:
- социо-игровая педагогика;
- Моделирование ситуаций общения (можно использовать для театрализации детьми или родителями);
- Упражнения для развития коммуникативной сферы «Этика поведения» для занятий в ДОУ и в семье (старший дошкольный возраст)
Основными направлениями деятельности семейного клуба являются:
организационные, тематические, свободные, событийные.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, задач, возраста воспитанников и интересов участников:
психологические тренинги;
решение педагогических ситуаций;
семинары-практикумы;
мастер-классы;
логопедические консультации;
игротерапия;
детско-взрослые проекты;
распространение опыта семейного воспитания «Традиции моей семьи»;
творческие мастерские;
конкурсы;
спортивные, театральные досуги, календарные, фольклорные праздники;
встречи с интересными людьми;
экскурсии в учреждения образования, культуры и спорта;
акции добрых дел;
выставки детского и семейного творчества;
видео просмотры и слайд – шоу по организации жизни детей в ДОУ, деятельности семейного клуба.
12.5. Какие организационные механизмы используются в вашей практике (сетевое взаимодействие, индивидуальная работа педагога, проектно – программная организация деятельности и т.д.)
Организационные механизмы, которые мы используем в своей практике это проектно-програмная деятельность с эффективным сетевым взаимодействием в условиях семейного клуба. Это можно представить следующим образом:
Семейный клуб (педагоги – организаторы + семьи с типично развивающимися детьми + семьи, воспитывающие детей с ОВЗ) +
Клуб «МАМА» (общественное объединение высококвалифицированных
специалистов по работе с семьёй) +
ресурсы района (социально значимые учреждения Северо- Енисейского района) + коллективные творческие дела = Программа «Формирование толерантного отношения у семей с типично развивающимися детьми к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в условиях семейного клуба выходного дня «Субботничек»».
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей гетерогенной группы, апробирована на базе МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5» общеразвивающего вида.
В программе приведён план мероприятий, ориентированный на психолого-педагогическую деятельность, в ходе которой педагоги организаторы семейного клуба смогут наблюдать и диагностировать детей, и их родителей, педагогов и узких специалистов выявляя проявление толерантности и отслеживая у этих субъектов определенные нравственные установки.
Все учреждения в Северо-Енисейском районе находятся в доступности, поэтому легко осуществлять социальное партнерство, как с муниципальными учреждениями, так и общественными объединениями, для реализации социальных проектов включенных в программу.
Важно отметить, что формирование толерантного отношения у семей разного социального статуса к детям с ОВЗ проходит успешнее, после повышения этико-деонтологической культуры всех участников образовательного процесса в системе «семья с типично развивающимся ребенком – педагоги – семья с ребёнком с ОВЗ» в условиях семейного клуба «Субботничек», осуществляя сетевое взаимодействие с учреждениями района.
Далее представим схему ресурсов Северо-Енисейского района.
Модель социального партнерства
формирования толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ
в
условиях семейного клуба «Субботничек»
Социальная интеграция рассчитана на взаимодействие в условиях семейного клуба «Субботничек» в системе «семья с типично развивающимся ребёнком – педагоги – общественное объединение «Мама» – МБУ СО «Комплексный центр» - семья с ребёнком с ОВЗ» продолжительностью на два года с момента посещения здоровых детей старшей группы и до выпуска их в школу, в период с декабря 2012 года по май 2014 года.
Апробация Программы «Формирование толерантного отношения у семей с типично развивающимися детьми к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в условиях семейного клуба выходного дня «Субботничек»» проходила на базе МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5»
Встречи в клубе проходят один раз в месяц в течение 40 минут, осуществляя социальную интеграцию с гетерогенной группой детей с ОВЗ и их семьями. Совместно с общественным объединением «Мама»- высококвалифицированными специалистами по работе с семьей, осуществляется коррекционно – профилактическая работа, которая включает курс упражнений «Этика поведения» для развития познавательной и коммуникативной сферы, социальные, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, игры-релаксации, тренинги, акции добрых дел, праздничные встречи, досуговые мероприятия разной направленности для всех участников семейного клуба, организуя транкзактное взаимодействие во всех проявлениях.
Место встречи определяется в связи с темой и целями мероприятия, доступностью среды, запросами семей и возможностями социальных партнеров. Это может быть детский сад или библиотека, музей или дом культуры, спортивный комплекс или площадь у РДК «Металлург» и другое.
Таким образом, реализуя Программу, осуществляется социо-культурная реабилитация семей воспитывающих детей с ОВЗ и формируется толерантное отношение у семей воспитывающих типично развивающихся детей дошкольного возраста и всего сообщества.
Алгоритм выполнения методической работы
Разработка и апробация Программы по формированию толерантного отношения у семей разного социального статуса к детям с ОВЗ в условиях семейного клуба выходного дня «Субботничек» на базе МБДОУ №5 включала следующие этапы работы.
На первом этапе (декабрь 2012г) методом теоретико-методологического анализа были изучены работы по проблеме исследования, что позволило выявить неразработанные аспекты формирования толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного клуба. Был изучен зарубежный и отечественный опыт, систематизирован и обоснован понятийно-категориальный аппарат рассматриваемой проблемы, продумана цель и шаги по достижению цели.
На втором этапе (2012г.) проведена систематизация и подбор комплекса валидных методов и методик, позволяющих исследовать уровни проявления толерантного отношения к детям с ОВЗ; сделана выборка: по 12 человек две группы типично развивающихся детей старшего дошкольного возраста, посещающие МБДОУ №5 и их родители. Обозначим их опытная и контрольная группы.
Опытная группа - дети получали формирующие мероприятия в условиях ДОУ и семейного клуба выходного дня «Субботничек»; их родители были подготовлены к эксперименту в 2009 - 2011гг. Обучались по этико-деонталогической культуре в условиях семейного клуба на базе МБДОУ №5; педагоги этой группы - организаторы семейного клуба.
Контрольная группа - дети и их родители получали формирующие мероприятия в условиях ДОУ.
Проведена диагностика - срез по проявлению толерантного отношения к детям с ОВЗ (родители, дети, педагоги).
Разработана Программа по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях семейного клуба выходного дня и модель «Социальное партнёрство Северо-Енисейского района по формированию толерантности у семей разного социального статуса к детям с ОВЗ» в условиях инклюзивной развивающей среды с учётом ресурса (учреждения района).
На третьем этапе (2013 – 2014 г.г.) в условиях семейного клуба выходного дня на базе МБДОУ №5 при взаимодействии с клубным объединением «Мама» проходила апробация Программы по формированию толерантного отношения у типично развивающихся детей к детям с ОВЗ и проведен «Мониторинг процесса интеграции и социализации детей старшего дошкольного возраста посещающих МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 5» и детей с ОВЗ в условиях семейного клуба «Субботничек», осуществляя межведомственное взаимодействие с учреждениями района.
На четвертом этапе (2013 – 2014 г.г.) проведен анализ эффективности работы по Программе «Формирование толерантного отношения у семей с типично развивающимися детьми к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в условиях семейного клуба выходного дня «Субботничек»», сформулированы выводы и определены перспективы дальнейшей работы.
(Опыт работы клуба по Программе представлен в приложении в статьях автора Бектяшкиной Е.Д.)
12.6. На какие результаты (образовательные и прочие) направлена ваша практика?
Применяя практику формирования толерантного отношения у семей, воспитывающих типично развивающихся детей к семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию семейного клуба выходного дня «Субботничек» мы достигли следующих результатов:
1. На базе МБДОУ №5 создан семейный клуб выходного дня «Субботничек», который посещает 85% семей, воспитывающих типично развивающихся детей старшего дошкольного возраста и 55 % семей Северо – Енисейского района, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Организована комфортная, доступная инклюзивная среда для развития базовых компетентностей личности, таких как толерантность, солидарность, уважительное отношение к особенностям участников взаимодействия к детям с ОВЗ и их семьям;
3. В условиях семейного клуба «Субботничек» осуществляется психолого-педагогисческое и медицинское сопровождение всех участников временной интеграции и социализации в системе «семья с типично развивающимся ребёнком – педагоги – семья с ребёнком с ОВЗ - общественное объединение высококвалифицированных специалистов по работе с семьей «МАМА»;
4. Выявлены ресурсы района, разработана модель социального партнерства и Программа «Формирование толерантного отношения у семей с типично развивающимися детьми к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в условиях семейного клуба выходного дня «Субботничек»;
5. В эффективном сотрудничестве с социальными партнёрами реализуются образовательные и досуговые мероприятия в условиях семейного клуба по Программе «Формирование толерантного отношения у семей с типично развивающимися детьми к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в условиях семейного клуба выходного дня «Субботничек»;
6. Приобретен нравственный и социальный опыт сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии и др. как со стороны сверстников посещающих детский сад общеразвивающего вида и их родителей, а также и со стороны семей, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
7. Повысилась социальная активность, семей с типично развивающимися детьми и детьми с ОВЗ через участие в семейных досугах, акциях добрых дел, творческих мастерских и конкурсах разного уровня;
8. Создана общественная организация семей с детьми с ОВЗ «Солнечный луч», которая 2 раза в год организует благотворительную ярмарку «Солнышко в ладошках» в помощь детям с ОВЗ, в которой активно участвует семейный клуб «Субботничек» (изготовление поделок детского и семейного творчества, участие в акции добрых дел).
9. Повысился уровень родительской компетентности и индекс толерантности у всех участников семейного клуба «Субботничек», что будет способствовать успешной адаптации к инклюзивному образованию.
10. Воспитанники, посещающие семейный клуб, являются дипломантами 1 степени Всероссийского конкурса «Детское творчество», а также художниками–иллюстраторами книги «Мир моими глазами» мальчика–инвалида Леонида Агиенко, лауреата Международной премии «Филантроп -2016».
Таким образом, реализована цель практики: укрепление партнёрских отношений семей воспитанников во взаимодействии с социумом различного социального статуса, формирование духовно - нравственных ценностей через организацию семейного досуга в условиях интеграции семей с типично развивающимися детьми старшего дошкольного возраста и семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для успешной самореализации в жизни.
Организация эффективной формы взаимодействия с родителями «семейный клуб» позволила разработать и внедрить в практику:
1.Модель социального партнерства в системе «Семья с ребенком с ОВЗ - клубное объединение «Мама» - семья с типично развивающимся ребенком» во взаимодействии с ресурсами района;
2.Программу «Формирование толерантного отношения у семей с типично развивающимися детьми к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в условиях семейного клуба выходного дня «Субботничек»;
3. Разработать коррекционные мероприятия для развития познавательной и коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста для осуществления временной интеграции с детьми с ОВЗ в условиях семейного клуба.
4. Мониторинг процесса интеграции и социализации семей с типично развивающимися детьми и семей с детьми с ОВЗ в условиях семейного клуба «Субботничек»;
5. Практические рекомендации для педагогов и административных работников детских образовательных учреждений.
Что позволило создать модель программы?
1.Изучение отечественного и зарубежного опыта, анализ результатов по проблеме
2.Подбор адекватных методик для детей, родителей и педагогов.
3. Положительный отечественный опыт деятельности клубных объединений с опорой на ресурсы.
4. Партнерство в совместной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров (учреждения района)
13.Укажите способы, средства, инструменты измерения результатов образовательной практики
Эффективность нашей практики, мы проверяли через диагностический материал:
1. Анкетирование родителей типично развивающихся детей по методике «Диагностика общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко)
Уровень проявления коммуникативной толерантности у родителей опытной группы. Мониторинг
2.Мониторинг процесса интеграции и социализации детей старшего дошкольного возраста посещающих МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 5» и детей с ОВЗ в условиях семейного клуба. Разработан на основе диагностической методики "Закончи историю", «Сюжетные картинки» Г.Н.Урунтаевой и Ю.В. Афонькиной в модификации Ю.Ю.Бочаровой и Е.Д. Бектяшкиной.
Анализ данных уровней т олерантного отношения у типично
развивающихся детей
опытной группы – 2013 - 2014г:
Количество типично
развивающихся детей с
недопустимым уровнем (НУ)– 0
Количество типично развивающихся
детей с относительно допустимым уровнем
(ОД У)– 5 человек – 42%
Количество типично развивающихся детей
с благополучным уровнем
(БУ) – 7 человек – 58%
Анализ данных уровней проявления
толерантного отношения у типично
развивающихся детей
контрольной группы – 2013 - 2014г:
Количество с НУ – 3человека – 25%
Количество с ОДУ – 7 человек – 58 %
Количество с БУ – 2 человека - 17 %
На заключительном этапе эксперимента (2013-2014годы) были зафиксированы значимые различия между опытной и контрольной группами.
Диаграммы наглядно показывают динамику развития: в опытной группе на заключительном этапе, неблагоприятного уровня нет, благоприятный уровень значительно выше у детей опытной группы на 41%, это наглядно видно на диаграмме.
Такая результативность подтверждает эффективность работы по Программе «Формирование толерантного отношения у семей с типично развивающимися детьми к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в условиях семейного клуба выходного дня «Субботничек».
После апробации Программы совместно со специалистами МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Северо-Енисейского района» был разработан социальный проект «Путь к успеху», цель которого: развитие одаренности у детей с ОВЗ с деятельным участием учреждений района. В социальном партнёрстве с Местной общественной организацией инвалидов Северо-Енисейского района «Солнечный луч» - СМИ, семейного клуба «Суботничек». а также государственными и общественными организациями района. Этот долгосрочный проект участвовал в конкурсе социальных проектов «Преодоление», был одобрен и реализован (с 1.06.2015г. по 1.04.2016г.) при благотворительной поддержке благотворительного фонда Михаила Прохорова.
Объединение усилий всех социальных партнеров позволяют создать ситуацию успеха для всех участников образовательного процесса в деле социализации.
14. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?
Большой проблемой является нежелание семей со здоровыми детьми отдавать детей в образовательные учреждения инклюзивного типа, чтобы не травмировать психику своих детей, таким образом, проявляя свой низкий уровень толерантности. Родители детей, имеющих пожизненный диагноз, в свою очередь, нередко сами выступают инициаторами изоляции. Они не хотят приводить в коллектив ребёнка, стесняясь его ограничений, замыкаются в своих проблемах, аргументируя это тем, что «толку все равно не будет», что «попытки изменить качество жизни в лучшую сторону к успеху не приведут...».
Поэтому для осуществления сопровождения таких семей, инициативной группе необходимо было тщательно продумывать программу знакомства с семьями, чтобы расположить их к взаимодействию, основываясь на технологии сотрудничества, используя социо - игровые приёмы во взаимоотношениях со взрослыми и особенными детьми. Организаторы и участники семейного клуба должны быть неравнодушными людьми, иметь большое желание помогать людям и
постоянно стремится к поиску новых методов и форм работы, организуя интеграцию и социализацию детей.
Не сразу всё сложилось, на первую встречу за круглым столом в общественном объединении «Мама» присутствовали родители детей - инвалидов из 5 семей. Они присматривались, с осторожностью шли на контакт, но со временем встречи становились более тёплые и численность семей, посещающих семейный клуб увеличилось до 15 семей, причём они стали участвовать полным составом (мама, папа здоровый ребёнок и ребёнок с ОВЗ или мама бабушка и внуки) и более активно участвовать во всех развивающих и досуговых мероприятиях.
Важно отметить, что осуществление социально-психологического и педагогического сопровождения в условиях клуба семей имеющих типично развивающих детей и детей с ОВЗ разных диагнозов, ограничений и возраста, то есть гетерогенной группы детей от 2 до 9 лет было не просто, важно учитывать все особенности семей и осуществлять личностно-ориентированный подход.
Скоординировать работу различных социальных партнеров района для осуществления процесса социализации, социо-культурной реабилитации семей, воспитывающих детей с ОВЗ в общество (нужно было создавать доступную среду для маломобильных граждан) .
15.Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (ваши практические советы)
Сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ будет проходить успешнее при следующих условиях:
социальная интеграция детей с ОВЗ и здоровых детей старшего дошкольного возраста на базе семейного клуба выходного дня, в котором все участники – равноправные партнеры деятельности;
формирование этико-деонтологической культуры в системе «Семья с типично развивающимися детьми - клубное объединение инициативных, высококвалифицированных специалистов по работе с семьей - Семья с ребёнком с ОВЗ»;
за чашкой чая, по исконно русской традиции всегда приятней выстроить общение, легче вести беседу и раскрепоститься, найти союзников в решении общей проблемы;
эффективное социальное партнерство с ресурсами (инфраструктура района);
для осуществления сопровождения семей, инициативной группе необходимо тщательно продумывать программу знакомства с семьями, чтобы расположить их к взаимодействию, основываясь на технологии сотрудничества, используя социо - игровые приёмы во взаимоотношениях со взрослыми и особенными детьми.
взять за основу Программу «Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ в условиях семейного клуба «Субботничек»;
применять рекомендации к Программе (в приложениях) для осуществления многоступенчатой системы инклюзивного образования, а в частности в специализированных ДОУ, инклюзивного вида, как модель по формированию партнерских взаимоотношений с семьями, воспитывающими типично развивающихся детей и детей с ОВЗ, для удовлетворения потребностей всех семей.
Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество. Поэтому, спустя 2 года с момента посещения семьями клубного объеденения «Мама», после периода адаптации к условиям клуба (с письменного согласия всех семей), организовали на базе МБДОУ №5 семейный клуб «Субботничек» и стали вводить здоровых детей 5 лет с их родителями для взаимодействия. Сначала вводили 3 семьи, затем 5, постепенно увеличивался состав до 12 семей с типично развивающимися детьми, в форме театрализованных представлений, концертных номеров, а позже в совместной игровой деятельности с участием в творческих мастерских по выбору самих детей, в соответствии с интересами и возможностями.
16. Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей образовательной практикой
Предоставить информационные материалы, методические материалы, провести семинар, мастер-класс и т.д.
17. Есть ли рекомендательные письма, экспертное заключение, сертификаты, подтверждающие значимость практики?
В 2015году опыт работы семейного клуба «Субботничек» и модель Программы духовно-нравственной направленности «Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста и их родителей к детям с ОВЗ в условиях семейного клуба» были одобрены на научно-практической конференции КГПУ им. В. П. Астафьева доктором педагогических наук профессором кафедры социальной педагогики и социальной работы Фуряевой Т.В. и с доктором медицинских наук, профессором кафедры социальной педагогики и социальной работы Климацкой Л.Г.
Практика внедрена в учебные процессы в виде монографий:
- «Родительская компетентность в воспитании нравственных качеств детей» (издательский дом Германии LAP Publishing 2012год). www.lap-publishing.com;
- «Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ в условиях семейного клуба» в соавторстве с преподавателями КГПУ им. В.П. Астафьева доктором медицинских наук, профессором кафедры социальной педагогики и социальной работы Климацкой Л.Г и кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры информационных технологий обучения и математики Романовой Н.Ю. www.siвsеdu.kspu.ru,
http://multiurok.ru/sedou5-elena,
Практика внедрена в учебные процессы в виде статей на муниципальном, краевом и международном уровне:
- Опубликована статья на английском языке . «Results of Monitoring the Development of Children’s Tolerance in a Family Club», 2016 г. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет», Библиотечно-издательского комплекса Лаптевой Марины Анатольевны [email protected]
- 2011год: Дипломом Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»;
- 2011год: Сертификат Министерства образования и науки Российской Федерации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования КГПУ им. В.П. Астафьева, участнику III Международной научно - практической конференции «Современное образование – обществу ХХI века»;
- 2014 год: Диплом II степени, Сертификат общероссийского конкурса «Лучший современный урок 2013-2014 года» информационно-методического центра МАУНЕД «Магистр» РФ Статья на тему «Опыт деятельности семейного клуба «Мама» сопровождающего семьи воспитывающие детей с ОВЗ
- 2014год: участие в Международной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование: теория и практика» публикация «Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ».
- 2015 год: победитель открытого благотворительного конкурса «Преодоление» программный блок «Социальные проекты в области искусства и культуры», как руководитель проекта «Путь к успеху», МБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Северо-Енисейского района», Северо-Енисейский район, п. Тея. Сумма поддержки 250 000 рублей
18. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство?
Научное руководство в период 2012 -2015годы осуществляли:
Организация: Министерство образования и науки Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева) Институт социально-гуманитарных технологий Кафедра социальной педагогики и социальной работы;
профессор Кафедры социальной педагогики и социальной работы: доктор педагогических наук - Фуряева Татьяна Васильевна
Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор - Климацкая Людмила Георгиевна
19. При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники
Публикации материалов по теме реализуемой практики: http://multiurok.ru/sedou5-elena; http://5.39160.ds.3535.ru/, www.siвsеdu.kspu.ru
20. При наличии видео материалов о реализуемой практике укажите ссылку на них.
Дополнительные сведения о реализуемой практике на сайтах:
sad5- [email protected], www.lap-publishing.com; www.siвsеdu.kspu.ru, http://multiurok.ru/sedou5-elena; http://mk.sevono.ru/,