СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРАКТИКА И ОПЫТ. СТРУКТУРА УРОКОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применения интерактивных методик предъявляет определенные требования к структуре урока. Предлагаем как образец структуру, которая использована многократно в практике учителей информатики, математики, обществоведения, физики, химии. Структура предусматривает 5 этапов урока и оценивание.

Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИКА И ОПЫТ. СТРУКТУРА УРОКОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК»

ПРАКТИКА И ОПЫТ.

СТРУКТУРА УРОКОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК

Применения интерактивных методик предъявляет определенные требования к структуре урока. Предлагаем как образец структуру урока, применяемую на практике.

1. Мотивация

Цель этого этапа — сфокусировать внимание учеников на проблеме и вызвать интерес к теме. Приемами обучения могут быть вопрос, цитата, краткая история, небольшая задача и др. Занимает не более 5 % времени занятия.

2. Объявления, представления темы и ожидания результатов

Цель — обеспечить понимание учениками содержания их деятельности, того, чего они должны достичь в результате урока и чего от них ждет учитель. Временами бывает целесообразно привлечь к определению ожидаемых результатов всех участников занятия (5 % времени).

3. Предоставления необходимой информации

Цель — дать ученикам достаточно информации, для того чтобы с ее помощью выполнять практические задачи. Это может быть мини-лекция, чтения дополнительного материала, выполнение домашнего задания. В целях экономии времени возможна информация в письменном виде для упреждающего (домашнего) изучения. Например, некоторые уроки построены таким образом, что в книге ученика есть информация, достаточная для выполнения заданий: с ней знакомятся к началу урока. На самом уроке учитель может еще раз обратить на нее внимание, в особенности на практические советы, если необходимо — прокомментировать определения или организовать небольшой опрос (10 % времени занятия).

4. Интерактивное упражнение — центральная часть занятия

Цель — практическое освоение материала, достижения поставленных целей урока. Последовательность проведения этого этапа такая:

1. Инструктирование — учитель рассказывает участникам о цели упражнения, правилах, последовательности действий и количестве времени на выполнение задач; спрашивает, все ли понятно участникам.

2. Объединение в группы, распределение ролей.

3. Выполнения задания, во время которого учитель выступает как организатор, помощник, стараясь предоставить участникам максимум возможностей самостоятельной работы и обучение друг с другом.

4. Презентация результатов выполнения упражнения.

Интерактивная часть занятия занимает около 60 % его времени.

5. Подведение итогов, оценивание результатов урока

Цель — осознания того, что было сделано на уроке, достигнуты ли намеченные цели, как можно применить полученное на уроке в будущем. Подведение итогов желательно проводить в форме вопросов: что нового узнали? какие навыки приобрели? насколько это может быть полезно в жизни? Кроме этого, можно задать вопросы по проведению самого урока: что было наиболее удачное, что еще понравилось, что следует изменить в будущем. Важно, чтобы сами ученики смогли сформулировать ответы на все вопросы. Для обработки результатов желательно оставить до 20 % времени урока.

Оценивания учебных достижений учеников и самих занятий имеет большое значение, так как дает возможность:

Побудить педагога и учеников задумываться над повышением качества своей работы.

Определить уровень возможностей учеников.

Показать ученикам и педагогу степень достижения результатов занятий.

Предоставить ученикам возможность продемонстрировать свои знания и навыки.

Определить, кто из учеников может получить поощрение.

Дать ученикам мотивацию для обучения и получения знаний.

Определить, есть ли необходимость в переобучении или дополнительных занятиях.

Оценивания на интерактивных занятиях — задание довольно сложное. Должны быть новые стратегии обучения.

Как правило, педагог отводит отдельное время для оценивания знаний (качества усвоения информации), давая контрольные работы, проводя контрольные упражнения, или предлагает специальное домашнее задание, которое подлежит оцениванию (разработка документа, написание доклада, сообщения, эссе, краткое выступление для выступления в маленькой группе и т.п.).

Примерами приемов оценивания могут быть:

Тест. Задание теста может состоять в том, чтобы ученики выбрали правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

Экспресс-опрос. Это могут быть краткие устные или письменные ответы, задания типа «продолжите предложение», «заполните таблицу», «нарисуйте диаграмму», «составьте схему» и т.п..

Расширенный опрос. Педагог предлагает ученику устно или письменно

ответить на поставленный вопрос, который является объяснением отдельных положений, с приведением аргументов и примеров. При устном ответе учитель и ученики могут задавать дополнительные вопросы. Вариантами этого метода является устный экзамен с билетами, письменная контрольная работа, домашнее эссе.

Контрольное упражнение. Контрольным может быть объявлено любое (в том числе и интерактивное) упражнение. Например, это может быть выступление во время ролевой игры, подготовка аргументов, упорядочение документов, написание доклада, эссе, реферата, упорядочение проекта и т.п..

Наблюдения. Наблюдения являются одним из главных методов оценивания при интерактивных методах преподавания; педагог выбирает для себя показатели, которые будет отслеживать на протяжении занятия, а также учеников, которых надо оценить.

Самооценка. Оценка учениками своей работы, своих товарищей, а также занятия в целом, является ценным методом оценивания. Применив этот метод, педагог может много узнать о себе и учениках, о качестве учебного процесса.

Учитель может предложить метод вопросов-ответов для самооценки учениками своей работы.

Для проведения общей дискуссии по оцениванию занятия авторы пособия по практическому праву предлагают методику «Дельта-плюс».

«Дельта-плюс». По этой методике сначала говорят о положительной стороне занятия (что понравилось — «плюс»), а потом обговаривают моменты, которые можно было изменить. Методика «Дельта» советует не критиковать прямо недостатки своих товарищей или педагога. Одним из эффектов применения этого метода есть то, что все ученики могут получить оценку, а также начинают понимать трудность оценивания и учатся смотреть другими глазами на свою работу.

Игровые методы оценивания. Оценивания достигает своей цели, когда проводится в форме одобрения наименьших успехов и усилий учеников. Комментарии относительно ученических действий, даже такие, что содержат критику, должны начинаться из положительных замечаний. Корректирования неточных, неправильных ответов и действий возможно лишь в форме предложений действовать иначе: «Мол другой ответ», «Существует другая точка зрения», «Можно сказать (сделать) иначе» — то есть нужно предоставить самому ученику возможность пересмотреть начальный вариант действий. Задача учителя — предоставить ученикам возможность выявить и защитить собственную мысль в любых «учебных ситуациях» в классе и вне школы.

Оценку учебных занятий можно превратить на игру с помощью установленной педагогом шкалы оценивания.