Презентация содержит материал из опыта работы. Именно, исследовательская деятельность младших школьников дает возможность формировать у учащихся процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, способствует познанию окружающего мира, открытию детьми новых знаний.
Просмотр содержимого документа
«Практика использования технологии исследовательской деятельности учащихся для достижения планируемых результатов начального общего образования»
Практика использования технологии исследовательской деятельности учащихся для достижения планируемых результатов начального общего образования
Из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ № 31
Гуськовой Надежды Александровны
Цель – доказать, что исследовательская деятельность в начальной школе способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи :
- Выяснить теоретические основы исследовательской деятельности учащихся.
- Раскрыть возможности и особенности организации исследовательской деятельности в начальной школе.
- Обобщить опыт работы по организации исследовательской деятельности младших школьников.
Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения планируемых результатов начального общего образования
И сследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Технология исследовательской деятельности предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученных результатов, обсуждение и выводы.
Три уровня организации исследовательского обучения:
- педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
- педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
- ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение
Исследовательская деятельность оказывает наибольшее влияние на формирование у младших школьников нескольких групп компетенций :
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного исследования).
Практика использования исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
Работая над темой исследования учащиеся ведут научный журнал, в котором накапливают информацию, фиксируют результаты наблюдений, опытов, экспериментов
Заключение
- Исследовательская деятельность младших школьников дает возможность формировать у учащихся процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, способствует познанию окружающего мира, открытию детьми новых для них знаний и способов деятельности, обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала. Именно исследовательская деятельность является средством их активизации и мотивации, позволяет формировать у учащихся личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.