СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика как социобразующий фактор в бытии человека и человечества

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Реферат для студентов........................................

Просмотр содержимого документа
«Практика как социобразующий фактор в бытии человека и человечества»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Уфимский многопрофильный профессиональный колледж





РЕФЕРАТ

На тему:

Практика как социобразующий фактор в бытии человека и человечества







Выполнила студентка 4 курса

по программе по программе

подготовки специалиста

среднего звена 44.0202

Преподавание в начальных классах

форма обучения: очная

Юнга Вера Владимировна


2017 год

Содержание

Введение 3

1. Понятие практики 4

2. Практика как социобразующий фактор в бытии человека и человечества 5

Заключение 14

Список литературы 15




Введение

Практика – это материальная, чувственно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Под практикой, прежде всего, разумеют не только и не столько деятельность отдельного чел, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии. Как по содержанию так и по форме практика носит общ характер. Современная практика есть результат всемирной истории. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности.

Общая практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отношению к познанию она выполненную троякую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познание являются незнания сами по себе, а практика преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. В-третьих, практика служит критерием истинности рез познания.

1. Понятие практики

Практика - основной и всеобщий критерий истины.

Практика (от греч. praktikos - деятельный, активный) - это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовно-культурных ценностей, необходимых для функционирования общества.

Как по содержанию, так и по способу существования практика носит общественный характер.

В связи с тем, что деятельность человека качественно разнообразна, есть необходимость классифицировать практику. Во всем разнообразии чувственно-предметной деятельности человека выделяются ее основные виды:

а)материально-производственная,

б)социально-политическая,

в)научный эксперимент.

К специфическим видам практической деятельности можно отнести семейно-бытовую, художественную, воспитательную, образовательную (педагогическую) деятельность и др.

Практика служит критерием истинности знаний. Только те знания, которые подтверждаются практикой, могут считаться истинными, потому что практика позволяет соотнести знания об объекте с ним самим.

Однако противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она не только абсолютна, но и относительна, потому что всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Именно поэтому гипотезы являются неотъемлемым моментом в развитии научных знаний.

Критерии практической деятельности человека относительны и по той причине, что в своей работе он ограничен объективными возможностями. Выход за их пределы связан уже не с гипотезами, а с фантазией.


2. Практика как социобразующий фактор в бытии человека и человечества

Практика – это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путём активного преобразования объективно существующих предметов и явлений. Категория практики занимает особое, ключевое положение в системе основных понятий философии. Именно с её помощью выявляется место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с неживой и живой природой, с социальной действительностью, его включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни.

Категория практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной реальности. Практика формируется, воспроизводится и развивается в единстве субъект - объектных и субъект – субъектных отношений, она представляет собой всегда общественную деятельность. Практика предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего существования. Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая включает в себя:

  1. Реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств;

  2. Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования;

  3. Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности

Формы практической деятельности:

Производственная практика (материальная производственная деятельность) - форма практической деятельности, лежащая в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом;

Социальная практика (перестройка) - носит революционный характер и направлена на реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей;

Наука – особая форма, превращающаяся в непосредственную производительную силу, средство управления социальными процессами;

Техническая деятельность - представляет собой важнейший элемент производительных сил, определяющих характер и содержание способа производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных устройств, созданных человеком - артефактов.

Объектом практического воздействия субъекта могут быть как предметы природы, так и сами люди. С учетом этого различают два вида практики: материальное производство и социальная практика. В первом случае, практика выступает в качестве способа разрешения противоречий между человеком, обществом и природными условиями его жизни, а во втором – общественных противоречий. Такая дифференциация видов практики относительна, ибо в реальной жизни они взаимосвязаны и взаимозависимы. Природные и социальные компоненты среды жизни человека и общества образуют единое целое: мир природных состояний является отражением мира социальных состояний и, наоборот, жизнь общества, общественные отношения существенно зависят от состояния той природной среды, в которой люди живут и действуют.

Материально-производственная практика - это сознательная предметно-чувственная деятельность людей, направленная на преобразование форм существующей реальности. В качестве ее субъекта могут выступать отдельные человеческие индивиды, а также различного рода ассоциации людей, относительно устойчивые их совокупности ( социальные слои, этнические общности, возрастные группы, семья, школьный класс, производственные объединения, территориальные общности и др.), имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, формирующиеся в рамках исторически определенного общества.

Экологический кризис во взаимоотношениях общества и природы - это показатель и социального кризиса. Общество, в котором разрушаются и деформируются природные основы жизни, в строгом смысле слова не является цивилизованным. Однако понятно, что общество, в котором господствует дух отчуждения между людьми, безнравственность и эгоизм, не может иметь нормальные взаимоотношения и со средой своего обитания. Поэтому общество всегда имеет такие взаимоотношения с материальными условиями своей жизни, которые оно заслуживает. Такой интригованный подход к проблеме видов практики позволяет интерпретировать мир человеческой культуры как совокупность всего того, что надстраивается над естественной природой вещей, процессов людей и в чем воплощена практическая творческая сила разума человека.

Общественные качества надлежит рассматривать как такие качества, которые не возникают у него безотносительно к обществу. К числу общественно детерминированных качеств человека относятся являющиеся достоянием общества навыки трудовой деятельности, нормы и формы мышления, язык и др. Как известно, вне общественно-исторического воздействия эти свойства у человека сами собой не проявляются. Поскольку каждый человек является продуктом общества, в котором он живет, порождением окружающей его социальной среды, поскольку его самого можно рассматривать в качестве социокультурной ценности, предмета культуры, феномена искусственного мира. В этой части нельзя не согласиться А.Ф. Лосевым, который отметил, что "человек является диалектическим синтезом природы и искусства...". Смысл общественного созидания человека состоит не просто в том, чтобы обогатить формы его деятельности, повысить его культуру, углубить и расширить разнообразный опыт. Интерес к вопросам социального производства, воспитания человека определяется потребностями общества. Чтобы существовать и развиваться, ему необходимы не только соответствующие предметы материального производства, технологии, но и люди, формы деятельности которых отвечали бы интересам всего общества.

Не разум является придатком биологического тела, а наоборот, тело есть инструмент сознательной и волевой деятельности человека. Не разум идет на поводу у плоти, а плоть регулируется разумом, деятельностью. Не тело управляет разумом, а наоборот. По-видимому, решающим источником неудовлетворенности общества наличными состояниями бытия, миром общественного бытия вещей является сам разум человека. Внутренние потребности исторически развивающегося разума, его стремление к творчеству, самораскрытию сути главные и решающие двигатели активности, общественной деятельности человека.

"Дух революционен в отношении к миру природному и историческому, - писал Н.А. Бердяев,- он есть прорыв из иного мира в этот мир, и он опрокидывает принудительный порядок этого мира. Основной факт мировой жизни - освобождение от рабства. Но роковой ошибкой эмансипаторов было думать, что освобождение идет от матери, от природы. Свобода идет от духа".

Конечно, потребности человеческого разума возникают не самопроизвольно, не в лоне чистого духа и абсолютной свободы. Человеческие потребности и все деятельности объективно детерминированы наличными состояниями бытия, социокультурными ценностями. Они складываются, формируются в реальном процессе взаимодействия общества с окружающим его миром, на основе использования имеющихся предметных форм культуры в целях самоутверждения и самосозидания человека.

Потребности разума, его собственные цели достигаются в процессе взаимодействия различных предметов и процессов, находящихся в объективном мире. В то время как происходящее там призвано работать на удовлетворения потребностей и интересов человека. Процесс удовлетворения потребности, состояние удовлетворенности недолговременно. Многократно воспроизводимое состояние наслаждения от удовлетворения потребности очень скоро наскучивает мятежной, беспокойной природе человеческого разума. На месте одной удовлетворенной потребности рано или поздно появляется другая, стремление к новым наслаждениям духа. В этом плане сущность общества как иной реальности, чем реальность природного мира, носит бесконечный и безграничный характер, ибо дух не знает покоя. Новая потребность возникает в границах той деятельности, которая содержит в себе предметные формы и способы удовлетворения прежней потребности. Однако она предполагает наличие не столько того объекта, который актуально существует, сколько того, который может существовать. Когда в обществе формируется новая потребность, стремление человека к ее удовлетворению, то это значит, что внутренние устремлении человека вступило в противоречие с окружающей его социокультурной средой, что потребность вышла за пределы наличного бытия культуры. Однако потребность не отрывается от культуры вообще. Речь идет о том, что новая потребность выходит за рамки имеющихся на лицо предметных форм природы и культуры, но она не выходит за рамки возможного в данное время и в данных условиях. Другими словами, предмет удовлетворения новой потребности актуально не существует, его просто нет, но потенциально, в качестве возможности он не может не существовать в имеющейся объективной деятельности. Итак, новая потребность общественного человека вступает в противоречие с наличной вещественно-предметной и социокультурной действительностью. В мире наличной действительности субъективный дух не обнаруживает, не находит того предмета, который мог бы удовлетворить потребность, "ублажить" его. Одним словом, мир природных и исторических форм не отвечает новым требованиям общества, поскольку не содержит в себе актуально необходимого ему предмета. В случае, если общество поставило перед собой нереальную цель, противоречие между обществом и объективной средой его жизни преодолевается методом " переоценки ценностей" самой цели, однако в случае, когда мир не отвечает действительным целям человека, единственным способом разрешения такого рода противоречия является практика. Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. По мере развития производительных сил общества, по мере того, как взаимоотношения человека с естественной средой обитания всё более опосредовались создаваемой им «второй природой», человек повышал свою защищенность от негативных воздействий природы и стихийных бедствий, что позволяло не только обеспечить более стабильные комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории. Поскольку главный канал связи между человеком и природой идет через производство, специфика взаимоотношений человека с природной средой и перспективы их существеннейшим образом зависят от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений. Бурный рост первых и несоответствие, в которое они приходят со вторыми, определяют социальные корни экологических трудностей, но также создают и соответствующие предпосылки их преодоления.

Производительные силы и общественные отношения являются различными сторонами развития общественного индивида. Ведь на самом деле взаимоотношения между производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой, являются вместе с тем взаимоотношениями между материальной производственной деятельностью и тем самым практической работой производителей определённого типа, с одной стороны, и общественными формами этой деятельности, социальными условиями развития данного типа производителей — с другой. Закон развития производительных сил и производственных отношений представляет собой не какой-то мистический механизм, который независимо от жизни людей со слепой, фатальной необходимостью, подобно потоку, проносится мимо них и на который остаётся только безучастно взирать. Изучая этот закон и его действие в определенных условиях, мы, напротив, как раз и вскрываем полный противоречий решающий реальный процесс, в ходе которого сами люди - осознают они это или нет - формируют свою историю, свой собственный способ труда и жизни и тем самым самих себя.

Развитие производительных сил и производственных отношений служит наиболее убедительным подтверждением того, что имел в виду Маркс, говоря, что люди сами делают свою историю, но что они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Производительные силы существуют и развиваются, не в отрыве от человеческой деятельности. Люди сами создают, совершенствуют и используют свои средства и предметы труда, овеществляя свою творческую энергию. Только человеческая деятельность превращает средства производства в производительные силы. Человек, его рабочая сила как совокупность всех его физических и духовных способностей — главная производительная сила на любой ступени исторического развития во всяком обществе. Люди устанавливают их сами, действуя сообща в производстве своей жизни. Производственные отношения - это взаимоотношения людей в процессе материального производства. В процессе производства и воспроизводства материальных благ люди воспроизводят и свои производственные отношения, сознают они этого или нет, причем вместе с этими материальными отношениями они создают реальный экономический базис соответствующих политических, юридических, государственных учреждений и соответствующих форм сознания.

Однако нельзя забывать, что каждое новое поколение застаёт определенные, исторически данные, материальные условия своей жизни. Оно наследует материальные производительные силы и производственные отношения на определенной ступени их развития, являющиеся результатом деятельности прошлых поколений. То, что производительные силы и производственные отношения представляют собой результаты деятельности людей, - это лишь один аспект проблемы. Другой заключается в том, что производительные силы и производственные отношения — это готовые исторические предпосылки деятельности каждого нового поколения. На первых порах людям всегда приходится действовать в условиях, которые полностью независимы от них и которые им даны заранее. Они вынуждены исходить из этих условий, учитывать в процессе производства, воспроизводить их и развивать дальше. Таким образом, историческая деятельность и возможности людей определяются материально данными производительными силами и производственными отношениями. Вместе с тем эта деятельность, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений. К. Маркс и Ф. Энгельс в своей работе "Немецкая идеология" в этой связи пишут, что, согласно материалистическому пониманию истории, "каждая ее ступень застает в наличии определенный материальный результат, определенную сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу, застает передаваемую каждому последующему поколению предшествующим ему поколением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств, которые, хотя, с одной стороны, и видоизменяются новым поколением, но, с другой стороны, предписывают ему его собственные условия жизни и придают ему определенное развитие, особый характер. Эта концепция показывает, таким образом, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, сто философы представляли себе в виде "субстанции" и в виде "сущности человека"...". Понимание производительных сил и производственных отношений выявляет противоположность между последовательным материализмом и идеализмом в понимании истории, в вопросе о сущности развитии человека. Нет человеческой "сущности" и человеческого развития, независимых от развития производительных сил и производственных отношений. 

Действительные индивиды – это действующие индивиды, и их деятельность определяется в первую очередь развитием производительных сил и производственных отношений, которые, с одной стороны, индивиды застают материально данными, а с другой стороны, которые они сами формируют. Тот или иной способ производства есть вместе с тем определенный способ трудовой деятельности и жизни индивидов, определенный характер выражения их жизни.


Заключение

Противопоставляя социальные преобразования политическим революциям, можно под социальной революцией понимать коренное социальное преобразование не какой-то объективно выделенного самой историей этапа общественной эволюции, а субъективно выхваченного отрезка времени, на протяжении которого произошли определенные изменения в обществе. Таким образом, кумуляция постепенных количественных и качественных изменений, то есть постепенность (эволюция) обязательно предполагает возникновение нового. Не случайно многие страны, в том числе Швеция, Дания, Норвегия, Канада, Финляндия, Исландия перешли к более совершенным общественным порядкам без сильных революционных потрясений. Понятие эволюции используется не только для анализа природы, но и для анализа социальных систем. При этом эволюция в широком смысле - это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, то есть революции. Революция (от позднелат. - поворот, переворот, прерыв постепенности) - это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, то есть скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно-исторического развития, образуя противоречивое единство.

Список литературы

1. Батурин, В.К. Философия науки: учебное пособие / В.К. Батурин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 303 с.

2. Бордак, С.Н. Кур лекции по теории философии. / С.Н. Бордак. Гомель: ГомГМУ, 2013. 108 с.

3. Горелов, А.А. Философия: конспект лекции. / А.А. Горелов. М.: КноРус, 2013. 173 с.

4. Ерина, Е.Б. Основы философии: учебное пособие / Е.Б. Ерина. М.: Инфра-М, 2012. 90 с.

5. Канке, В.А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В.А. Канке. М.: Логос, 2014. 375 с.

6. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В.Г. Кузнецов идр. М.: Инфра-М, 2013. 517 с.


15