СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика, направленная на самоопределение молодежи при выборе рабочих специальностей «Моя будущая профессия»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность практики заключается в том, что обучающиеся смогут ориентироваться в мире профессий, и это позволит им совершить выбор деятельности в будущем. Для этого немаловажную роль должно сыграть осознание каждым отдельным учеником его пребывания в школе.

Возникает вопрос: зачем дети ходят в школу? С какой целью? Что им это даёт? Ответов много, однако не все они могут быть правильными. По мнению директора частной нестандартной школы «Апельсин» в городе Санкт-Петербург Димы Зицера, даже восьмилетний ребёнок способен иметь за плечами тяжёлый жизненный опыт по сравнению с представителем старшего поколения, имеющего подобный опыт и прожившего целую жизнь. Всё зависит от обстоятельств и окружения. Согласно новому ФГОС целью школьного обучения является адаптация в социуме. Ребёнок должен приспособиться к жизни, найти в ней своё место, поэтому профориентационная работа должна этому способствовать.

Просмотр содержимого документа
«Практика, направленная на самоопределение молодежи при выборе рабочих специальностей «Моя будущая профессия»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Катынская средняя школа

Смоленского района Смоленской области













Конкурс лучших практик

Премия Траектория

Номинация: «Молодой специалист»

практика, направленная на самоопределение молодежи при выборе рабочих специальностей

«Моя будущая профессия»







Подготовили:

О. И. Жулаева, учитель истории и обществознания

А. В. Майоров, учитель географии и информатики



Катынь

2020

«Моя будущая профессия»

Актуальность практики заключается в том, что обучающиеся смогут ориентироваться в мире профессий, и это позволит им совершить выбор деятельности в будущем. Для этого немаловажную роль должно сыграть осознание каждым отдельным учеником его пребывания в школе.

Возникает вопрос: зачем дети ходят в школу? С какой целью? Что им это даёт? Ответов много, однако не все они могут быть правильными. По мнению директора частной нестандартной школы «Апельсин» в городе Санкт-Петербург Димы Зицера, даже восьмилетний ребёнок способен иметь за плечами тяжёлый жизненный опыт по сравнению с представителем старшего поколения, имеющего подобный опыт и прожившего целую жизнь. Всё зависит от обстоятельств и окружения. Согласно новому ФГОС целью школьного обучения является адаптация в социуме. Ребёнок должен приспособиться к жизни, найти в ней своё место, поэтому профориентационная работа должна этому способствовать.

Практика представляет собой систему занятий, направленных на достижение определенных планируемых результатов.

Целью практики является оказание психологической помощи обучающимся в личностном и профессиональном самоопределении.

Задачи:


1. составление целостного представления о мире профессий;

2. исследование собственных познавательных интересов, склонностей, способностей;

3. определение путей и возможностей в системе образовательной подготовки к будущей профессии.

Перечень методов реализации работы на занятиях включает применение диагностических методик и психотехнические приемы (сюжетно-ролевая игра «Ловушки-капканчики»). В процессе преподавания курса предполагается использование разнообразных форм организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, ролевые игры, творческие этюды и деловые игры.



Тематическое планирование практики «Моя будущая профессия»

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Зачем мне школа?

См. приложение №1,2

1

2

Профессиональное самоопределение и правила выбора профессии

1

3

Ошибки при выборе профессии

1

4

Многообразие профессий

2

5

Рынок труда и его требования

2

6

Диагностика «Мир профессий»

1

7

Мотивы при выборе профессий

1

8

Темперамент и выбор профессии

1

9

Профессиональные пробы

2

10

Профессиональная консультация

2


Содержание практики «Моя будущая профессия»


Введение.

Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий.

Профессиональное самоопределение и правила выбора профессии

Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека.

Ошибки при выборе профессии

Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Незнание правил выбора профессий. Незнание себя.

Многообразие профессий

Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки.

Рынок труда и его требования

Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда города или района ПМР.

Диагностика мир профессий

Какие профессии наиболее востребованы у молодёжи

Мотивы при выборе профессии

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.

Темперамент и выбор профессии

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Профессиональные пробы

Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб: технологический, ситуативный, функциональный. Индивидуальные и групповые профпробы. Анализ и оценка выполненных профессиональных проб.

Профессиональная консультация

Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.





















Приложение №2

Технологическая карта по профориентации в 8 классе «Выбор будущей профессии»

Цель занятия: создание эмоционально-ценностную среду, обеспечивающую выявление положительной мотивации к выбору профессии на основе своих жизненных позиций и ценностных ориентиров;

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Оборудование: 

1. проектор, экран, ноутбук, презентация.

2. карточки со словами: профессия, специальность, квалификация, должность;

3. профессиональные характеристики для игры «Визитка»

4.списки профессий для работы в группах «Самые нужные профессии»

Планируемые результаты.

личностные

метапредметные

предметные

1. Воспитывать культуру общения в группе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. (Смыслообразование. Нравственно-этическая ориентация.)

2. Развитие мотивации к осознанному профессиональному выбору. (Учебно-познавательная)


1.Регулятивные. Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

2.Познавательные. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, проблемной ситуации. Выработка алгоритма действий.

3.Коммуникативные. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

1. Понимать и определять различия между словами профессия, специальность, квалификация, должность.


2.Участвовать в коллективной работе «Самые нужные профессии».


3. Уметь демонстрировать свой осознанный выбор профессии.








Ход мероприятия


Структура мероприятия

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Организационнно-мотивационный этап.


Активация учащихся.

Здравствуйте, дорогие ребята, мне очень приятно видеть вас всех на нашем занятии! Заходя в класс, вы отдали предпочтение одному из видов деятельности, тем самым определились, кто в какой группе будет сегодня работать.


Приветствуют учителя, рассаживаются по группам (спорт, искусство, техника, танцы)

Личностные:

мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Постановка цели и занятия. Мотивация деятельности учащихся.


Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.


Все мы с вами разные, со своими особенностями, возможностям, интересами и увлечениями. Это хорошо значит, мы умеем

выбирать. Человек делает выбор каждый день: куда пойти, что надеть, и т.д. Но есть выборы, от которых зависит наше будущее, дальнейшая жизнь. Как вы думаете. что это? Это выбор профессии.

Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Как же можно сформулировать цель нашего занятия?

Что же такое профессия? На экране 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.

Как бы вы объяснили различие между этими словами?

Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека и многие из вас ответили правильно

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели, определив границы знания и незнания.

Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.


Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


3.Актуализация


Выявить уровень знаний и систематизировать их.


Игра «Визитка»

На столах у вас лежат визитки, кроме имени, фамилии, отчества там содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На экране даны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике. (Учитель читает профессиональные характеристики с экрана, дети дают ответы.)

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе.

Работа в группе по теме «Самые нужные профессии». Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

В мире около 50 тыс. профессий. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, область в которой живем.

Представляют результаты профессиональных характеристик.
Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

Личностные: 

осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.



4.Первичное усвоение

Организовать осмысленное восприятие новой информации.


Побуждать учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Мини-лекция

«Формула профессии»

Что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего занятия: «хочу», «могу» и «надо»?

( на экране перечеркивается тире между словами в названии темы урока, получаются плюсы.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(на экране после трех слов называния занятия: = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).


Участвуют в беседе; формулируют выводы,















Примерные ответы:

- «Давят» родители.

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.


Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5. Первичная проверка понимания, закрепление.


Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний


Демонстрация осознанного выбора профессии

«Это мой выбор!»

Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Кто из вас хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии? Предлагайте свои варианты по одному.

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.


Примерные ответы:

Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем

Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Регулятивные:

 контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные:

умение слушать и слышать собеседника.
Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание.


6. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.


Предлагает ученикам рассказать о результатах проделанной работы в группах.
Консультирует, советует, помогает.
Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умению учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Тестирование.

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30с.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту.

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого, рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и вы сможете их в себе развить. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.


Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.





















Учащиеся рисуют фигурки.


Считают количество треугольников.


Регулятивные: 

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:

самоопределение.
Коммуникативные:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.


7.Рефлексия деятельности

1.Организовать самооценку учениками собственной деятельности. 
2. Подвести итог проделанной работы.

Какие открытия вы для себя сделали? Что нового узнали? Какие чувства остались после занятия?

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Анализируют свою деятельность. Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: 

осознавать успешность своей деятельности.

Приложение №3


Сюжетно-ролевая игра «Ловушки-капканчики»

Цель игры: осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям.

Время проведения - 20-30 минут.

Основные этапы (упражнение проводится в круге)

1. Совместно с группой определяется профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на какое-либо место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего).

2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол,возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!

Инструкция.

Сейчас каждый участник, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке (именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают). Каждому желательно определить две-три таких трудностей - ловушек на случай, если похожие трудности придают другие участники (чтобы не повторяться). Также каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть эти трудности. Главному игроку дается время для определения несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели, а так же для подготовки ответа, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый называет по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен сказать, как можно эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен сказать, как можно ее преодолеть.

Ведущий с помощью группы определяет (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности кажется наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) дается приз - знак «плюс». Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели.

3. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем участникам, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними.

4. Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность является явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.

5. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.

6. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.

7. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался оптимальным, наиболее интересным и реалистичным.

8. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискуссии, у участников часто появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить и затем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!