СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика наставничества как фактор профессионального роста педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает особенности наставнической деятельности в условиях конкретного образовательного учреждения, может быть адресована как начинающим методистам, так и практикующим педагогам. Особое внимание уделено раскрытию роли наставничества в реализации творческого личностного и образовательного потенциала всех участников образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Практика наставничества как фактор профессионального роста педагога»

Челышева Юлия Николаевна,

МБОУ «Абрамовская средняя школа им. А.И.Плотникова»

julia_aspi@mail.ru

Практика наставничества как фактор профессионального роста педагога

В условиях современного образования практикующему учителю необходимо постоянно работать над повышением своей методической грамотности для достижения результатов в соответствии с требованиями ФГОС. В этой связи наставничество может выступать одним из эффективных инструментов профессионального развития педагога.

Данный педагогический феномен имеет многолетнюю историю и тесно связан со становлением общества как такового и групповой преобразующей деятельностью людей. Сначала наставниками становились представители старшего поколения, мудрые и опытные учителя, которые транслировали наиболее значимые для молодежи знания, обучали их активному взаимодействию для решения определенных задач. С развитием общества и системы образования в нем менялся и функционал наставничества, который на настоящий момент определяется как «универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимополезное общение, основанное на доверии и партнерстве».

Цели современного наставничества, его содержание и формы диктуются реалиями школьной системы и представляют собой уникальную систему в каждом образовательном учреждении. Так, в МБОУ «Абрамовская средняя школа им. А.И.Плотникова» внедрялась модель, основанная на Распоряжении Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Распоряжении Губернатора Нижегородской области № 459-р от 24.03.2020 г., приказе министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области № 316-01-63-915/20 от 20.05.2020 г. "О внедрении методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования", приказе управления образования администрации Арзамасского муниципального района №152 от 23.07.2020г «Об утверждении Плана мероприятий (дорожная карта) внедрения методологии (целевой модели) наставничества в Арзамасском муниципальном районе». Среди ожидаемых результатов можно назвать следующие: подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и
социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными
особенностями которого являются нестабильность, неопределенность,
изменчивость, сложность, информационная насыщенность; раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; создание психологически комфортной среды для развития и
повышения квалификации педагогов; создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности. Методологической основой моего профессионального роста в роли педагога-наставника послужили курсы повышения квалификации. В 2020 году я стала участником программы обучения педагогических работников методикам проектной деятельности и наставничества над школьными проектами «Наставник для школьных проектов: теория и практика», организованной некоммерческой организацией «Фонд Сколково». Целью данного обучения являлось совершенствование компетенций педагогических работников, необходимых для сопровождения и руководства школьных проектов. В 2023 году на базе ННГУ им. Н.И.Лобачевского прослушала курс «Наставничество как инструмент профессионального развития».

Существуют разнообразные виды взаимодействия педагогического и ученических коллективов, и каждый формат решает определенные задачи. Состав наставнической пары и формы взаимодействия участников образовательного процесса определяются, исходя из разработанных и действующих в образовательном учреждении документов и локальных актов. Сочетание различных форм работы, применение современных технологий, приемов и методов организации наставнической деятельности образует уникальную систему конкретного образовательного учреждения.

Комплекс мероприятий по системе взаимодействия «учитель-учитель» включал в себя такие формы как консультации, творческие мастерские и мастер-классы, методическая помощь и выявление педагогических затруднений, митапы, кейс-технологии и другие. Выбор формы работы наставника начинался с вводного собеседования, где молодой специалист рассказывал о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определялась совместная работа начинающего педагога с наставником. Стоит отметить, что взаимодействие наставника с молодым специалистом должно быть конструктивным, нужно стараться не быть ментором, поучающим молодого педагога и доминирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Практическое воплощение передаваемых знаний способствовало выработке системы мотивов у обеих сторон наставнической пары. Молодой педагог проводил открытые уроки на уровне школы и районного методического объединения, мотивировал обучающихся к участию в олимпиадных мероприятиях всероссийской олимпиады школьников и дистанционной олимпиады по английскому языку на платформе Учи.ру. Обратная связь с наставником позволила внедрять в учебно-воспитательную деятельность передовые педагогические практики, развивать свой личностный потенциал, а также способствовала установлению положительного эмоционального климата в коллективе. Также методическая помощь молодому педагогу оказывалась в рамках школы молодого учителя, проведения методической недели и заседаний школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Сопровождение учебного проекта по теме «Занимательная грамматика английского языка в 3 классе» вызвало необходимость создания наставнической пары «учитель-ученик». Теоретическая часть включала в себя определение предметных результатов в области грамматической стороны речи на уровне начального общего образования, описание методов и приемов изложения программного материала с учетом возрастных и физиологических особенностей младших школьников, а также анализ содержания некоторых презентаций, видеоуроков и обучающих тренажеров по английскому языку, представленных в сети Интернет. Практическая часть включала в себя выявление учебных затруднений и создание коллекции ЭОР, помогающих освоить основные грамматические конструкции. В качестве исследования учебных затруднений при освоении программного материала по английскому языку проводился опрос по разработанной анкете. После вводных консультаций по формулировке темы, основных целей и задач проекта обучающаяся последовательно реализовывала пункты индивидуального плана работы, следуя рекомендациям, замечаниям наставника. При реализации практической стороны проекта ученица сама выступила в роли наставника, тем самым способствовала своей профориентации в рамках взаимодействия «ученик-ученик».

Обе модели совместной деятельности являются эффективными при создании творческих групп для участия в сетевых проектах и конкурсных мероприятиях различного уровня. Так, обучающиеся МБОУ «Абрамовская СШ им. А.И.Плотникова» приняли участие в районном конкурсе песни на иностранных языках «Ритмы зарубежной эстрады» (2022), региональном сетевом интернет-проекте «Чудо света-800» (2021), региональном сетевом Интернет-проекте «LinguaFest2022», региональном сетевом Интернет-проекте «LinguaFest2023», ежегодно успешно участвовали в отборочных и устных турах олимпиады «Я – лучший переводчик» (2021, 2022, 2023), региональном конкурсе переводов «Переводчик будущего» (2022). Совместная работа в форме индивидуальных и групповых консультаций, воркшопов, митапов, практикумов по решению кейсов при подготовке к выполнению конкурсных заданий позволила завоевать призовые места во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку (2022, 2023), дистанционных олимпиадах по английскому языку на платформах Учи.ру и Фоксфорд (2022, 2023), региональном конкурсе переводов произведений Л.Н.Толстого (2022). Ребята активно вовлекались в познавательную и творческую деятельность на английском языке, а педагог-руководитель получил новые идеи, открыл для себя необычные способы преподнесения учебного материала, тем самым повышая свой профессиональный уровень и совершенствуя различных предметные и межпредметные компетенции для проведения интересных уроков с высоким образовательным потенциалом.

Таким образом, вовлечение в наставническую деятельность может способствовать, с одной стороны, достижению необходимых образовательных результатов в соответствии с запросами современного общества, а с другой – может служить ресурсным источником повышения компетентности всех участников образовательного процесса.

Список использованной литературы:

1. Макарова Т.Н. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя / Т.Н. Макарова, В.А. Макаров // Завуч. Управление современной школой. – 2007. – №6. – С. 54–73.
2. Маслова Л. Помощь молодому учителю в профессиональном становлении / Л. Маслова // Методическая работа в школе. – 2009. – №1.
3. Наставничество как эффективная форма помощи молодым специалистам https://infourok.ru/razrabotka-na-temu-praktika-nastavnichestva-v-obrazovatelnoj-organizaciii-6128814.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!