СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика проведения уроков литературы с использованием технологии SCRUM

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка маршрутного листа 1-го спринта  изучения  пьесы А.Н. Островского «Гроза» в 10 классе. Рассматриваемые вопросы: идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза», мир города Калинова, трагическая судьба Катерины, смысл названия пьесы «Гроза».

Просмотр содержимого документа
«Практика проведения уроков литературы с использованием технологии SCRUM»


Маршрутный лист 1-го спринта «Пьеса А.Н. Островского «Гроза»


  • Рассматриваемые вопросы:

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза».

Мир города Калинова

Трагическая судьба Катерины

Смысл названия пьесы «Гроза»


  • Требования к изучению темы:

  1. Уметь раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины

  2. Анализировать созданный автором образ города Калинова и его обитателей

  3. Закрепить умение выборочного конспектирования литературно-критической статьи.

  • Виды и время контроля:


11.11. - Анализ эпизода «Монолог Кулигина «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие…»

15.11 – Заполнение сопоставительной таблицы

15.11 - Составление плана «Образ Катерины»

18.11 – Развёрнутый ответ на вопрос с использованием материалов из из книги В.Я. Лакшина «Островский».


Подтема

Теория

Практика

1

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза».

https://ilibrary.ru/text/994/index.html

http://www.literaturus.ru/p/blog-page_31.html

1. С чего началась творческая история пьесы?

2. Как вы считаете о чем эта пьеса, какова ее тема? Идея?

3. В чем заключается конфликт?

Какова композиция пьесы?

Каково жанровое своеобразие пьесы «Гроза»?



Анализ эпизода «Монолог Кулигина «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие…» по плану:

1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода (его завязки, кульминации, развязки).

2. Охарактеризовать противоречие , лежащее в основе эпизода

3. Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить их действия:

4. Дать нравственную оценку поведения каждого. (сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

2

Мир города Калинова

https://perova.jimdo.com/

1. Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. В драме нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?

2. Как через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе?

3. Где и когда разворачиваются события?

4. О чем мы узнаем из диалогов о Диком и Кабанихе?

5. Как относятся купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница их жизненных позиций?


Заполнить таблицу.

Действие,

явление

Действующее лицо

Реплики о городе Калинове, нравах и образе жизни его жителей





3

Трагическая судьба Катерины

http://videoscope.cc/119920-h-f-groza-a-n-ostrovskogo-bytovaja-drama.html

1.Действие 2, явление 3,4,5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует? Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

2. Сопоставьте картины свиданий Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод. (Действие 3, явление 6-8).

3.В чем разница в душевном состоянии Катерины в 1 действии и в 4 действии?

4.Прочитайте явление 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

5.Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью?

6. Почему же Катерина не смогла обрести надежду и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

7. Образ Катерины в оценке Н. Добролюбова и Д.Писарева». Определите, какая оценка вам ближе, почему?


Обобщение материала, составление плана, запись в тетради:

  1. Жизнь Катерины в родительском доме.

  2. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей.

  3. Жизнь Катерины в доме Кабановой.

  4. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.

  5. Основные черты характера



4

Смысл названия пьесы «Гроза»

Запишите цитатой из текста отношение персонажей к грозе.( Варвара, Катерина,

Кулигин, Дикой)



Как вы думаете, почему в толковом словаре В.И. Даля первым значением этого слова было «угроза, острастка», а «гром и молния» - только пятым?

2. Назовите возможные варианты трактовки данного символа в пьесе.

Подготовить ответ на этот вопрос вам поможет часть третья «В полдень» глава "Гроза" гремит в Москве..." из книги В.Я. Лакшина «Островский» http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0830.shtml, в котором говорится о многоликости грозы в пьесе. Выберите из него необходимый материал.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!