Практика взаимодействия педагогического коллектива по созданию необходимых условий для духовно-нравственного воспитания и личностного развития школьника
«В школе должно быть всё направлено на то, чтобы обогатить духовный мир ребенка, сделать его человечным, гуманным, добрым».
В.А.Сухомлинский
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании российского общества. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.
Взаимодействие школы и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют также учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
Хочу рассказать о своей проектной деятельности за время с 2012 по 2016 гг.
Основная цель: выстраивание стратегии организации работы для духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе образовательной и внеурочной деятельности.
Задачи проекта:
-создание системы духовно-нравственного воспитания и условий для её успешной реализации;
-осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания;
-координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.
Этапы проекта:
I этап (предпроектный, диагностический) август 2012 –октябрь 2012
Подготовка документации по проекту, работа с родителями по ознакомлению с предстоящей работой; разработка, проведение диагностики изучения затруднений школьников, анализ её итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.
II этап (практический) ноябрь 2012 – май 2015
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе технологий, приёмов, методов воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей, организация взаимодействия участников проекта; реализация основных мероприятий.
III этап (итоговый) сентябрь 2015 – январь 2016
Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами, определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
IV этап (заключительный, аналитический) февраль 2016 - март 2016
Обработка и интерпретация данных, подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах реализации проекта; обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, родителей, принявших участие в разработке проекта; разработка перспектив развития коллектива, трансляция и распространение педагогического опыта.
Ожидаемые результаты:
-снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников
-приобщение к патриотическому и культурному наследию
-возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании
Возможные риски и способы их преодоления
Риски при реализации проекта | Способы их преодоления |
Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности | Выйти с предложением к администрации образовательного учреждения по стимулированию педагогов, участвующих в проекте |
Увеличение временных затрат педагогов на разработку дидактических заданий, согласование учебных планов и рабочих программ | Продумать способы поощрения |
Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников | Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта, методическая поддержка |
Отсутствие диагностического инструментария для замеров личностных результатов у воспитанников | Участие в семинарах, изучение опыта работы коллег, курсовая переподготовка, разработка контрольно-оценочных методик |
Низкая активность родителей в реализации задач проекта | Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение их к участию в проекте |
Недостаточная мотивация учащихся в личностном самосовершенствовании | Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха |
Обоснование целесообразности осуществления проекта
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость, свобода, жизнь человека, мир, семейные традиции, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации.
Недостатки развития и воспитания в начале жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому в Федеральных государственных стандартах второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Особенно важную, с моей точки зрения, роль играет метод убеждения личным примером педагога. Если педагог объяснил детям, что во время звучания Государственного гимна России следует стоять и не разговаривать, а сам в это время тихо беседует с коллегой, действия данных методов окажутся неэффективными, т.к. не подтверждены личным примером.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность представленного Проекта определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.
Научная новизна Проекта
Научная новизна Проекта состоит в том, что:
-на основе анализа нормативно-правовой базы организации духовно-нравственного воспитания учащихся школы во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной работы представлена современная организационно-методическая модель воспитания
-предложены критерии оценки результатов и эффективности воспитания в системе работы общеобразовательной школы, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания в зависимости от его целей
Значимость Проекта
Теоретическая значимость Проекта заключается в том, что обоснованные в нём основные тенденции развития духовно-нравственного воспитания учащихся стали важным ориентиром для создания проектов другими образовательными учреждениями; сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов работы в рамках духовно-нравственного воспитания выполняют функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок.
Практическая значимость Проекта: авторский подход к формированию информационной составляющей духовно-нравственного и патриотического воспитания демонстрирует новые возможности при формировании патриотического мировоззрения у учащихся; предложенные критерии оценки эффективности и результатов духовно-нравственного воспитания используются педагогами образовательного учреждения с целью повышения качества образования и воспитания.
Критерии оценки результатов реализации проекта
-наличие фото- и видеоматериалов о реализации данного Проекта
-трансляция опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
-количество мероприятий по духовно-нравственной направленности
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и патриотического воспитания
Планируется достижение следующих результатов:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
5) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах;
Управление проектом
Управление воспитательным проектом определяется системным подходом. Система имеет определённую организационную структуру, разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность, определены их отношения и правила взаимодействия.
Стратегическое руководство и контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Тактическое руководство осуществляет классный руководитель. Он же осуществляет методическую помощь и является консультантом в проектной деятельности школьников.
Социальный педагог определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы.
Учащиеся осуществляют самоуправление в проектной деятельности.
Родители являются соучастниками образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, диагностирование учащихся и родителей выполняет психолог.
В течение каждого этапа реализации Проекта осуществляется мониторинг качества решения каждого раздела Проекта, публичная презентация промежуточных результатов. Итоги реализации Проекта обсуждаются на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, делается анализ работы коллектива и составляется планирование следующего этапа.
Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:
Совместная работа с методическим советом образовательного учреждения.
Административная работа:
-знакомство и обмен опытом воспитательной работы
-школьное методическое объединение педагогов, входящих в проектные группы по направлениям
-повышение квалификации педагогов, занимающихся проектной деятельностью.
Сбор информации:
-педагогическое наблюдение
-анкетирование, диагностика, социометрия, мониторинг
-анализ собранной информации.
Планирование:
-разработка планов реализации учебно-воспитательных проектов
-подбор форм и методов в соответствии с собранной и обработанной информацией.
Контроль и коррекция: анализ и оценка планов реализации учебно-воспитательных проектов (педагогические советы, МО проектных групп, совещание при директоре, завуче).
Социальные партнеры
Партнеры уровня активного взаимодействия
-дошкольные учреждения в микрорайоне школы
-Станция юных техников
-плавательный бассейн «Нептун»
-детская музыкальная школа № 1им. Шостаковича
-шахматный клуб «Белая ладья»
-ГИБДД
-Детская городская поликлиника № 1
Партнеры уровня информационной поддержки
-городские газеты
- местные телекомпании
Партнеры уровня ресурсного и нормативно-правового обеспечения
-директор школы

Ресурсное обеспечение проекта
Техническое обеспечение:
В МБОУ СШ №5 созданы условия, достаточные для реализации задач, поставленных Проектом. Имеются актовый зал, библиотека, читальный зал, спортивный зал, стадион, музей, медицинский кабинет, столовая. Кабинеты оснащены современным оборудованием, имеются технические средства обучения: аудио-видеотехника, ноутбуки, интерактивные доски, проекторы, экраны, средства наглядности. В достаточном количестве учебная, художественная и педагогическая литература. Материально- техническая база постоянно совершенствуется
Методическое обеспечение: использование комплекса методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, различных методик изучения личности, изучение среды и ее влияния на воспитание (анкетирование), применение многообразия педагогических форм и методов работы
Информационное обеспечение: функционирование сайта школы, освещение работы учреждения по реализации Проекта в средствах массовой информации
Возможные мероприятия по реализуемым направлениям
духовно-нравственного воспитания в рамках предложенного проекта
В результате реализации проекта духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:
-воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получены вследствие участия в той или иной деятельности
-эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата. При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (отвергать).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Формы подведения итогов реализации проекта
При подведении итогов реализации проекта в учебном году награждаются лучшие и самые активные учащиеся почетными грамотами, благодарственными письмами и призами.
Трансляция Проекта
По итогам реализации проекта подготовлены к изданию отдельные методические сборники дидактических материалов для педагогов школы.
Воспитанники со своими проектами принимают участие и являются победителями и призёрами в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Материалы проектной деятельности опубликованы на страницах городской газеты, на сайте школы, на моих персональных сайтах.