СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированное обучение на уроках русского языкав начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит понятие практико-ориентировенных заданий, отличительные особенности и структуру.

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированное обучение на уроках русского языкав начальной школе»

Слайд 1

1. Вступление. Введение в проблему.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории. Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для себя новые горизонты профессионального уровня. Надеюсь, занятие не пройдет зря. Позвольте представиться. Меня зовут Кравченко Екатерина Федоровна, я учитель начальных классов Жуковской СОШ №2 им. Е.П. Новикова.

Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать свое мнение.

Слайд 2

Коллеги, долгие годы в Театре на Таганке шел спектакль «Антимиры» по стихотворениям Андрея Вознесенского. Там была сцена «разговор поэта с циником». Поэт - Смехов - парил, мечтал, взывал. Циник - Высоцкий - возлежал на сцене с гитарой и рефреном заканчивал каждый текст поэта...

Внимание на экран (просмотр фрагмента спектакля «Антимиры»).

Коллеги, как вы думаете, почему с этого фрагмента я начала свой мастер- класс? Пожалуйста, поделитесь своим мнением.

Какие ассоциации, связанные со школой, у вас вызывает этот отрывок? В каких ситуациях мы можем этот вопрос слышать от учеников?

Коллеги, переведите на литературный язык фразу: «А на фига?»

Действительно, ученик часто задает вопрос: а зачем мне это надо? Этот вопрос мы можем услышать на любом уроке. Нам, учителям, важно дать ученику ответ, что знания необходимы для решения важных задач, с которыми нас постоянно сталкивает жизнь. Некоторые из них достаточно простые, некоторые сложнее, некоторые порой вообще кажутся неразрешимыми.

Соответственно возникает вопрос, КАК преподавать, чтобы внешняя мотивация учения превратилась во внутреннюю необходимость и потребность ученика совершенствовать свои знания?

Ответом на вопрос «КАК?» является выбор технологии, методов обучения, форм и приёмов.... По сути, это - средство, либо алгоритм решения любой задачи.

Скажите, а современные дети вообще хотят решать задачи? (по- разному...)

А какие задачи они хотели бы решать? (жизненные, интересные)

То есть, задачи должны затрагивать их личные интересы.


2. Обозначение темы мастер-класса, основного вопроса.

Слайд 3

Одним из таких средств я вижу использование в обучении практико- ориентированных задач.

Мой мастер-класс позволит ответить на вопрос «Как сделать обучение на уроках русского языка практико-ориентированным»

Самооценка (человечки на дереве)


Слайд 4

Вспомним, какова цель применения практико-ориентированных задач? Научить учащихся использовать накопленные знания в жизни.

  1. Обозначение актуальности темы и обоснование противоречия.


Слайд 5

Напомню отличительные признаки практико-ориентированных заданий.

1. Это деятельностное задание;

2. Моделирует практическую, жизненную ситуацию;

3. Строится на актуальном для обучающихся материале;

4. Структура задается определенными элементами.

Слайд 6

Предложить выбрать из списка заданий практико-ориентированные.

(работа в парах) проверка по эталону на слайде.

1.

Текст задания.

Завтра у твоего друга день рождения. Тебе надо подписать ему поздравительную открытку. Напиши текст поздравления, придерживаясь следующих правил:

- Начни поздравление со слов: «Дорогой, …». На месте пропуска запиши имя друга. Сделай предложение восклицательным.

- В следующей строке поздравления напиши «Поздравляю тебя с …». На месте пропуска запиши повод для поздравления (помни, что это день рождения друга).

- Напиши свои пожелания: «Желаю тебе …». На месте пропуска запиши два пожелания, одним из которых должно быть «здоровье».

- Подпишись, указав свое имя.

2.

Из предложенных слов выберите те, которые состоят из 2 слогов: корова, молоко, еж, отец, скоро, берёза, хорошо, пальто, сапог,тетрадь.

3.

Помогите Незнайке составить правило. Из рассказа о тексте составьте определение, что такое текст. (Источник информации – на партах лежат тексты, бланки для ответов, групповая работа).

4.

Укажи существительное в предложном падеже:

А) в озёрах Б) рыбой В) из воды Г) на зиму Д) детёнышей

5.

Найдите все существительные в предложении: «Снежное покрывало зимой всю землю покрывало».

6.

Мария Ивановна на уроке русского языка задала вопрос Коле: «В каких словах все согласные мягкие?» Коля затрудняется ответить, помоги ему. ( Источник информации – учебник)

Задание:

Укажи, в каких словах все согласные мягкие?

  1. деньги

  2. степь

  3. 1

    2

    3

    4





    ночь

  4. чудеса

Бланк ответа:


7.

У Ани и Вани возник спор. Аня считает, что от ударения не зависит значение слова, а Ваня считает наоборот. Помоги разобраться ребятам.

Задание:

Значение какого слова меняется в зависимости от того, на какой слог падает ударение? (Источник информации учебник)

  1. магазин

  2. 1

    2

    3

    4





    торты

  3. стрелки

  4. хлопок Бланк ответа:

8.

Задание:

В каком слове ударение поставлено неверно?

  1. тОрты

  2. щавЕль

  3. звонИт

  4. шОфер

9.

Выбери из слов ниже те слова, в которых столько же слогов, сколько и в слове помидор.

  1. Горох

  2. Капуста

  3. Огурец

  4. Морковь

  5. Свекла

  6. Луковица

  7. Картофель

  8. Репа

10.

Ученики 2 класса учатся указывать ударные гласные, но при выполнении задания некоторые ребята допустили ошибки. Они просят тебя о помощи.

Задание:

В каком слове неверно поставлено ударение? (В качестве источника информации могут служить учебник и орфоэпический словарь)

1) деньгИ

2) циркУль

3) малИна


Бланк ответа:

1

2

3





КЛЮЧ: 1 3 6 7 10

4. Обучение составлению практико-ориентированной задачи.

Как же разработать практико-ориентированную задачу по русскому языку?


Слайд 7

Напомню, коллеги, структуру практико-ориентированного задания, предполагающую, как правило, наличие 5 компонентов. Надеюсь, что вопросы в скобках помогут понять назначение каждого компонента. (раздать на пару)

  • стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

  • задачная формулировка (указывает на деятельность ученика, необходимую для выполнения задания);

  • источник информации (содержит необходимый материал для успешного выполнения задания);

  • задание содержит вопросы по работе с данной информацией или представляет собой бланк для выполнения задания структурированного ответа;

  • инструмент оценивания - это или модельный ответ, или оценочный бланк, ключ.

Можно выделить несколько способов преобразования. Например, добавить жизненную ситуацию или задание на межпредметные связи.

Коллеги! Акцентирую внимание на стимуле, который является основой моделирования жизненной ситуации. Он должен быть кратким, не отвлекать учащегося от содержания задания.

А сейчас предлагаю поработать всем вместе (работаем всем залом).

Слайд 8

Посмотрите на слайд, Прошу Вас, прочитайте:

Сравните значение глаголов в словосочетаниях «раскалю кусок железа» и «расколоть дрова», затем объясните способы различения значений и правописание этих глаголов.

Как вы думаете, будет интересно ученику решать такую задачу?

Давайте преобразуем эту предметную задачу в практико-ориентированную с опорой на вышеназванную структуру и вопросы (на слайде).

Коллеги, предложите ситуацию, мотивирующую выполнение данной задачи. Что можно добавить в качестве стимула? (Петя Иванов во время зимних каникул был в деревне Когда он был в кузнеце дядя Трофим сказал: «Посмотри, как я раскалю кусок железа,». Петя меня спросил: «Разве железо тоже можно расколоть как дрова?» Ребята давайте поможем Пете разобраться. )

Итак, стимул есть.

Определите, какие слова явились стимулом? Какие слова привлекают детей к поиску дополнительного источника?

Что может послужить источником информации? (словарь синонимов, толковые словари: Д.Н.Ушакова, З.И.Александрова, учебник)

Вывод: Итак, мы преобразовали предметную задачу в практико- ориентированную: добавили жизненную ситуацию. Коллеги, мастер-класс предполагает обучение универсальным методам, приёмам.

Предлагаю Вам закрепить знание о структуре практико-ориентированной задачи.

Слайд 9

Работая в парах, определите, какому компоненту структуры она соответствует? (Элемент структуры / Части задачи).Сделать сам работу на соотнесение.

Задание 2

Инструкция: установите соответствие элементов структуры ПОЗ

фрагментам задачи.



Проверим. (Слайд 9, щелчок)

Итак, коллеги, Вы верно определили структурные элементы. Если части задачи распределить в данной последовательности, то получится практико-ориентированная задача.

Итак, коллеги, мы рассмотрели и структуру, и способы преобразования предметной задачи в практико-ориентированную. Надеюсь, этот материал будет Вам полезен и пригодится в работе.

Слайд 10

Для меня самым сложным является формулировка стимула. Чаще на уроках русского языка я использую опыт других педагогов. Примером может служить сборник практико-ориентированных заданий «Челябинского педагогического колледжа № 1».

Слайды 11-14

Какой ответ вы бы предложили на основной вопрос мастер-класса «Как сделать обучение практико-ориентированным»? Верно, один из способов - использовать практико-ориентированные задачи.

Рефлексия (человечки)

Желаю каждому успехов в решении не только предметных, но и жизненных задач!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Запивахина Светлана Владимировна, учитель математики, МБОУ СОШ№6, г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия

      2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.

      3. Иванова В.В., Потиха З.А., Розенталь Д.Э.. Занимательно о русском языке. - Л., 1990.

      4. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. - М., 1990.

      5. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Брянск, 2002.

      6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003.

      7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской. Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!