СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированное занятие "Путешествие души"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы включают в себя 1. Методическую разработку группового занятия, 2. Сопровождающую презентацию.

Занятие может быть проведено педагогом-психологом, классным руководителем и другими педагогическими работниками. Ориентировано на возрастную категорию старших классов ОУ или СПО. 

Просмотр содержимого документа
«Путешествие души. метод.разработка»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Челябинской области «Политехнический колледж»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ»

Практико-ориентированное занятие



Разработчик:

педагог-психолог Васильева Ю.В.




Магнитогорск, 2020 г.

Цель: профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи посредством достижения триединой (обучение, развитие, воспитание) цели занятия.

Цель обучения: формирование у обучающихся общих компетенций, практического опыта, знаний применительно к теме развития волевых качеств личности.

Цель развития: развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, профессиональных умений (развивать умения нестандартно, творчески подходить к решению разнообразных задач, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия), развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно, умения согласовывать свои действия с действиями других людей).

Цель воспитания: стремиться к воспитанию чувства коллективизма, гуманизма, уважения к другим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, стремление к физическому здоровью; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга.

Задачи:

  • формирование культуры психологического здоровья

  • формирование мотивации к сознательному выбору поведения

  • формирования навыков работы в команде

  • формирование активной жизненной позиции.


Оборудование: монитор, проектор, глобус, цветные карандаши, бланки с заданиям, бумага, музыка («Стоит захотеть и все возможно», «Мы молодежь»), видеоролик «Ты тоже можешь!» (выпуск 36).


План подготовки и проведения занятия:


  • Подготовка методической разработки, презентации, музыкального сопровождения, информационных материалов, раздаточных материалов.

  • Выбор группы для проведения занятия, подготовка аудитории (расстановка столов в три ряда (по числу команд), по три рабочих стола (стол – это площадка для выполнения заданий).

  • Реализация плана мероприятия.

  • Подведение итогов.

  • Чаепитие для участников мероприятия.


Слайд 1.

Добрый день, уважаемые студенты группы МС-18 и члены экспертной комиссии.

Сегодня я приглашаю вас стать участниками увлекательного мероприятии под названием «Путешествие души». От вас мне необходимы активность, энергия, энтузиазм, искренность, хорошее настроение. Я предлагаю вам в нашем путешествии потренировать память, внимание, сообразительность, умение принимать решения, действовать быстро, творчески и самостоятельно, работать в команде, научиться действовать дружно и согласованно и самое главное сегодня, мы должны понять КАКОЙ один психический процесс очень важен с т.з. человеческого благополучия, здоровья и успешности. До самого конца нашего путешествия его название останется для вас загадкой, которую вы разгадаете сами. Что получаете вы от нашего путешествия: натренированный мозг, приятную усталость, навыки командной работы и приятные воспоминания, осознанность и желание развиваться, действовать. По времени мы должны уложить в 60 минут.

Первое предварительное задание: вам необходимо разделиться на 3 подгруппы, так чтобы в каждой были и умные, и красивые, и девочки и мальчики. Каждая подгруппа занимает свои рабочие места за столами.

С этого момента начинается наше путешествие.

Слайд 2.

Самым загадочным органом в организме человека является мозг и ученым до сих пор не удалось раскрыть все тайны его функционирования.

Человеческий мозг – уникальное произведение природы с удивительными возможностями, которые очень часто остаются не до конца раскрытыми. Мозг человека нуждается в тренировках так же, как и его мышцы! Самая распространенная тренировка мозга – обучение, изучение чего-то нового, и не обязательно это должны быть сложные науки или иностранный языки. Регулярные тренировки помогут достичь вам желаемого результата, вы не будете забывать о том, что вам действительно нужно. Да, да, игры, игры для мозга! Они направлены на улучшение вашей памяти, сообразительности и концентрации. Эти занятия не будут такими скучными как учеба в школе, это прекрасная альтернатива ей. И это не просто игры, в которые играют сотни миллионов людей, они созданы с целью развитие мозга. Молодым они помогут сделаться лучше, а людям старшего возраста – сохранить умственную работоспособность на должном уровне; намного улучшая интеллектуальные способности и память как у здоровых людей, так и при различных заболеваниях головного мозга.

А потому 1 часть нашего путешествия – это Игры для мозга, цель которых сохранить активность мозга. Всей группой вы выполняете задания, и первый кто выполнит, поднимает руку, мы останавливаем время. Победитель получает волшебный конверт, его открывать сразу не надо, это мы сделаем в конце нашего путешествия. Итак, если всем все понятно, начинайте работу.

1 задание – в таблице разбросаны цифры от 1 до 82. Найдите любые 10 чисел в порядке возрастания и закрасьте их одним карандашом. Найдите еще любые 10 чисел в порядке убывания и закрасьте их другим карандашом. (Приложение 1)

2 задание – Придумайте противоположные по смыслу слова (Приложение 2)

3 задание – Решите примеры (Приложение 3)

4 задание – Продолжите пословицы (Приложение 4)

5 задание – Найди слова (Приложение 5)

Общее время выполнения: 10 минут.


Путешествуем дальше, переходим на 2 стол. Вторая часть нашего путешествия называется

«Сохраним командный дух!»».


Задание 1. Упражнение «БИЛЕТ НА ГАВАЙИ»

Интересное упражнение, в котором отрабатывается умение убеждать, находить аргументы в пользу своей позиции, при этом упражнение хорошо оживляет участников и настраивает их на активную работу.

«Вашей команде каким-то образом достался билет на Гавайи. Билет только на одного человека, и его нельзя продать, обменять, полететь всем вместе и т. д. Решите, пожалуйста, кто из вас полетит, и почему».

Группы совещаются в течение 3 минут, после чего рассказывают всем о своем решении. Рефлексия: Какие приемы и методы убеждения были использованы? Что сработало? Что было не эффективно? Что ещё можно было сделать? Как вы себя чувствуете? Согласны ли вы с выбором группы?

Время: 7 минут.


Задание 2. УПРАЖНЕНИЕ «КРУИЗ»

Цели: - способствовать мобилизации внимания участников в решении групповой задачи;

- интегрировать группу за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную деятельность;

- потренироваться в выработке совместной стратегии и тактики успеха;

- развить лидерские качества в членах команды, проверить их готовность взять на себя ответствен­ность за решение задачи, способность эффективно работать и общаться с партнерами по команде.

Ресурсы: маркеры, бумага для записи, ручки.

Порядок выполнения: Ведущий сообщает группе, что за прекрасные результаты, которые она показала в ходе тренинга, команда награждена 10-дневным круизом. Каждой команде нужно составить маршрут захватывающего путешествия, удовлетворяющий интересы и потребности всех членов команды. Материальные затраты могут не волновать игроков - "за все уплачено!" Но маршрут должен быть составлен быстро (с указанием сроков пребывания в каждом порту). Должно быть предоставлено подробное описание маршрута.

Еще одно замечание: так как заказ групповой, то он предусматривает 100%-е согласие всех путешест­венников с программой круиза. Эта работа длится 10 минут. Один из членов группы озвучивает результаты за 2 задания.

Завершение. Как только одна из команд выполнит оба задания, работа в подгруппах останавливается. Команды озвучивают свои результаты работы. Та команда, которая первой выполнила задания, получает второй конверт.

- Как происходил процесс обсуждения и принятия решений? Как осуществлялось руководство группой? Учитывалось ли особое мнение? Что повлияло на результат игры? Что мешало группе работать эффективнее? Что каждый вынес для себя из участия в игре?

- После того как игра закончилась, осталось ли у вас желание провести совместное 10-дневное путешествие?

Время выполнения: (8 мин.)

Общее время: 15 минут.


Третья часть нашего путешествия называется

Проективный коллаж «Мы настоящие».

Задание 1. Каждый участник получает эскиз руки, подписывает свое имя и украшает по собственному желанию, придавая руке индивидуальность, отражающую его настроение, эмоции, чувства. Затем по кругу передают соседу справа. Задача участников: на каждом пальце, ладони написать личностные характеристики того человека, которому ладонь принадлежит, это могут быть и положительные и отрицательные характеристики. Когда рука вернется к хозяину, он может дополнить список своими качествами.

Время выполнения: (7 мин.)

Задание 2. Из рук всех членов команды необходимо придумать некий проективный коллаж и придумать ему имя. После выполнения работы группа представляет свою работу.

Как только одна из команд выполнит оба задания работа в подгруппах останавливается. Команды озвучивают свои результаты работы. Та команда, которая первой выполнила задания, получает третий конверт.

Время выполнения: (7 мин.)

Общее время: 15 минут.


Четвертая часть нашего путешествия называется «Мои мечты и желания».

Хочется зачитать вам стихотворение неизвестного автора:

Живи мечтой, когда бушует лихо,

Она спасет от самых мрачных дум,

Мечтай то громко вслух, то очень тихо,

Не слыша бытовой и скучный шум.

Задание 1. Каждый участник, работая самостоятельно, в течение 1 минут составляет список «Я ХОЧУ……».

Еще одно стихотворение вашему вниманию: Мечта – есть движущая сила, мечта – предшественница цели, Мечта дорогу мне осветит, чтоб дни все радостно летели. А чтоб достичь желанной цели, Одной мечты конечно мало, Вот здесь придет черед для действий…Мечта же для всего – начало!

Подсчитайте, пожалуйста, общее количество хотений на группу. Полученное общее количество желаний делим на всех участников и это количество N каждый участник 1 группы - делает комплименты, 2 группы - обнимает остальных, 3 группы – рукопожатие, 4 группы – пожелания для других участников.

Вывод: когда мы хотим что-то получить, мы должны что-то сделать. Чье–нибудь желание сейчас исполнилось?

Как только одна из команд выполнит оба задания работа в подгруппах останавливается. Команды озвучивают свои результаты работы. Та команда, которая первой выполнила задания, получает четвертый конверт.


Вот мы и пришли к заключительной части нашего путешествия. Давайте вскроем конверты. У вас загадки, нужно их отгадать. Какое слово можно составить из этих букв? Да, вы совершенно правы, это слово ВОЛЯ. Как вы понимаете, что такое воля?

На слайде представлены определения воли.

Слайд 3. Воля – это не какой-то дар свыше или сверхестественные способности человека. Простые самовнушения, небольшая дисциплина – и человек уже может сдвинуть горы. Что интересно в классическом русском языке «воля» означает не только и не столько «способность творить чудеса», а является синонимом свободы (Я пришел вам дать волю…). Попробуйте осознать, что воля = свобода. Каждый день, каждый час вы проявляете свободу воли.

Слайд 4. Вопрос аудитории: Для чего нужно развивать волю?

Да, вы правы, я еще могу добавить: для Повышение самооценки, Достижение высоких результатов в деятельности, Статус и уважение других людей, Обретение контроля над своей жизнью, Успех у противоположного пола, Избавление от вредных привычек, Повышение собственной организованности, Повышение стрессоустойчивости и собственной конкурентоспособности, Улучшение настроения и самочувствия, Улучшение навыков коммуникации.

Слайд 5. Сегодня, путешествуя вместе с нами, каждый имел возможность проявить такие волевые качества как энергичность, настойчивость, выдержка, решительность, смелость, уверенность в себе и другие. Мы их нащупали, а теперь сделайте самооценку, ДОСТАТОЧНО ли развиты у вас волевые качества? Хотели бы вы их развивать? Главное как это сделать? Для человека нет ничего невозможного. И свою волю как психологическую мышцу можно тренировать. Первый этап нашего путешествия, это первый способ тренировки: выполняйте эти задания на время, сокращая его. На слайде вы видите еще способы тренировки воли.

Слайд 6. Стратегии и методики, позволяющие человеку укрепить свою силу воли и сделать её сильнее: Особая диета, Изменение привычек, Применение искушения, Добрые поступки, Переключение внимания, Создание новых привычек, Режим сна, Контроль общения, Контроль речи, Уничтожение лени.

Именно самовнушение и дисциплина являются основными способами развития воли. Самовнушение позволит вам в трудную минуту не поддаться влиянию «Мыслей-паразитов». Дисциплина – это не какое то самоистязание. От вас требуется лишь одно - в любой момент времени и при любых обстоятельствах не изменять своим принципам. Слайд 7. Но я скажу короче, без нее мы бы с вами сегодня не встретились, не провели время вместе и не достигли тех результатов, которые имеем. Воля – это психологическая мышца человека. Развивать волю можно в любом возрасте, стоит только захотеть. Изменения в человеке есть там, где он что-то делает, проявляя активность. Слайд 8. Как сказал Э.М.Ремарк. «Дорогу осилит идущий, труден лишь первый шаг». А если у вас есть желание волю развивать, то я вас жду на индивидуальные консультации, где расскажу, как это сделать!


В заключении предлагаю посмотреть один видеоролик!!! («Движение к цели»/ «Ты это можешь» (выпуск 36))

Всем большое спасибо за работу, до новых встреч!!!




Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3



Приложение 4


Приложение 5




ДЛЯ ЗАМЕТОК

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рисунок 1. Сертификат участника, выдается группе для группового портфолио













Рисунок 2. Лицензия, выдается каждому участнику группы.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

« Кораблю, который не знает, в какой порт он держит путь, ни один ветер не будет попутным».  Сенеки Практико-ориентированное занятие Участники: студенты 2 курса

« Кораблю, который не знает, в какой порт он держит путь, ни один ветер не будет попутным».

Сенеки

Практико-ориентированное занятие

Участники: студенты 2 курса

Изучение чего-то нового, как и занятия непривычным видом деятельности – наилучший способ развивать мозг Мозг просыпается дольше тела      Умственная работа не утомляет мозг Человеческий мозг - самая сложная, непознанная, и творчески одаренная система познания мира

Изучение чего-то нового, как и занятия непривычным видом деятельности – наилучший способ развивать мозг

Мозг просыпается дольше тела

Умственная работа не утомляет мозг

Человеческий мозг - самая сложная, непознанная, и творчески одаренная система познания мира

Воля - это Способность человека сознательно управлять своими действиями и эмоциями, пренебрегать более низкими ценностями в пользу более высоких, создавать свою собственную систему ценностей  Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели (сила воли)  Власть, возможность распоряжаться (это в твоей воле)  Пожелание, требование (воля народа – закон)  Сознательное стремление к осуществлению чего-либо (воля к победе)  Основа волевого потенциала состоит из двух составляющих: цели и усилий, направленных на её достижение

Воля - это

Способность человека сознательно управлять своими действиями и эмоциями, пренебрегать более низкими ценностями в пользу более высоких, создавать свою собственную систему ценностей

Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели (сила воли)

Власть, возможность распоряжаться (это в твоей воле)

Пожелание, требование (воля народа – закон)

Сознательное стремление к осуществлению чего-либо (воля к победе)

Основа волевого потенциала состоит из двух составляющих: цели и усилий, направленных на её достижение

Мотивация для тренировки силы воли

Мотивация для тренировки силы воли

  • Повышение самооценки
  • Достижение высоких результатов в деятельности
  • Статус и уважение других людей
  • Обретение контроля над своей жизнью
  • Успех у противоположного пола
  • Избавление от вредных привычек
  • Повышение собственной организованности
  • Повышение стрессоустойчивости и собственной конкурентоспособности
  • Улучшение настроения и самочувствия
  • Улучшение навыков коммуникации
Стратегии и методики, позволяющие человеку укрепить свою силу воли и сделать её сильнее Особая диета Изменение привычек Применение искушения Напряжение мышц Добрые поступки Переключение внимания Создание новых привычек Режим сна Контроль общения Уничтожение лени  Рекомендуется выполнять все упражнения последовательно: выбрали что-то одно, максимум – два, и начали понемногу практиковать. Тренируйте свою волю систематически и регулярно, ничего не откладывая на потом. Будьте готовы к тому, что вас ждёт серьёзная и кропотливая работа над собой.

Стратегии и методики, позволяющие человеку укрепить свою силу воли и сделать её сильнее

  • Особая диета
  • Изменение привычек
  • Применение искушения
  • Напряжение мышц
  • Добрые поступки
  • Переключение внимания
  • Создание новых привычек
  • Режим сна
  • Контроль общения
  • Уничтожение лени

Рекомендуется выполнять все упражнения последовательно: выбрали что-то одно, максимум – два, и начали понемногу практиковать.

Тренируйте свою волю систематически и регулярно, ничего не откладывая на потом.

Будьте готовы к тому, что вас ждёт серьёзная и кропотливая работа над собой.

Подсказки для тренировки силы воли

Подсказки для тренировки силы воли

  • Избегайте пусковых механизмов
  • Избегайте «пособников»
  • Приготовьте себя к долгому пути
  • Не пытайтесь начать, пока вы не готовы
  • Продолжайте практиковаться
  • Ищите помощи
  • Делайте первые шаги
  • Поощряйте себя и хвалите за каждый хороший день
  • Не становитесь одержимыми — отвлекайтесь
  • Если поскользнулись, не теряйте решимости
  • Радуйтесь положительным результатам
Сила воли не дается при рождении — это навык, который мы можем укреплять на практике.   Сначала вы работаете на укрепление своей воли, потом сильная воля работает на Вас. Быть волевым человеком легко и приятно.

Сила воли не дается при рождении — это навык, который мы можем укреплять на практике.

Сначала вы работаете на укрепление своей воли, потом сильная воля работает на Вас.

Быть волевым человеком легко и приятно.