Практико-ориентированные задания на занятиях по предмету «Литература»
В последнее время активно внедряются в систему СПО практико-ориентированные технологии обучения, способствующие формированию у студентов значимых для будущей деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающие качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
Обществу нужна личность, способная решать нестандартные задачи в сложившихся ситуациях, способная к саморазвитию, самообразованию, ориентированная на социально-значимые приоритеты. Реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию образовательных программ и технологий, созданию условий для подготовки специалистов, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в нестандартных условиях.
В системе СПО практико-ориентированная работа может быть представлена поэтапно:
Процесс формирования у студентов значимых для будущей профессии знаний, умений и навыков должен прослеживаться на всех предметах, в том числе общеобразовательных. Через предметную область общеобразовательных предметов можно проводить интеграцию знаний, методов различных областей науки и практики, так необходимых для последующего освоения профессии.
Задачи преподавателей общеобразовательного цикла:
- сформировать у студентов практический опыт профессиональной деятельности на базе конкретной организации;
- освоить профессиональные и общие компетенции по виду профессиональной деятельности;
- проверить возможности самостоятельной работы будущих специалистов в условиях организации.
Мотивация к изучению теоретического материала часто идёт от потребности решения практической задачи. Реализация учебных задач по предмету «Литература» организуется через проведение практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов учебной деятельности, связанных с будущими профессиональными запросами. Поэтапное ведение практико-ориентированной работы можно представить так:
Внедрение практико-ориентированных форм в работу студентов на предмете «Литература» предоставляет студенту возможность приблизить содержание дисциплины к будущей профессии, формирует основу для последующей реализации практико-ориентированных приёмов и методов специалистами других дисциплин.
Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность.
Ниже представлен примерный план работы по литературе, основанный на практико-ориентированном подходе:
Тема «Три направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм»
- На занятии читаются стихотворения поэтов первой трети 20 века.
- Анализируется каждое произведение с целью определения особенностей литературного направления.
- После аналитической работы студентам предлагается практическая работа по созданию нового продукта. Задается ситуация. Это может быть ситуация «на занятии в колледже», «дорога домой», «покупка в магазине» и так далее. Необходимо сочинить три небольших текста на основе одной и той же ситуации с точки зрения автором-символистом, автором-акмеистом, автором-футуристом.
Тема «Библейский сюжет романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- На занятии после выразительного чтения по ролям проводится анализ сцены первого появления Иешуа Га-Ноцри перед прокуратором.
- Анализируются детали, создающие образ Иешуа, Понтия Пилата: костюм, глаза, руки, волосы, голос, движение. Студенты пытаются определить авторский замысел по включению в описание той или иной детали. Рассматриваются этические категории «долг», «правда», «сострадание», «милосердие».
- Создание текста от лица выбранного персонажа (Понтия Пилата, Иешуа). Это может быть форма дневника или запись потока мыслей, верно отражающих авторский замысел.
Тема «Юмор рассказов Михаила Зощенко»
- До проведения занятия целесообразно дать задание прочитать несколько рассказов М.Зощенко. На занятии изучения рассказов вслух выразительно читается один из рассказов писателя.
- Определяется проблемная карусель героев, своеобразие языка и стиля автора (можно заметить приёмом фиш-боун).
- Как итог занятия - задание инсценировать один из моментов рассказа на два-три персонажа, один из которых мало говорит или не говорит совсем. Определение лучших исполнителей.
- Определение проблем современности, которые могли бы заинтересовать Зощенко в наши дни.
Тема «Крохотки» А.И.Солженицына»
- Определение основных тем и образов миниатюр.
- Аналитическая работа по определению влияния биографических моментов на творчество.
- Создание собственной «крохотки», созданной в своеобразной манере и стиле изучаемого писателя.
Таким образом, практико-ориентированные формы работы реализуют проектные виды деятельности, навыки исследовательской деятельности и критического мышления. Междисциплинарный диалог позволяет студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность на занятиях общеобразовательных предметах, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012.
2. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
3. Современные проблемы науки и образования: многопредмет. научн. журн. – Электрон.науч. жур:Изд. дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2005 .
4. Творчество и технологии: проблемы чтения: Сборник методических материалов / МКУК ЦБС Канавинского района; сост. Г.М. Пальгуева. - Н. Новгород, 2011.- 71 с.