Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности качества обучения на уроках информатики
Введение федеральных образовательных стандартов СПО, направлено на соответствие качества подготовки специалистов к требованиям регионального рынка труда. Существенным моментом в ФГОС третьего поколения для педагога становится необходимость практического овладения компетенциями деятельности (планирования, проектирования и т.п.). Поэтому одним из важных направлений развития и модернизации колледжа является практико-ориентированный подход, направленный на формирование личностной и профессиональной компетенции специалиста. Изменения в характере образования ориентируют на самостоятельность, конкурентоспособность, свободное развитие человека, творческую инициативу, высокую культуру, мобильность, что требует качественного, нового подхода к формированию будущего профессионала.
Использование практико-ориентированных технологий в образовательном процессе колледжа изменяет акцент в учебной деятельности, нацеливает студентов на интеллектуальное развитие за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, внедрение деятельностных форм и методов, помогающих студентам оценивать профессиональную значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практико-ориентированном учебном процессе не только используется имеющийся у студентов жизненный опыт, но и формируется новый на основе вновь приобретаемых знаний.
В современных условиях необходимо воспитание личности, способной не только использовать информационные технологии в будущей профессиональной деятельности, но и самостоятельно добывать новые знания, оперативно корректировать полученные знания в соответствии с требованиями времени. В связи с этим возникает необходимость разработать эффективные приемы и способы преподавания информатики на базе применения новых образовательных технологий в рамках практико-ориентированного обучения.
Одна из особенностей предмета «информатика» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения. При этом обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые формируют у студентов умение видеть их применение и использовать самим эти знания в повседневной жизни. Эти задания позволяют не только создавать положительную мотивацию к изучению предмета, но и через развитие интереса к информатике осуществлять профориентацию.
В век информационных технологий современный школьник еще до начала изучения курса информатики приходит в колледж пользователем ПК, знакомым с основами работы на компьютере, с опытом работы в социальных сетях. Задача преподавателя сложна - перевести интерес вчерашних школьников от компьютерных игр и общения в социальных сетях в интерес к компьютеру как средству личностного саморазвития и профессионального роста. Практико-ориентированный урок информатики дает хорошую возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей IT технологий в бытовой, повседневной и профессиональной деятельности.
Для формирования практико-ориентированных знаний студентов на уроках используется метод ситуационных задач. Ситуационная задача актуализирует для студентов теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории прогнозируются самими учениками.
Задача формирования и развития ИКТ - компетентности педагогов стоит на всех уровнях системы педагогического образования. Следовательно, студенты еще во время обучения в колледже должны освоить все компоненты ИКТ-компетентности. В связи с этим возрастает роль дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности». От качества изучения данной дисциплины зависит качество прохождения производственной практики и подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Все наши базы производственной практики имеют достаточную технологическую базу, поэтому студент должен по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии. Организация производственной практики требует особого подхода, так как студенты педагогических специальностей работают с живыми детьми.
На дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» при прохождении каждой темы основной упор делается на будущую профессию и все практические работы направлены на выполнение заданий, которые будут использоваться на производственной практике
Раздел 3. Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа |
Тема 3.1. Информационные технологии при документировании и организации работы с текстом | Разработка технологической карты занятия на основе примерной Оформление примерной курсовой работы по данным требованиям |
Тема 3.2. Информационные технологии при документировании и организации работы с электронными таблицами | Создание электронной системы педагогической диагностики развития детей в одной из возрастных групп Построение диаграмм к системе диагностики |
Тема 3.4. Информационные технологии использования графической информации в профессиональной деятельности | Создание фото-коллажа Создание и оформление эмблемы детского сада Оформление грамоты |
Тема 3.7. Информационные технологии использования видео информации в профессиональной деятельности | Создание видео проекта по материалам практики на тему «Хорошо у нас в саду» |
Тема 3.8. Система компьютерной презентации | Создание презентации для освоения правил безопасности воспитанниками Разработка игры для познавательного развития дошкольников |
Раздел 4. Телекоммуникационные технологии |
Тема 4.1. Компьютерная сеть | Ознакомление с составом электронного образования в Республике Дагестан htpps: // edu.tatar.ru., образование и наука htpp: // |
Хотелось бы подробнее остановиться на последней теме «Личные и коллективные сетевые сервисы в Интернете», так как она очень актуальная на сегодняшний день и по требованиям к аттестации педагогических работников каждый педагог свой опыт должен обобщать через свой сайт. Уже на протяжении 6 лет мы разрабатываем сайты со студентами. Данные сайты разработаны в программе для создания сайта «Microsoft FrontPage», которая предполагает разработку и структуры, и дизайна, и содержания сайта (демонстрация сайтов). Каждый студент на своем сайте систематизирует свой первый педагогический опыт на основе материалов из практики, нормативные документы, образцы оформления документации воспитателя, исследовательскую работу, оформляет информацию о себе.
Таким образом, на основе продуманных практических заданий по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» можно более качественно освоить все компоненты ИКТ-компетентности.
Нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того, чтобы процесс формирования ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово педагога.
Касаемо специальности «Сестринское дело».
Например, средствами электронных таблиц Microsoft Excel студенты оценивают динамику заболеваний в разных возрастных группах населения, выполняют построение температурной кривой, работают с простейшими базами данных.
В системе Microsoft Access студенты разрабатывают базу данных «База данных учета лекарственных препаратов». Работая с данной базой, будущие специалисты учатся осуществлять быстрый поиск необходимой информации, выполнять запросы, готовить отчеты о лекарственных препаратах, находящихся в аптеке.
В справочно-информационной системе «Консультант Плюс» студенты работают с нормативными документами, регламентирующими деятельность медицинских и фармацевтических работников. На этом занятии большое внимание уделяется воспитанию правовой профессиональной и информационной культуры будущего специалиста.
При изучении графических редакторов студенты отрабатывают приемы работы с графическими объектами с использованием электронных заданий, составленных с учетом знаний таких общепрофессиональных дисциплин как фармакология, анатомия и физиология человека.
При изучении программы Microsoft PowerPoint используется проектный метод. В процессе работы над проектами студенты создают электронные презентации по различным темам общепрофессиональных дисциплин (основы микробиологии, вирусологии, иммунологии человека, психология, медицинская генетика, основы патологии и т.д.). При подготовке презентаций используются нестандартные подходы, подборка материала осуществляется студентами самостоятельно из различных информационных источников.
Таким образом, необходимость использования практико-ориентированного подхода в образовании вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем, а, следовательно, формирования и развития отраслевых и региональных рынков услуг.
Литература:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. –М.: Высшая школа, 2006.
Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 2009. №8. С. 30-33
2