СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный семинар «Подготовка к ВПР. Дидактические подходы, методические решения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированный семинар

«Подготовка к ВПР. Дидактические подходы, методические решения»

«Цели и задачи ВПР.

Основные вопросы и ответы по организации и проведению ВПР

в начальной школе».

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный семинар «Подготовка к ВПР. Дидактические подходы, методические решения»»

Практико-ориентированный семинар

«Подготовка к ВПР. Дидактические подходы, методические решения»

«Цели и задачи ВПР.

Основные вопросы и ответы по организации и проведению ВПР

в начальной школе».

Всероссийские проверочные работы (ВПР) — практика, призванная наладить регулярную проверку уровня знаний школьников на соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам. Первые ВПР российские школьники написали в 2015 году. С 2016 года проведение Всероссийских проверочных работ стало регулярным.

Отличительными особенностями ВПР являются единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ обучающимися всех образовательных организаций Российской Федерации.

Всероссийские проверочные работы призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС начального общего образования за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения ООП начального общего образования и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

Принципы ВПР — это новые технологии, которые обеспечивают единую работу учащихся всех школ страны, и единая система проведения ВПР одновременно во всех учебных заведениях начального уровня по единым комплектам документов с использованием единой системы оценки качества результата.

Задачи ВПР

  • выявление сильных и слабых сторон в подаче материала по определенному предмету и корректировка обучающего процесса;

  • планирование процесса повышения квалификации педагогов на специальных курсах и семинарах;

  • определение для педагога и родителей образовательной траектории учащегося и текущего уровня образованности школы, класса, ученика по отношению к требованиям, установленным ФГОС.

Форма проведения ВПР

ВПР проводятся в форме контрольных работ. Это не экзамен, это контрольная работа, поэтому на нее отведен 1 урок, то есть 45 минут. Выполняя задания ВПР, школьники не могут пользоваться никакими вспомогательными материалами. Задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне, поэтому используются единые материалы для проверки и единые критерии оценки учебных достижений по всей стране.

Запрещено использовать при выполнении заданий справочные материалы и словари (исключение - использование черновика).

На что влияют результаты ВПР?

С одной стороны, ВПР ни на что не влияет. Это просто контрольные работы, нужные для оценки уровня подготовки конкретного ученика и устранения имеющихся пробелов в знаниях. Ни на дальнейшее обучение ребёнка, ни на его итоговую аттестацию в конце года, ни на поступление его в ВУЗ результаты ВПР не влияют. Даже Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок учащимся. ВПР в 4 классах – это не «ЕГЭ для начальной школы», поскольку по результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника.

С другой стороны, результаты ВПР в 4 и в других классах могут быть частью портфолио ученика. Конечно, эти результаты могут быть учтены только по желанию ребенка и его родителей. Например, при переходе в другую школу.

Что дают ВПР?

Специалисты Рособрнадзора и Минобрнауки утверждают, что ежегодное тестирование выпускников начальной школы в результате позволит:

  • дать ученикам хорошую психологическую подготовку к экзаменам в 11-м и 9-м классах (ГИА и ЕГЭ);

  • проверить объем и качество знаний, полученных в течение учебного года;

  • ВПР заставят школьников систематически заниматься на протяжении всего учебного процесса, а не только в выпускных классах;

  • будут видны недостатки учебной программы по экзаменационным дисциплинам;

  • родителям будет понятна общая картина знаний ученика;

  • ВПР помогут усовершенствовать региональную систему образования.

Советы родителям при подготовке детей к ВПР

Главная задача родителей – убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР:

  • Интересоваться  результатами своего ребенка, постараться получить информацию об имеющихся у него проблемах и планах школы по устранению этих проблем;

  • Не оставлять подготовку к ВПР на последние месяцы зимы. Если вы не уверены в знаниях детей, лучше открыть демоверсию ВПР и познакомиться с заданиями

  • Соблюдать правильный режим труда и отдыха, что поможет ученику физически и психологически подготовиться к проведению ВПР

  • Самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

  • Постарайтесь справиться со своими эмоциями, чтобы Ваше волнение не передалось ребенку и не увеличило его тревожность.

  • Будьте одновременно твердыми, но добрыми, не выступайте в роли судьи.

  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Помогите детям распределить время для подготовки по дням.  Во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища.

  • Проследите, чтобы накануне проверочной работы Ваш ребенок хорошо отдохнул и набрался сил. Рекомендуется прогулка, в ходе которой визуализируется (представляется образно) успешный для учащегося ход проверочной работы.

  • Очень важно при подготовке к контрольной работе позитивно настроить ребенка на предстоящие события. Следует помнить, что для ребенка важна положительная самооценка. Пусть говорит про себя: «Я уверен в себе. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…» Научите ребенка представлять себя спокойным и полностью владеющим собой, уверенным в своих знаниях.

  • Постарайтесь справиться со своими эмоциями, чтобы Ваше волнение не передалось ребенку и не увеличило его эмоциональное напряжение. Подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что он делает хорошо. Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допуска ошибок.

  • Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки будет способствовать формированию уверенной в себе личности ребенка,  способной принимать решения и нести за них ответственность.

И помните:

Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и вам, их родителям. Вы сможете оценить, насколько хорошие знания даёт школа.

Результаты ВПР интересны и нам – работникам системы образования. Мы получаем оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И сможем понять, какие предметы у нас получается преподавать хорошо, а над какими нужно дополнительно поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным.







Учащиеся 4-ых классов – это ребята, которые живут и учатся в условиях фгос ноо II поколения. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,  высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


Именно на формирование этих качеств должна быть нацелена работа педагогов и Вас уважаемые родители. Наша генеральная основная задача – развитие у детей компетентности «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ». Как же в классе идет такая работа?

Весь урок построен на формировании у учащихся универсальных учебных действий: это личностные (самоопределение, нравственно-этическое) и метапредметный действия.

Метапредметные УД это: коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией), регулятивные (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка), познавательные (общие учебные умения, постановка и решение практических задач).

А теперь расскажу Вам, как построен современный урок. Он начинается с мотивации учебной деятельности. На этапе открытия нового знания детям дается одно или несколько заданий, которые выполнить трудно или невозможно. Целью данных заданий является, чтобы учащиеся поняли, что знаний для выполнения данного задания им не хватает, т.е. возникает проблемная ситуация. Далее ставится проблема, которую необходимо решить на уроке. Чаще всего о том, что надо понять на уроке, чему научиться, но данную цель ставят сами дети. Учителя учат детей формулировать цели и задачи урока, начиная с 1-ого класса. После того, как проблема поставлена, ищем пути ее решения, т.е. составляем план урока с опорой на учебник или без него. Этому их тоже учат на протяжении всех 4-ох лет. Ребята поначалу затрудняются, а потом справляются с этим очень хорошо. Когда план работы составлен, приступаем к его реализации – т.е. открываем новые знания. Учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала, поэтому задача учителя организовать условия, которые бы провоцировали детское действие. Действие может быть разным: работа над задачей в группе или в паре, работа со справочной литературой, анализ текста. На этапе открытия новых знаний учитель делает так, чтобы дети поверили, что это именно они сделали открытие, по крайней мере, для себя открыли, узнали что-то новое. А подвести их к этому открытию – наша учительская задача.

После этого обязательно возвращаемся к проблеме, которая в начале урока была неразрешимой. А можем ли мы теперь ее решить? Происходит этап первичной проверки усвоения знаний, а затем и закрепления знаний. Здесь учителя часто используют работу в парах и в группах. В конце урока обязательно происходит рефлексия, учитель задает на данном этапе несколько вопросов. Например: какую цель перед собой ставили на уроке? Чего добились? Что узнали нового? Что нам удалось? К чему нужно стремиться?

Самое главное, чтобы по возможности дети учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Как у ребят сформированы эти умения, мы проверяем в ходе выполнения диагностических работ по проверке сформированности метапредметных умений. По результатам внутришкольной входной диагностической работы на начало 4-го класса мы выявили, что учащиеся хорошо справляются с заданиями, где им предлагается работа со схемами, таблицами. Трудности же у учащихся вызывает работа с текстом, не знают какие сведения и в каком словаре они могут найти.

Формирование ууд идет не только во время уроков, но и на занятиях внеурочной деятельности, которые проходят как в школе, так и вне ее.

Внеурочная деятельность осуществляется по следующим направлениям: (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, общественно-полезное, патриотическое, проектная деятельность).

В нашей школе по всем этим направлениям ведутся курсы. В соответствии со стандартом на внеурочную деятельность отводится для каждого ребенка 8 часов.

Как же в остальное время нам помочь детям подготовиться к переходу в среднее звено:

  1. Учим работать с любой информацией. Для этого необходимо читать вместе с детьми , обсуждать прочитанное, находить главное в тексте, задавать вопросы ребенку и учить задавать вопросы его.

  2. Учим ребенка регулировать процессы, составлять план своей работы, т.е. учим раскладывать большую проблему на маленькие. Даже при приготовлении д/з необходимо составить такой план, что сначала, что потом будет выполнять ребенок.

  3. Учим общению. Здесь единственный выход – общаться со своим ребенком как можно больше. Мы, к сожалению, общаемся с детьми слишком мало. Ученые выяснили, что в среднем родитель со своим ребенком общаются менее 12 мин в день. Общение это не вопрос «А ты уроки сделал?», нам надо научиться говорить с ребенком о его жизни, о радостях и печалях детей.

  4. Просто любим своего ребенка таким, какой он есть. Помогаем ему понять, что любую проблему можно решить, что всегда есть люди, которые выслушают, помогут ему справиться. Именно от семьи зависит личностная и социальная успешность ребенка.