СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный метод обучения предмета «химия» в учреждении среднего профессионального образования

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В среднем профессиональном учебном заведении, не химического профиля, для подавляющей части студентов, можно наблюдать понижение статуса естественнонаучных дисциплин. В учебных программах не используется научно-практический потенциал химической науки. В результате обучающиеся получают мозаичное представление о природе, не умеют интегрировать разрозненную информацию, применять полученные знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный метод обучения предмета «химия» в учреждении среднего профессионального образования»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.В. Барбашина – преподаватель химии

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»

E-mail: [email protected]

В среднем профессиональном учебном заведении, не химического профиля, для подавляющей части студентов, можно наблюдать понижение статуса естественнонаучных дисциплин. В учебных программах не используется научно-практический потенциал химической науки. В результате обучающиеся получают мозаичное представление о природе, не умеют интегрировать разрозненную информацию, применять полученные знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

А между тем, химическое образование необходимо для создания у обучающихся отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных и медицинских проблем человечества. Химия составляет основу важнейших производств как фармацевтическая, металлургическая, индустрия строительных материалов и даже, казалось бы, нехимических производств, как пищевая.

В связи с этим необходимо построить курс химии так, чтобы он давал понятия об устройстве окружающего мира, усиливал личностную и практическую ориентированность содержания и процесса образования.

В изменившемся мире любая информация стала легкодоступной. Теперь необходимы не столько сами знания, сколько знания о том, где и как их применять. Но еще важно умение добывать, интегрировать или создавать новую информацию. И то, и другое, и третье – результат деятельности, а деятельность – это решение задач. Система задач – это основной ресурс преподавателя для реализации эффективного образовательного процесса, решение задач позволяет закрепить пройденное. Однако задачи, предлагаемые в учебных заведениях - стандартные, а в жизни человек сталкивается с нестандартными задачами.

В настоящее время одной из актуальных проблем является разработка химических задач, содержание и структура которых способствовала бы формированию у обучающихся общеучебных умений и современных форм мышления. Составленная нами система учебных практико-ориентированных задач по некоторым темам, приближает химические знания к жизни и связывает их изучение с прикладными сведениями. Некоторые из них можно представить в качестве примеров.

В теме «Реакции ионного обмена:

В качестве противоядия при попадании ионов ртути в организм используют сульфид натрия.

Вопросы.

1. Какую формулу имеет сульфид натрия?

2.Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона ртути.

3.С чем связано понижение концентрации токсичного катиона?

4.Составьте мини-пособие «Правила безопасности при работе с соединениями ртути».

В теме « Карбоновые кислоты»

При укусах муравьев возникает чувство бо­ли - за счёт действия муравьиной кислоты. Если место укуса смочить наша­тырным спиртом, боль пропадает.

Вопросы.

1.Запишите формулу муравьиной кислоты.

2.Составьте уравнение химической реакции нейтрализации, которая лежит в основе применения нашатырного спирта для уменьшения боли при укусах муравьев.

3. Назовите продукт химической реакции.

4. Составьте уравнения еще 2-х химических реакций, в которых может участвовать муравьиная кислота.

5.Подготовьте сообще­ние «Химический характер житейских си­туаций» (Уравнения химических реакций, встречающихся в быту).

В теме «Дисперсные системы и растворы»:

Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор иода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического иода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?

Вопросы:

1.Какую формулу имеет кристаллический иод?

2.Что значит «приготовить раствор»?

3.Сделайте по условию задачи необходимые расчеты для приготовления раствора.

Как видим, представленные примеры могут быть теоретические, экспериментально-теоретические и расчетные.

Лабораторные работы без практико-ориентированного направления уже нет смысла проводить. Такие работы как: «Определение органических веществ в лекарственных препаратах», «Определение неорганических веществ в витаминах», «Исследования средств бытовой химии» - помогут обучающимся грамотно относиться к своему здоровью.

Ценность данного метода заключается в том, что он распространяется на все формы учебных занятий: уроки, индивидуальные и групповые занятия, исследовательскую работу, внеклассную работу.

Студентам нашего колледжа практико-ориентированные задания предлагаются согласно выбранным им специальностям. Для всех отделений практический и теоретический материал должен тесно переплетаться с данной профессией. Так для отделения «Строительство зданий и сооружений» при изучении темы «Факторы, влияющие на скорость химических реакций», действие каждого фактора подкрепляется примерами из серии строительных материалов. Можно показать влияние температуры, площади поверхностного соприкосновения, катализатора, концентрации на примере превращения гашеной извести из негашеной.

Введение в содержание урока учебного материала профессиональной направленности дает возможность глубже проникнуть в суть химических процессов, способствует развитию интереса к химии и предметов профессионального цикла.

Современный преподаватель должен исходить из того, что ни один урок не должен быть оторван от жизни. Фактический материал курса химии, насыщенный примерами и ситуациями, взятыми из реальной жизни, должен послужить опорой для этого. Только благодаря этому можно избавиться от излишней фундаментальности и абстрактности, которые снижают интерес к познанию науки.

В результате систематического решения таких задач студенты должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

Система работы по решению практико-ориентированных задач создает условия для формирования химической компетентности и усиления практико-ориентированной направленности содержания и процесса обучения.





Литература

1. Габриелян О.С. Особенности обучения химии на базовом уровне старшей школы: несколько методических советов коллегам // Газета «Первое сентября». – 2008. - № 18. – С. 1 - 7;

2. Кузьменко Н.Е.Проблемы реформирования отечественного химического образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер.20. Педагогическое образование. -2010. -№4. – С. 19-24;

3. Лемуткина М. Химия – это страшно. – http://www.gazeta.ru/education/2007/04/11_0_1573137.shtml

4. Лисичкин Г.В., Леенсон И.А. Содержание школьного курса химии: новый взгляд на старую проблему // Химия в школе. – 2013. - №4. С19-24;

5. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999;
6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008;

7. Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения: пособие для сдачи экзамена. – М.: Высшее образование, 2006.