СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-значимая работа по теме «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-значимая работа по теме  «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО» была выполнена в качестве зачётной при прохождении курсов повышения квалификации и посвящена использованию ИК средств обучения на современном уроке.

Просмотр содержимого документа
«Практико-значимая работа по теме «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»


Кафедра развития образования




Практико-значимая работа по теме



«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО»






Выполнил:

Байч Екатерина Юрьевна,

учитель МБОУ «Лицей №24 имени Героя Советского Союза А. В. Корявина»

г. Сергиев Посад


Научный руководитель:

Виноградова Елена Владимировна,

преподаватель кафедры







Москва, 2016

Сегодняшний день ставит человека перед необходимостью соответствовать жёстким требованиям современного общества – получение качественного образования, умение креативно мыслить, быть коммуникабельным, целеустремлённым, умело ориентироваться в огромном объёме информации и умение быстро адаптироваться в социуме. Фундамент готовности к взрослой жизни закладывается в школе и с этим связаны изменения требований к современному образованию в России, которое перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Очевидным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения стала их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новых стандартах объектом стандартизации стало не содержание образования, ориентированное на достижение относительно частных предметных образовательных результатов, а система требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным. Главной формой организации учебного процесса по-прежнему остаётся урок, но урок новый, современный, в ходе которого учитель должен научиться использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников, учесть изменение цели и содержание образования, следовательно, использовать новые средства и технологии обучения.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок учебных предметов в школе. ИКТ становятся неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, то есть полезность урока для развития каждого ребёнка.

Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении

Проблемам использования компьютерных технологий в учебной деятельности посвящены работы И.Б. Горбуновой, С.В. Панюковой, И.В. Роберт и других.Теоретическим фундаментом для всех последующих исследований являются работы А.П. Ершова. Ему принадлежит лозунг начала 80-х годов «программирование – вторая грамотность». В начале 90-х годов ХХ века в нашей стране появляется Концепция образования, которая формулирует «… отправные положения начинающегося процесса перестройки образования в условиях информатизации общества». В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда использование ИТ становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, информационной технологии обучения становятся всё более актуальными. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.

Сегодня под информационно-коммуникационными технологиями мы понимаем систему способов, приемов и методов работы с информацией, применение которых обеспечивает решение центральных задач обучения и воспитания. В урочной, внеурочной и внеклассной деятельности с учащимися  применяются такие формы ИКТ – технологий, как: презентации, интерактивные тесты, работа по поиску информации в Интернете, подготовка проектов, применение готовых электронных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов. Использование  ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет: активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время; сохранять устойчивый интерес к предмету; моделировать и визуализировать сложные процессы и явления, рассматриваемые на уроках по разным предметам; обучающимся заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет; развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у обучающихся.

В результате использования в преподавании этой технологии у обучающихся происходит активная познавательная деятельность и формируется умение  правильно  отбирать источники информации, находить и преобразовывать  информацию  из различных источников. Обучающиеся овладевают конкретными навыками по использованию технических устройств, развивают способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии. Использование  ИКТ - технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него  учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления.

Практический опыт применения ИКТ-технологии

Патриотическое воспитание современной молодёжи – важнейшее направление деятельности школы. Формирование сознательного патриотизма, основанного не только на пассивном восприятии и без того перегруженного информацией сознания подростка, но и на погружении обучающегося в историческую ситуацию в процессе самостоятельного поиска, отбора, систематизации, анализа информации. Тема Великой Отечественной войны даёт возможность молодым людям обратиться не только к печатным источникам, но и к богатейшим ресурсам фото-, аудио- и видеоархивов, а также ещё сохранилась возможность живого общения с непосредственными участниками этих событий.

Проект «Память поколений. Сталинградская битва» с использованием ИК средств обучения имеет ряд преимуществ перед традиционным уроком, даёт возможность активизировать познавательную деятельность обучающихся, использовать визуальное, аудиовизуальное и видео сопровождение на уроке, осуществлять дифференцированный подход к обучающимся разного уровня готовности к обучению, сохранять высокий темпа урока, обеспечивает эффективную обратную связь между педагогом и обучающимися, позволяет осуществлять оперативный и объективный контроль УУД обучающихся.

Урок построен на основе проектной деятельности учащихся 11 класса в учебных группах по 6 человек, результат которой – целостное представление о Сталинградской битве в ходе ВОв, о восстановлении города в годы войны и в послевоенное время, о мемориальном комплексе «Мамаев курган» в Волгограде – дани памяти и благодарности живущих тем, кто отдал жизнь в 1941 – 1945 годах за независимость нашей Родины и наше счастливое сегодня.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Класс делится на три группы для создания мультимедийных проектных работ на основе письменных исторических источников, кино-, видео- и фотоматериалов. В группах распределяются и закрепляются за участниками функциональные роли участников процесса, но одно из главных условий – все участники группы должны быть готовы заменить друг друга на завершающем этапе в процессе презентации проекта. В ходе подготовительной работы одиннадцатиклассники актуализируют знания, полученные в 9 классе, изучают дополнительные источники информации по теме, осуществляя отбор необходимого материала. Роль учителя – руководство проектом, отслеживание его этапов, консультирование.

Группа

Задание

I

Изучение событий августа 1942 – февраля 1943 г. как составной части Великой Отечественной войны

II

Виртуальная экскурсия в сопоставлении по военному Сталинграду и современному Волгограду

III

Виртуальная экскурсия по мемориальному комплексу “Мамаев курган”



Активная роль учителя в ходе проекта сведена к минимуму. Мотивация интереса класса к проблеме, организация совместной работы с библиотечно-информационным центром Лицея, помощь в организации групп, разъяснение принципов коллективной деятельности и правил проведения урока. В ходе самого урока основная задача учителя – регулирование хода урока, активизация процесса обсуждения итогов работы.

РАБОТА ГРУПП НА УРОКЕ

Каждой группе предоставляется около 10 минут для представления проекта. Участники, входящие во 2 и 3 группы по завершении выступления получают возможность задать вопросы, выдвинуть предложения по работе группы 1 и т.п. После этого идёт выступление групп 2 и 3 поочерёдно.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем цикл уроков и мероприятий, посвящённых Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Сегодня мы обращаемся к такому важному событию, как Сталинградская битва, которая стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной и II Мировой войны. Перед нами стоит задача вспомнить основные события этой великой битвы, дать оценку героизму не только бойцов, отстоявших город на Волге, но и тех людей, которые в тяжелейшие годы изгнания фашистов с территории нашей Родины начали восстановление города, практически стёртого с лица земли, тех, кто изо дня в день, вплоть до сегодняшнего, сохраняет и передаёт память об этом Подвиге великого народа. К этому уроку мы с вами готовились поэтапно, и сегодня нам предстоит обобщить ту работу, которую вы выполняли в учебных группах в рамках проектной деятельности.

I группа

Материал учебного пособия дополняется письменными историческими источниками, кино- и фотоматериалами.

II группа

Экскурсия строится на эффекте фотодокументального сопоставления города, разрушенного в ходе уличных боев, и его современного облика, в котором ярко видна живущая память поколений, сохраняющих и передающих через каждый дом, каждую улицу, каждый памятник героям войны чувство искреннего признания и благодарности за наш сегодняшний день, за право жить и быть счастливыми.

III группа

Экскурсия по мемориальному комплексу “Мамаев курган” подкрепляется рассказом о каждом монументе. Особое внимание хочется обратить на то, что комплекс развивается – в 1993 г. Патриарх Алексий освятил на Мамаевом кургане место для строительства храма, в котором люди могут сегодня, вспоминая родных, отдавших силы, здоровье и жизнь в тылу и на всех фронтах Великой Отечественной, поставить свечу в их память.

В завершении работы каждой группы отводится время для ответов на вопросы, возникающие у одноклассников в процессе знакомства с материалом.

Завершающий этап урока – подведение итогов работы класса в целом: достижение главной цели проекта – создание целостного представления о месте, значении и роли Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны, о беспрецедентном героизме всех защитников города на Волге: генералов, солдат, тружеников заводов и жителей города.

Домашнее задание:
  1. Почему именно Сталинградская битва, а не битва за Москву, стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

  2. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения на предложение КПРФ вернуть Волгограду название “Сталинград”.

Материалы к уроку

(фрагмент выступления группы 1)

В пламени Сталинградской битвы – величайшей в истории мировых войн – родилась победа нашего народа в Великой Отечественной войне! Победа пришла благодаря единству всех – от мала до велика, на фронте и в тылу. Победа под Сталинградом – это поистине всенародная Победа.

Николай Максюта



УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
о вручении городу-герою Волгограду ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”

За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Волгограда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. вручить городу-герою Волгограду орден Ленина и медаль “Золотая Звезда”.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР А. МИКОЯН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ
Москва, Кремль, 8 мая 1965 г.



...Когда идешь по Волгограду, невольно обращаешь внимание на гранитные постаменты с танковыми башнями. Каждая из них установлена на месте ожесточенных сражений за город. Здесь проходила передовая линия обороны Сталинграда, тот последний рубеж, дальше которого враг не смог сделать ни шага вперед. Именно с этого рубежа советские воины перешли в известное всему миру наступление.

Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием второго фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду. 17 июля 1942 года части 62-й Советской армии вошли в соприкосновение в излучение Дона с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала Паулюса.

Началась Сталинградская битва. В ходе тяжелых боев советские войска, проявив стойкость и героизм, сорвали замысел врага овладеть Сталинградом с ходу. С 17 июля по 17 августа 1942 года немцам удалось продвинуться не более чем на 60-80 км. Но все-таки враг, пусть медленно, приближался к городу. Немцы форсировали Дон. Наступил трагический день 23 августа 1942 года, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. Навстречу танкам был брошен заслон из рабочих батальонов и частей НКВД. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда.

Октябрь 1942 года. Защитники Сталинграда непреклонно удерживали город. В руках немцев находились Мамаев курган, выходы к Волге в районе тракторного завода и в районе устья Царицы. Но немецкие войска 6-й армии Паулюса так и не смогли овладеть всей территорией Сталинграда. Сталинград теперь стал “адом” для их солдат и офицеров, терявших здесь последние остатки боевого духа. День ото дня возрастал, напротив, пыл уцелевших защитников города, воодушевлённых надеждой на близкий перелом в ходе борьбы и гордостью за совершаемый ими подвиг.

Последнее наступление Паулюс начал 11 ноября 1942 года. Ему удалось в последний раз поколебать оборону защитников города, но и тогда он не смог достичь окончательных результатов.

К этому времени в Ставке Верховного Главнокомандования уже был разработан план наступательной операции, который получил название “Уран”. В первой половине ноября 1942 года к Сталинграду были стянуты крупные силы советских войск, переброшены огромные потоки военных грузов.

19 ноября 1942 года, полностью использовав эффект внезапности, советские войска начали наступление, в ходе которого уже на пятый день операции было блестяще завершено окружение крупной группировки противника общей численностью свыше трёхсот тысяч человек. 10 января 1943 года войска Донского фронта приступили к окончательной ликвидации противника. 24 января 1943 года Паулюс доносил в гитлеровскую ставку: “Ввиду вклинения противника на многих участках фронт разорван… дальнейшая оборона бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых людей прошу немедленно дать разрешение на капитуляцию”. Ответная радиограмма пришла на следующий день: “Запрещаю капитуляцию! — отвечал Гитлер. — Армия должна удерживать свои позиции до последнего человека и до последнего патрона”. Утром 31 января 1943 года над полуразрушенными стенами универмага, где располагался штаб Паулюса, гитлеровцы подняли белый флаг. Несколько воинов 138-й мотострелковой бригады во главе с капитаном Ф.М.Ильченко прошли через площадь, спустились в подвал универмага и здесь узнали о готовности противника капитулировать. 2 февраля 1943 года около 100 тысяч из 330 тысяч окруженных сдались в плен.

В 1942 – 1943 годах в Сталинграде было положено начало коренному перелому во второй мировой войне, разгрому фашизма. Тысячи и тысячи наших соотечественников – простых, дорогих, любящих и любимых – не пощадили себя, кровью своей, жизнью своей отстояли этот город на Волге, нашу будущую Победу, наш Мир. Сам город на Волге, каждая улица, дом хранят память об этом.

Памятники, посвящённые Сталинградской битве:

  1. Танковые башни – рубеж обороны города.

  2. Проспект имени Ленина – центральная магистраль Волгограда, построенная после войны; у моста через речку Царицу, в глубокой штольне помещался штаб Сталинградского фронта до середины октября1942 г.

  3. Центральный универмаг: в его подвале был пленен фельдмаршал Паулюс.

  4. Площадь Павших борцов: в дни битвы на площади развернулись ожесточенные сражения. Сегодня в почетный караул у Вечного огня встают юные граждане города.

  5. Каждый дом был крепостью: знаменитый Дом Солдатской славы, отмеченный на личной карте Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я. Ф. Павлова и лейтенанта И. Ф. Афанасьева. 58 дней они отбивали атаки врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт.

  6. Руины старой мельницы: они оставлены в центре города как суровая память войны. Это единственное здание в центре города, которое не тронула рука строителя. В дни Сталинградской битвы здесь находился командный пункт батальона одного из полков героической 62-й армии.

  7. Сталинградские заводы, которые не прекращали выпускать танки даже под огнем противника: по территории Волгоградского тракторного завода “Красный Октябрь” проходила линия обороны. Отсюда в 1943 году на Курскую дугу была отправлена колонна танков, на башнях которых было написано: “Ответ Сталинграда”. Упорные бои шли и в районе завода “Баррикады”. Здесь сражалась дивизия полковника Людникова И. И. Окруженная с трех сторон, прижатая к Волге, по которой шел ледоход, она, не имея патронов, хлеба, отбила все атаки врага. “Островом Людникова” назвала история эту узкую полоску берега, которую противнику так и не удалось захватить.

  8. Стенка соляной пристани с выбитой на камне надписью: “Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева, выстояв, они победили смерть”.

В Волгограде много исторических мест, связанных с великой битвой на Волге. Но ключевой позицией сражения за Сталинград по праву считается Мамаев курган, названный в 1942-1943 гг. Главной высотой России. Здесь шли самые ожесточенные и кровопролитные бои. Именно здесь 26 января 1943 года соединились войска Донского фронта и легендарной 62-й армии, расчленив окруженную группировку гитлеровцев на две части. Первым прорвался через линию обороны врага советский танк Т-34. Теперь он стоит как памятник на месте исторической встречи наших войск. 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт мемориал — памятник защитникам Сталинграда, созданный авторским коллективом под руководством народного художника СССР Е.В.Вучетича. И сейчас бесконечен людской поток на Мамаевом кургане.

Полный текст: «Память поколений. Сталинградская битва» http://festival.1september.ru/articles/517952/

Мультимедийная презентация:

http://multiurok.ru/baych/files/proiekt-pamiat-pokolienii-stalinghradskaia-bitva.html

Вывод

Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении является актуальной задачей для преподавателя, так как наша цель –сформированные компетентности: информационные, коммуникативные и др. Сегодня важно не столько наполнить сознание обучающегося набором знаний по предмету, сколько сформировать своего рода путеводители, которые позволят молодому человеку встроиться в современное динамичное общество. ИКТ-технология соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и подлежит использованию в современной российской школе.

Список литературы.

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином, 2009

  2. Роберт И.В. , Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М:Школа-Пресс, 2010

  3. «Первое сентября». История. 2007 год, № 22, 16-30 ноября

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

  5. Сухов В.В. «Современные педагогические технологии в обучении истории»// Лекционный курс

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897

  7. http://festival.1september.ru/articles/560348/

  8. http://www.openclass.ru/node/331739

  9. http://www.iiorao.ru/iio/pages/scient_sch/rukovod/robert/