СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикоориентированные задания по формированию финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре организаторов уроков по финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Практикоориентированные задания по формированию финансовой грамотности»

Практикоориентированные задания по формированию финансовой грамотности


В 2018 году на курсах для учителей истории в РИРО на последнее занятие пришли сотрудники Рязанского отделения Главного управление Банка России по ЦФО. Их задачей было обсуждение с педагогами проекта ЦБ по онлайн урокам финансовой грамотности. Уроки уже шли несколько лет и сотрудники Банка готовы были дать объяснения сложных вопросов и услышать наши замечания. Но конструктивного диалога не получилось. Одна из коллег буквально не давала слова сказать нашим собеседникам, утверждая, что весь курс онлайн уроков нацелен на внушение детям мысли о том, что жить в кредит – это нормально. В перерыве некоторые слушатели курсов попытались её успокоить. Вот тут и выяснилось, что тема отношения с кредитными организациями для неё более, чем болезненная, так как она

  1. Взяла большой кредит на свадьбу сына.

  2. Оказавшись в трудной ситуации, рефинансировала его через МФО.

  3. Слишком поздно поняла, что пропустила добрую половину условий договора с этой организацией.

  4. И теперь её долг составляет совершенно неподъёмную для неё сумму и растёт с каждым днём.

На всём протяжении курсов эта женщина проявляла себя как специалист, отлично знающий своё дело. Не приходилось сомневаться, что теоретические знания о финансовых организациях у нее есть. А вот на практике она оказалась беспомощной.

Я вспомнила эту ситуацию, когда «в руки» мне попала книга белорусского автора Евгении Блискавки «Дети и деньги». Написанная легким языком, она по сути является одновременно и учебником, и рабочей тетрадью с очень жизненными задачками. Шаг за шагом она учит ребят решать повседневные задачи, связанные с финансами. Задания из этого пособия я использовала 2 года назад, когда вела внеурочный курс по финансовой грамотности.

Одно из первых заданий предлагает ребятам выяснить, в чём заключается работа их родителей и сколько они за неё получают. Как оказалось, не все пятиклассники осведомлены, чем их родители заняты на работе и сколько стоит час их труда.

Глава, посвященная истории денег и их видам, содержит задание по проверке подлинности купюр.

Изучение темы «Семейный бюджет» начинается с обсуждения обязательных и желательных трат. Ребята получали задание вместе с родителями составить список обязательных трат их семьи. Отмечу, что конкретные значения этих трат были непроверяемой частью задания. Тем не менее, ребята, которые были мотивированы разобраться в изучаемых вопросах, их прописывали.

Самой большой статьёй обязательных расходов является покупка продуктов. Следующим заданием было составление базового списка продуктов и сравнение цен на них в местных магазинах. Дети сделали вывод, что, если приходится покупать продукты в своем селе, то лучше потратить немного больше времени, но пройти по всем трём местным магазинам, благо расположены они не так уж далеко друг от друга.

На занятии, посвященном коммунальным услугам, ребята составляли памятку экономного жильца. При обмене записанными рекомендациями объединили идеи. Оказалось, что даже известные приемы экономии ребята и их родители соблюдают не всегда. А вот когда они записаны, выполнять их легче.

На выполнение следующего задания терпения хватило не у всех. Нужно было в течение 2 недель контролировать расходы на покупки. Первая неделя должна была проходить в режиме, привычном для семьи, а на второй неделе походу в магазин предшествовало составление списка покупок. Конечно, список не гарантирует полного отказа от спонтанных покупок, но, по словам ученицы, которая вместе с мамой прошла данный квест, во вторую неделю траты оказались меньше примерно на 1,5 тыс. руб.

Вершиной этого пути было составление семейного бюджета. По понятным причинам я не стала давать задание на работу с реальными доходами и расходами конкретных семей. Мы просто немного поиграли в семейный совет по утверждению нескольких уровней бюджета гипотетической семьи.

Сейчас я веду занятия по финансовой грамотности в 9 классе. Почти все ребята в классе имеют собственный доход. На одном из первых занятий обсудили тему «Личный финансовый план». Ребята получили задание составить краткосрочный финансовый план.

С этим заданием было связано следующее: провести мониторинг предложений банков по депозитам и определить наиболее выгодное для себя. Для выполнения задания ребята использовали сайт банки.ру.

В заключение хотелось бы отметить, что экономика и финансовая грамотность не совсем одно и то же. Не всем моим ученикам придется планировать прирост ВВП или вычислять внешнеторговое сальдо. А вот умение решать повседневные финансовые задачи так, чтобы оптимизировать свои расходы и принимать взвешенные решения, касающиеся денег, необходимо каждому из нас.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!