1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 38 часов по теме(8 урок) |
Тема урока | Сложение и вычитание десятичных дробей |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты(по ПРП): |
Личностные проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики установка на активное участие в решении практических задач математической направленности способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению овладение простейшими навыками исследовательской деятельности признание своего права на ошибку и такого же права другого человека приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; . |
Метапредметные Познавательные: освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий обосновывать собственные рассуждения выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления Коммуникативные: ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения представлять результаты решения задач понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач Регулятивные: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. |
Предметные : - выполнять арифметические действия с десятичными дробями, - выполнять прикидку и оценку результатов вычислений , - распознавать истинные и ложные высказывания о дробях приводить примеры и контрпримеры - решать текстовые задачи ,приводить .разбирать, оценивать различные решения - критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль ,находить ошибки. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):десятичная дробь ,сравнение десятичных дробей разряды .знаменатель. числитель. Целая и дробная части, сложение и вычитание дробей. |
Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)Учебник Математика 5 класс ,Виленкин ,Н,Я,;В,И, Жохов.А,С. Чесноков ,мультимедийный проектор. компьютер. экран, карточки с заданиями .мультимедийная презентация |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Учитель приветствует ребят, настраивает на работу: « Посмотрите на экран» Личностные: -установка на активное участие в решении практических задач математической направленности -способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических задач, решений, рассуждений Метапредметные: Познавательные: -выбирать способ решения учебной задачи -прогнозировать вазможное развитие процесса, а также выдвигать предложения о его развитии в новых условиях. Коммуникативные: - высказывать идеи ,нацеленные на поиск решения, сопостовлять свои суждения с суждениями других Регулятивные: -самостоятельно составлять алгоритм решения задачи с учетом собственных возможностей Предметные: -решать текстовые задачи .содержащие дробные данные ,в том числе задачи из реальной жизни. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Фронтальный опрос (Гимнастика ума) В какой большой теме мы сейчас с вами работаем? (Десятичная дробь) Что такое десятичная дробь (дробь у которой знаменатель равен десяти, ста, тысячи и т .д) Из чего состоит десятичная дробь?(Из целой и дробной части) Как называют разряды десятичной дроби, стоящие справа от запятой (десятая, сотая ,тысячная и т.д.) Что мы умеем делать с десятичными дробями? (записывать, сравнивать) Прочитайте дроби: 5.3;0.538,164,53:89,123; 1,235. Назовите: целую и дробную часть числа в порядке возрастания. убывания уравняйте количество знаков после запятой а)3,5и 5.68 б)7 и 4.25 в)9.36 и 4.528 |
Личностные : готовность к повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки. Метапредметные: Познавательные уметь выявлять и формулировать определения понятий выбирать ,анализировать. систематизировать информацию Коммуникативные: ясно ,точно, грамотно выражать свою точку зрения давать пояснения по ходу решения задачи Регулятивные: владеть способами самопроверки ,самоконтроля и результата решения математической задачи Предметные: решать задачи ,связанные с десятичной дробью. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Посмотрите пожалуйста на экран Можете ли вы выполнить это задание? Почему возникли затруднения? (не умеем складывать десятичные дроби) Что нам нужно еще знать. чтобы ответить на этот вопрос?(научиться складывать и вычитать десятичные дроби) Значит тема нашего урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей.» Открыли тетради и записали тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей» Какова же цель нашего урока ,чему мы должны научиться? Цель урока: ознакомиться с приемами выполнения сложения и вычитания десятичных дробей, научится решать задачи, подобные данной. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Как вы думаете какой теорией можно воспользоваться ,чтобы сложить десятичные дроби? Правильно, сложением смешанных чисел, т.е сначала переводим числа в смешанную дробь, а потом складываем. А теперь попробуем сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей. Работа в парах .На столе лежит алгоритм сложения и вычитания дробей,нужно проанализировать и расположить в том порядке,в катором считаете правильным а затем сранить его с данным на экране (на экране правила). Работа с учебником;№363 Выполните сложение;а)0,769+42,389 б)5,8+22.191 Выполните вычитание:а)9,4-7,3 б)6,6-5,99 Ученики работают по очереди у доски и проговаривают правило. Личностные: -установка на активное участие в решении практических задач математической направленности -готовность к повышению уровня своей компетентности через уменик учиться у других людей Метапредметные: Познавательные - выбирать, анализировать ,систематизтровать и интерпретировать информацию: -прогнозировать возможное развитие процесса,а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях Коммуникативные: -высказывать идеи. нацеленные на поиск решения. сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога -учавствовать в групповых формах работы. Регулятивные: -самостоятельно составлять алгоритм решения задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей Предметные: -выполнять вычисления с использованием правила сложения и вычитания дробей -решать задачи с дробями ,в том числе задачи из реальной жизни |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Итак. мы с вами разобрали правило сложения и вычитания десятичных дробей .Попробуем применить эти знания при решении задач из учебника №365. С одного участка собрали 95,37т зерна, а с другого-на16.8т больше . Сколько тонн собрали с двух участков ? (207.54т) №367 От куска провода длиной 30м отрезали 4.75м Сколько метров осталось?(25.25м) Личностные: -способность к восприятию математических задач -.готовность приобретать в совместной деятельности новые знания ,навыки Метапредметные: Познавательные: -выбирать способ решения учебной задачи Коммуникативные: -высказывать идеи. нацеленные на поиск решения Регулятивные: -самостоятельно составлять алгоритм решения задачи с учетом имеющихся ресурсов. Предметные: - выполнять вычисления с использованием правил. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д ) |
Ребята, помните в начале урока вы не знали как ответить на вопрос? Давайте снова вернемся к этому заданию и попробуем исправить ошибку ..(задание :»Исправьте ошибку».)(1.3) Аргументируйте собственное мнение. Отработаем правила сложения и вычитания дробей ,решим №369 (1ст .) из учебника. а)7.8+6,9 в)8.1-5.46 и)1-0,999 б)129+9,72 г)96,3-0,081 к)425-2,647 Двое учеников у доски, остальные на месте проверяют, исправляют .проговаривая правило. Личностные: - готовность к повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность. - умение учится у других людей .приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки. Метапредметные: Познавательные: -выбирать способ решения учебной задачи - выбирать. Анализировать .систематизировать информацию Коммуникативные: - ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения -давать пояснения по ходу решения задачи . коментировать полученный результат Регулятивные: - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. - владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи. Предметные: - выполнять вычисления с использованием правил сложения и вычитания десятичных дробей - решать задачи, связанными с дробями. в том числе из реальной жизни.. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Работа в парах: 1. Решите задачу: Для упаковки продуктов в магазине имеются пакеты, выдерживающие массу 5кг.10кг.12кг. Какой из пакетов нужно выбрать. чтобы упаковать1.2кг яблок?0,7кг мандарина и 2,9 кг слив. (Ответ4,8 кг. В пакет 5кг) 2. Личностные: - установка на активное решение практических задач математической направленности - готовность применять математические знания в интересах своего здоровья - способность к эмоциональному и эмоциональному и эстетическому восприятию математических задач .решений .рассуждений Метапредметные: Познавательные - выбирать способ решения учебной задачи; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию Коммуникативные: - ясно. точно .грамотно выражать свою точку зрения, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога Регулятивные: - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей: Предметные: - выполнять вычисления с использованием правил сложения и вычитания десятичных дробей -решать задачи ,используя десятичные дроби в том числе задачи из реальной жизни. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Ребята, тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» очень важная тема, поэтому такие задания я включены в ОГЭ, который вам предстоит сдавать в 9 классе. Давайте рассмотрим некоторые из них. Задания ОГЭ №6 (открытый банк заданий ФИПИ) Найдите значения выражений: 5.7-7,6 3,8+2,9; 4,4-1,7 Личностные: - готовность к повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность. в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки. Метапредметные: Познавательные: - выбирать способ решения учебной задачи; - выбирать, анализировать, систематизировать информацию. Коммуникативные: -высказывать идеи ,нацеленные на поиск решения - грамотно выражать свою точку зрения ,давать пояснения по ходу решения .коментировать полученный результат Регулятивные: - владеть способами самопроверки .самоконтроля процесса и решения математической задачи Предметные: - выполнять вычисления с использованием правил сложения и вычитания дробей. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Текст 1 «Наша древняя столица» Современная Москва – большой красивый многолюдный город. Но когда-то она была маленьким поселением. Впервые Московское поселение упоминается в летописи в 1147 году в связи с именем сына Владимира Мономаха – ростовосуздальского князя Юрия, прозванного Долгоруким. Принято от этой даты отсчитывать возраст нашей столицы, но археологические раскопки показали, что уже в XI веке, лет за сто до рождения Юрия Долгорукого, в месте впадения реки Неглинки в Москву–реку стояло селение с небольшим укреплением. Укреплённая часть называлась КРЕМЛЁМ и размещалась на высоком Боровицком холме (от нынешних Боровицких ворот до Государственного Кремлёвского дворца). В Кремле стояли дружины, охраняющие подступы, за стенами крепости укрывались горожане. Город быстро рос, и князь Юрий приказал построить новый 20 Кремль. Московский Кремль XI века занимал площадь 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком, была на 75000 м2 больше, а длина стен Кремля при Юрии Долгоруком была 1 200 м. Самые страшные испытания обрушились на Москву в 1238 году, когда под её стены пришли полчища хана Батыя. Москвичи укрылись за стенами Кремля и самоотверженно защищали город, но отстоять его не сумели. Шли годы, и Москва, уничтоженная Батыем, вновь отстроилась и выросла. Она была завещана Александром Невским сыну Даниилу как отдельное княжество. При преемниках князя Даниила, его сыновьях – Юрии (1303–1325) и Иване I (1325–1341) по прозвищу Калита (мешок с деньгами) размеры Московского княжества возросли. Иван Калита стал украшать город: построил Успенский и Архангельский соборы, церковь–колокольню Ивана Лествичника и храм Спаса. Длина стен Кремля стала на 0,47 км больше, чем прежде, и площадь Кремля увеличилась на 10,9 га. Задание 1/1 Какой длины были стены Кремля, возведённого Иваном Калитой? Какая площадь была у Кремля? Ответ: 19,9 га – площадь Кремля; 1,67 км – длина стен Кремля при Иване Калите. 75000 м2 : 10000= 7,5 га 1200 м : 1000 = 1,2 км 1) 1,5 га + 7,5 га +10,9 га = 19,9 га 2) 1,2 км + 0,47 км = 1,67 Личностные: -установка на активное участие в решении практических задач математической направленности; - готовность к повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность. Метапредметные: Познавательные: -выбирать способ решения учебной задачи; -выбирать, анализировать. систематизировать и интерпретировать информацию; Коммуникативные: -ясно. точно .грамотно выражать свою точку зрения, давать пояснения по ходу решения задач, комментировать полученный результат; -высказывать идеи ,нацеленные на поиск решения Предметные: -решать задачи с дробными числами, в том числе из реальной жизни. -выполнять вычисления с использованием изученных правил. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону На партах перед вами лежат карточки с заданиями по уровню усвоения материала. Каждый из вас выбирает по своему усмотрению задания. 1 группа (базовый) на оценку «4» 2 группа (повышенный) на оценку «5». В вашем распоряжении 5 минут. Проверяем задания по слайду. 1 группа (базовый) | 2 группа (повышенный) | 1.Выполни действие: а) 3,5+12,3 б) 0,12+0,28 в) 10,7-0,3 г) 6,8-4 2. Собственная скорость катера 7,5 км/ч. Скорость течения реки 2,6км/ч. Найдите скорость катера по течению реки и против течения. | Выполни действие: а) 18,4+6,15 б) 0,64+0,018 в) 85,1-3,07 г) 9-4,52 2. Скорость катера по течению реки 16, 3 км/ч, а скорость течения реки -2,6 км/ч. Найдите собственную скорость и его скорость против течения . | Личностные: -установка на активное участие в решении практических задач математической направленности; - готовность к повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность. Метапредметные: Познавательные: -выбирать способ решения учебной задачи; -выбирать, анализировать. систематизировать и интерпретировать информацию; Коммуникативные: -ясно. точно .грамотно выражать свою точку зрения, давать пояснения по ходу решения задач, комментировать полученный результат; -высказывать идеи ,нацеленные на поиск решения Предметные: -решать задачи с дробными числами, в том числе из реальной жизни. -выполнять вычисления с использованием изученных правил. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Класс делится на 2 группы и выполняют свою работу. Карточка №1 Карточка №2 1,Выполните действия:2,145+3,01(5,155-Д) 1,Выполните действия:35.85+4,971(40.821-Ш) 105.11-8.7(96,41-У) 125,19-78,5(46.69-А) 2. Решите уравнения: 1-х=0,89(0,11-Ш) 2.Решите уравнения: х-0.07=1.5(1,57-Л) х+15,35=19,4(4,05-И) 9-у=1.5 (7,5-Ф) 3.Впервый день продали12.52м ткани, а во второй день еще 19.м. 3.Ученики4 класса собрали 215,7 кг металлолома,а пятого на 5,8 кг больше. Сколько ткани продали за два дня?(32,22м-Ц) Сколько металлолома собрал 5 класс?(221.5кг=Е) 4.Масса двух кочанов капусты 10,67кг,а одного из них5,29кг. 4.Выберите из данных чисел самое большое:0.0082;0.037;00.0044 Какова масса другого кочана?(5,58кг-А) 0840.0091;,0.072 (0.08-Й .) К каждому заданию формируются четкие критерии ,по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы. А мы смотрим на экран и проверяем вместе При правильных ответах должно получиться слово .(можно дать задания детям :подготовить доклады) Личностные: готовность к повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность Метапредметные: Познавательные: - выявлять и характеризовать существенные признаки математических понятий, формулировать определение понятий - выбирать способ решения учебной задачи. Коммуникативные: - грамотно выражать свою точку зрения: - учавствовать в групповых формах работы Регулятивные: - владеть способами самопроверки ,самоконтроля процесса и результата решения математической задачи. Предметные: - выполнять вычисления с использованием правила сложения и вычитания дробей. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Дополните предложения: Я понял(а)…. Я узнал(а)….Я научился(ась) Я помогал(а) другим….Было интересно….Было трудно… Личностные: -способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических задач. решений, рассуждений. -готовность учиться у других людей приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки. Метапредметные: Познавательные: -выбирать .анализировать. систематизировать и интерпретировать информацию -выбирать способ решения учебной задачи Регулятивные: -самостоятельно составлять алгоритм решения задачи с учетом имеющихся собственных возможностей -владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи. Предметные: -решать задачи. используя правило сложения дробей. в том числе из реальной жизни. -выполнять вычисления с использованием правил0 сложения и вычитания дробей.. |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
1группа-№405(1ст) №406(1ст) 2группа-№405(2ст) №406(2ст) Личностные: -установка на активное участие в решении практических задач математической направленности. -готовность к повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность. Метапредметные: Познавательные: -выбирать .анализировать. систематизировать и интерпретировать информацию -выбирать способ решения учебной задачи Регулятивные: -самостоятельно составлять алгоритм решения задачи с учетом имеющихся собственных возможностей -владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи. Предметные: -решать задачи. используя правило сложения дробей. в том числе из реальной жизни. -выполнять вычисления с использованием правил0 сложения и вычитания дробей.. |