СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум детско-родительских отношений

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум позволяет скорректировать детско-родительские отношения и повысить родительскую компетентность в воспитании детей и подростков.

Просмотр содержимого документа
«Практикум детско-родительских отношений»

Практикум по гармонизации детско-родительских отношений

«Я тебя понимаю!»

Цель: создание условий для установления позитивного взаимодействия между детьми и родителями, осознание ролевых функций членов семьи, находящихся в социально опасном положении, мотивация участников тренинга на социально значимые семейные ценности; профилактика семейного неблагополучия.

Задачи мероприятия:

1. Формировать у участников культуру общения между родителями и детьми.

2. Способствовать установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с ребенком.

3. Расширять возможности взаимопонимания между детьми и родителями.

4. Развивать у родителей умения эффективной коммуникации, направленной на установление контактов с окружающими людьми, создание интереса, определённой мотивационной направленности мероприятия.

5. Создать условия для раскрытия потенциальных возможностей участников тренинга (познать себя, свои возможности, увидеть себя глазами других, раскрепоститься, снять психологические барьеры).

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Обозначить начало тренинга, позитивный настрой участников.

Психолог: Добрый день, уважаемые родители и ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы немного поговорить, поиграть и лучше узнать друг друга. Мы надеемся, что вы будете активно работать, и у вас сохранится прекрасное настроение (ответы детей).

Упражнение «Давайте познакомимся»

Сейчас каждый из вас по очереди назовет своё имя, и скажет, что ценное в отношениях есть в вашей семье.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Психолог: а сейчас я предлагаю поиграть и поближе познакомиться. Вы согласны? Обычно люди здороваются с помощью речи, они говорят: «Здравствуйте» или «Добрый день». Сейчас мы будем здороваться необычным способом. Для этого под музыку вы можете передвигаться по помещению. По моему сигналу здороваетесь с участниками предложенным способом. Начали!

(игроки передвигаются хаотично. Поздоровайтесь за руку. Поздоровайтесь плечами, носами, бедром, ушами, коленками, ногами.).

РАЗМИНКА.

Упражнение «Мамино ожерелье».

Психолог: сейчас каждый из вас будет исполнять определенную роль. Дети будут бусинками, а их родители – ювелирами. Дети представьте, что вы – мамино ожерелье, которое состоит из бусинок. Каждый из вас - красивая бусинка. Бусинки переливаются разными цветами. Давайте возьмемся за руки. Ожерелье крутится вокруг маминой шеи.

(Дети кружатся по кругу в одну сторону, потом в другую).

Психолог: но вот ниточка порвалась и, ожерелье рассыпалось.

(Дети хаотично передвигаются по помещению).

Психолог: каждый ювелир берет за руку свою «бусинку», своего ребенка, тот берет за руку другого человека, пока не получится одно ожерелье. Уважаемые ювелиры, вот мы и собрали мамино ожерелье, давайте полюбуемся им!

ОСНОВНОЙ ЭТАП. Краткая теоретическая часть.

Вопрос к детям и взрослым: а что же такое семья?

(ответы детей. Затем отвечают взрослые, что для них означает слово «семья»).

Психолог: семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Вопрос к детям: а как вы считаете, для чего человеку семья? (ответы детей).

Психолог: уважаемые родители, в процессе общения с вами ребенок формируется как личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача: способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

- Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

• Дети должны быть для нас, прежде всего, не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.

• Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны (обусловленная любовь), это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

• Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены и от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

• Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

Психологи советуют мамам и папам (рекомендации психологов):

• Для установления взаимосвязи с детьми, для того, чтобы найти с ними общий язык, - СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.

• Для ребенка ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.

• Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ в то, что ребенок хочет, ВСЛУШАТЬСЯ В ЕГО СЛОВА.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение “Семейный герб и девиз ”

Материалы: бумага, краски, кисточки, вода, фломастеры, карандаши цветные и простые, ластик.

-С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.


Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.

После завершения работы идет обсуждение.

Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем , что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.


Упражнение “Слепой и поводырь”

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.



Психолог: сегодня мы с вами поиграем в ролевую игру «Друг другу навстречу». У каждой семьи есть свой дом (показывает направо, налево, где полукругом стоят стулья) и есть своя продуктовая корзина, куда мы будем складывать призы за выигрыш в каждом конкурсе.

(Разбивка участников на команды-семьи, распределение ролей в семье)

Психолог: ребята, скажите, пожалуйста, что нам нужно сделать, для того, чтобы начать игру. (Рассуждения детей).

Психолог: правильно! Нам нужно распределить роли. Для нашей игры нам нужны: мама, папа, дочка, сынок, бабушка, дедушка.

(Дети выбирают маму, папу, детей, бабушку, дедушку и обосновывают свой выбор).

Психолог: молодцы, роли распределили. А теперь, посмотрим, какая семья быстрее войдет в образ! Вам необходимо примерить свой образ. В корзинке лежат костюмы семьи: раз, два, три, четыре, пять – образ новый показать!

(семьи примеряют образ, используя костюмы из сюжетно-ролевой игры «Семья»)

Упражнение «Интервью»

Психолог: а сейчас ребята к нам в гости приехал корреспондент с телевидения. Он хочет взять у каждой семьи интервью: будет задавать вопросы, а мы с вами будем отвечать.

(Корреспондент подходит к каждой семье и задает вопросы и взрослым, и детям; упражнение может быть построено по другой схеме. Ребенок- корреспондент вызывает кого-то из родителей в круг и задает вопросы, касающиеся личности ребенка.)

Вопросы:

- Как вас зовут?

- Сколько вам лет?

- Где вы живете?

- Как вы считаете у вас дружная семья?

- Чем любите заниматься в свободное время?

- Кем хотите стать, когда вырастите? И т.д.

(Далее идет обсуждение упражнения).

Психолог: на какие вопросы было отвечать труднее, на какие легче.

(Ведущий подводит итог, отмечает, что все люди разные, у каждого свои интересы, свои увлечения, свои мысли).

- Спасибо всем за интервью. Мы всё больше узнаем друг о друге. Но так как, мы живем в обществе, ходим в детский сад, посещаем культурные мероприятия, мы общаемся между собой. Поэтому необходимо научиться эффективно общаться.

Психолог: итак, мы продолжаем нашу игру.

Роль мамы - Выявление роли мамы.

Вопрос к детям: Какое первое слово произносит ребенок? (ответы детей).

Психолог: правильно: мама! Мама – главное слово в жизни каждого человека. Расскажите, какие же они, ваши мамы? Как вы считаете, какую роль в семье играет мама? Что делает мама для своих детей? (Высказывания ребят).

Упражнение «Найди свою маму»

Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники.

Психолог: мама всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли? А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка…. А у мамы такой палочки нет. Впрочем,… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы).

Роль отца. Выявление роли папы.

Вопрос к детям: какие у вас папы? (ответы детей).

Психолог: папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Конкурс «Сделай комплимент своей семье (жене)»

(проводится конкурс среди пап)

Психолог: ребята, а что рассказывают ваши мамы и папы вам перед сном? (Высказывания ребят).

-Сейчас мы проверим ваши семьи на знание сказок. Объявляем следующий конкурс «Кто больше назовет сказок про семью» (проводится конкурс среди семей).

Роль ребенка.

Психолог: жили-были четыре человека, а после них на Земле осталось только два. Раньше считалось, что богатство семьи - это дети. Семья без ребенка – не семья.

Вопрос родителям: уважаемые родители, вопрос к вам: «А зачем семье нужен ребенок?», «Сколько детей должно быть в семье?»

Психолог: каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и больше знают.

Вопрос к детям: поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы детей).

Психолог: ребята, обязательно старших членов семьи надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

Психолог: конечно, семья – это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно.

В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, а, главное – нас любят! Просто любят нас такими, какие мы есть.

Упражнение «Круг общения»

Участники делятся считалкой: «Родители – детки» на два круга. Внутренний круг - «родители» - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – «детки». «Детки» двигаются по часовой стрелке вокруг «родителей» и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

- поздоровайтесь;

- потанцуйте;

- улыбнитесь;

- помиритесь;

- попрощайтесь.

Психолог: а как вы считаете, можно ли нас с вами сейчас назвать одной дружной командой?

Упражнение «Беседа одним карандашом»

Психолог: участники делятся на пары, желательно с тем, с кем еще не были, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

Упражнение «Пирамида»

Психолог: все садятся в круг. Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Расскажите, кого и что вы любите (следуют рассказы). А теперь давайте построим “пирамиду любви” из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами.

Упражнение «Ромашка из ладошек».

Психолог: скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какой из цветков является символом семьи? (ответы родителей).

Психолог: сейчас мы с вами «вырастим» цветок нашей общей большой семьи. Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое имя (детям помогают писать родители). Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из присутствующих.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Подведение итогов, получение обратной связи (шерринг чувств), рефлексия.

(Все участники, взявшись за руки, образуют круг. Психолог предлагает группе поделиться опытом, который они получили за тренинг).


Психолог: прошу всех подойти ко мне. Наша игра завершается, но вначале я бы хотела спросить наших юных участников

Вопрос к детям: ребята, у вас настроение такое же хорошее, как на начало игры? Представьте, что у вас есть по одному желанию. Что бы вы пожелали своим родителям?

Психолог: уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, опытом, который вы получили за тренинг, выразите свое мнение.

Ритуал прощания.

Упражнение «Аплодисменты».

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Психолог: мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

- Дорогие родители и ребята, мы от всего сердца желаем вам, чтобы ваши семьи были любящими и теплыми. Спасибо вам всем за вашу замечательную игру!