Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
ПРАКТИКУМ
для групповой работы
на уроках биологии
5 класс
(по программе И.Н. Пономарёва)
Разработала:
Климова И.А.,
учитель биологии, высшей
квалификационной категории
Чита, 2019г.
число __.__.___
Тема урока: «Методы изучения природы»
Цель урока: Познакомиться с различными методами изучения природы.
Форма урока: Групповая работа
Оборудование: учебник, цветные карандаши, фломастеры, линейка…
Ход работы:
Ознакомьтесь с текстом учебника §3.
Выделите методы используемые учёными для изучения живых организмов.
Ознакомьтесь с правилами выполнения зарисовок на практических работах:
1. Рисовать только на одной стороне листа.
2. До начала зарисовки вверху страницы надо записать название темы, а перед каждым рисунком – название объекта.
3. Рисунок должен отображать форму, а так же соотношение размеров его отдельных частей, но не величину целого объекта.
4. Надписи должны быть по возможности полными, идущие от рисунка линии не должны пересекаться.
Составьте интеллект карту изучения живого объекта (на ваш выбор).
При составлении интеллект карты записывайте (изображайте) предметы, приборы, используемые при изучении объекта. Выполняйте работу на обратной стороне листа.
Используя интернет ресурсы, дополните интеллект карту новейшими методами исследования (изучения поведения, внутреннего строения) объектов.
Оцените работу каждого члена группы, поставив ему (ей) оценку по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
Т
число __.__.___
ема урока: «Методы изучения природы»
Цель урока: Научиться распознавать и применять на практике различные методы изучения природы.
Форма урока: Экскурсия-практика «Описание природного объекта»
Оборудование: ручки, карандаши, линейка
Ход работы:
На территории школы найдите предложенный для описания объект;
Опишите объект по следующему плану:
- название растения
- цвет ствола (стебля);
- наличие и цвет листвы;
- диаметр ствола (стебля);
- какие растения растут рядом;
- используя интернет-ресурсы определите, на каких почвах растёт данное растение.
Запишите полученные результаты (внесите данные в таблицу)
Характеристики | Характеристики объекта | Методы изучения объекта |
Название растения | | |
цвет ствола (стебля) | | |
наличие и цвет листвы | | |
диаметр ствола (стебля) | | |
какие растения растут рядом | | |
на каких почвах растёт данное растение | | |
Сравните результаты своей группы, с результатами других групп
Определите, какие методы изучения природы вы использовали (запишите в таблицу).
Оцените работу каждого члена группы, поставив ему (ей) оценку по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
Т
число __.__.___
ема урока: «Увеличительные приборы»
Цель урока: Изучить строение и научиться работать с увеличительными приборами.
Форма урока: Лабораторная работа «Изучение строения увеличительных приборов»
Оборудование: ручная лупа, микроскоп
Ход работы:
Рассмотрите ручную и штативную лупы. Найдите основные части, узнайте их назначение.
Подпишите на изображении ручной лупы её основные части (смотри на обороте)
Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.
Установите микроскоп так, чтобы зеркало находилось против источника света.
Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет.
Поставьте в рабочее положение объектив малого увеличения. Поворачивая револьвер обратите внимание на лёгкий щелчок. Если, вы услышали этот звук, значит, револьвер зафиксировался.
Изучение любого объекта начинается с малого увеличения. Поднимите объектив малого увеличения над столиком на 0,5 см. Затем, глядя в окуляр левым глазом, вращайте зеркало до момента установления хорошей освещённости в поле зрения микроскопа.
Поместите на предметный столик объект покровным стеклом вверх, так чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.
Закрепите предметное стекло зажимами.
Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива находился на расстоянии 2мм от препарата.
Смотрите в окуляр одним глазом.
Глядя в окуляр, при помощи винта медленно поднимайте тубус, пока до тех пор, пока в поле зрения не появится четкое изображение объекта.
После работы микроскоп приведите в нерабочее положение.
Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам!
Подпишите на изображении микроскопа основные части (Смотри на обороте)
В свою рабочую тетрадь перенесите таблицу «Строение и функции микроскопа», заполните пустые ячейки.
Оцените работу каждого члена группы по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
Ручная лупа
Микроскоп
Строение и функции микроскопа
Часть микроскопа | Функции |
Окуляр | |
Объектив | |
Тубус | |
Штатив | |
Предметный столик | |
Зажим | |
Регулировочный винт | |
Зеркало | |
Т
число __.__.___
ема урока: «Строение клетки»
Цель урока: Изучить строение клетки. Научиться работать лабораторным оборудованием, приготовлять микропрепарат.
Форма урока: Лабораторная работа «Знакомство с клетками растений»
Оборудование: ручная лупа, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, готовые микропрепараты.
Ход работы:
Ознакомьтесь с инструкцией по технике безопасности при выполнении лабораторных работ.
I. Требования безопасности перед началом работы
1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.
2. Приготовьте рабочее место: освободите его от посторонних предметов.
3. Не загромождайте проходы портфелями и сумками.
II. Требования безопасности во время работы
1. Точно выполняйте все указания учителя в отношении соблюдения порядка действий.
2. Соблюдайте осторожность при работе с лабораторным оборудованием.
3. Приступайте к работе только тогда, когда убедитесь в исправности и целостности лабораторного оборудования.
4. Не берите без разрешения учителя оборудование с других рабочих мест, не вставайте с рабочего места и не ходите по кабинету во время эксперимента.
5. Не выносите из кабинета лабораторное оборудование.
III. Требования безопасности после окончания работы
1. По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок.
2. После окончания работы обязательно вымойте руки с мылом.
3. Не выходите из кабинета без разрешения учителя.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. В случае выявления неисправностей в лабораторном оборудовании немедленно остановите работу и оповестите об этом учителя.
2. В случае травмы сразу же обратитесь к учителю.
Ознакомьтесь с требованиями к выполнению оформлению лабораторных работ.
1. Внимательно прочтите название и цель работы.
2. Проверьте наличие оборудования и материалов.
3. Ознакомьтесь с последовательностью работы.
4. Запишите в тетради дату, название работы.
5. Выполните предложенные задания, ответьте на поставленные вопросы.
6. Результаты зафиксируйте в тетради
7. Сформулируйте выводы.
Приступайте к выполнению:
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы
Задание 1
1
. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 1). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23учебника.
Рис.1 Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
3
. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 2).
1. Клеточная стенка
2. Цитоплазма
3. Вакуоли
4. Ядро
Рис. 2. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Задание 2
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа элодеи. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесите таблицу в свою рабочую тетрадь. Заполните таблицу
Основные части клетки | Функции частей клетки |
Клеточная стенка | |
Цитоплазма | |
Вакуоли | |
Ядро | |
Хлоропласты | |
Оцените работу каждого члена группы по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
Т
число __.__.___
ема урока: «Ткани растений и животных»
Цель урока: Изучить строение и функции тканей растений и животных
Форма урока: Практическая работа
Оборудование: учебник
Ход работы:
Изучите текст учебника §5, с. 21-23. Ознакомьтесь с понятиями «Ткань» и «Межклеточное вещество».
В свои рабочие тетради перенесите таблицы и заполните их, помогая друг другу. Используйте материал учебника.
Таблица 1. «Ткани животных»
Название ткани | Количество межклеточного вещества | Какие части тела образует |
| | |
| | |
| | |
| | |
Таблица 2. «Ткани растений»
Название ткани | Из каких клеток состоит | Где находится | Какую функцию выполняет |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Если материала учебника не достаточно, можно обратиться к интернет ресурсам.
Оцените работу каждого члена группы по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
Т
число __.__.___
ема урока: «Химические вещества клетки»
Цель урока: Изучить химический состав клетки
Форма урока: Практическая работа
Оборудование: учебник
Ход работы:
Просмотрите демонстрационные опыты показанные учителем.
Используя материал учебника §6, выполните задания:
I задание:
Вставьте пропущенные слова и закончите фразу (в групповой тетрадке)
В первом опыте, при нагревании пробирки с семенами, на стенках пробирки появились …….., потому что………..
Во втором опыте, при продолжении нагревания пробирки с семенами, появился ……., потому что……….
В третьем опыте, при промывании комочка теста, в марле остается клейкая тягучая масса, это …………
В четвёртом опыте, при добавлении в мутную воду капельки йода, она окрасилась в ……, потому что……………
В пятом опыте, при попадании йода на кусочек картофеля он окрасился в ………, потому что……………
В шестом опыте, при раздавливании семени, на листе остаётся ……, потому что…………….
II задание
Заполните схему (в групповой тетрадке)
Х
имический состав клетки
_
____________________ _______________________
____________ ______________ _________ __________ __________
III задание
Заполните таблицу. Опишите роль химических веществ (в рабочих тетрадях).
Название вещества | Роль вещества |
Вода | |
Минеральные соли | |
Белки | |
Углеводы | |
Жиры | |
Оцените работу каждого члена группы по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
Т
число __.__.___
ема урока: «Царства живой природы»
Цель урока: Познакомиться с основами классификации живой природы. Вспомнить царства живой природы. познакомиться с особой формой жизни – Вирусами.
Форма урока: Практическая работа
Оборудование: учебник
Ход работы:
Используя материал учебника, §8 дайте ответы на вопросы и выполните задания.
Какое количество животных открыто и описано учёными на Земле?
________________________________________________________________
Что помогает упорядочить знания о живых организмов?
________________________________________________________________
Что является основной и наименьшей единицей классификации?
________________________________________________________________
Составьте интеллект карту о царствах живой природы (задание выполняйте на обратной стороне листа)
Охарактеризуйте самых маленьких обитателей нашей планеты:
Размеры__________________________________________________
Как устроены вирусы _______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Роль вирусов________________________________________________
_____________________________________________________________________
Приведите примеры вирусных заболеваний человека_______________
_____________________________________________________________________
Как использует человек «полезные» вирусы ______________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцените работу каждого члена группы по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
число __.__.___
Тема урока: «Бактерии»
Цель урока: Познакомиться со строением и жизнедеятельностью бактерий
Форма урока: Практическая работа
Оборудование: учебник
Ход работы:
Ознакомьтесь с материалом учебника §9,10
Отметьте на рисунке основные структуры бактериальной клетки.
Ответьте на вопросы
Выберите ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ответ:
1. Бактериальная клетка отличается от растительной: а) наличием цитоплазмы б) наличием оболочки в) отсутствием оформленного ядра г) наличием вакуоли 2. Бактерии – паразиты питаются: а) органическими веществами живых организмов б) органическими веществами отмерших организмов в) неорганическими веществами г) водой и минеральными солями 3. Образование спор у бактерий – это: а) способ размножения б) способ питания в) способ деления г) способ выживания в неблагоприятных условиях 4. В пищевой промышленности для получения простокваши и сметаны используются: а) болезнетворные бактерии б) бактерии гниения в) клубеньковые бактерии г) молочнокислые бактерии 5. Вещество, в котором происходят все процессы жизнедеятельности бактерии: а) цитоплазма б) протоплазма в) клеточное вещество г) ядерное вещество | 6. Бактерии – это: а) многоклеточные организмы б) одноклеточные организмы без ядра в) клетка, имеющая ядро г) клетки только круглой формы 7. Бактерии – сапрофиты питаются: а) органическими веществами живых организмов б) органическими веществами отмерших организмов в) неорганическими веществами г) водой и минеральными солями 8. Большинство бактерий размножаются: а) спорами; б) делением клетки; в) с помощью особых половых клеток; г) вегетативно. 4.Верхний, защитный слой бактерии называется: а) оболочка б) мембрана в) капсула г) цитоплазма 5. Для квашения капусты и засолки огурцов используются: а) болезнетворные бактерии б) бактерии гниения в) клубеньковые бактерии г) молочнокислые бактерии |
Ответьте на вопросы (дайте развёрнутый ответ)
Почему бактерии выделили в отдельное царство?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему бактерии сохранились до наших дней?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При скорости размножения бактерии за 5 суток могут размножиться до такой массы, что возможно заполнят все водоемы на Земле. Почему этого НЕ происходит?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему жизнь на Земле НЕ возможна без бактерий?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие группы бактерий различают, в зависимости от внешнего вида (формы)?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцените работу каждого члена группы по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
число __.__.___
Тема урока: «Растения»
Цель урока: Познакомиться с классификацией растений, их характеристикой. Научиться, на основе признаков, распределять растения по группам,
Форма урока: Практическая работа
Оборудование: учебник, изображения растений.
Ход работы:
Используя материал § 11, выполни задания:
I задание: ответьте на вопросы
Как называют исторически сложившуюся совокупность всех растений?
______________________________________________________________________
На что способны растения благодаря зелёному пигменту хлорофиллу?
_____________________________________________________________________
Откуда произошло название – растения?
______________________________________________________________________
Какие организмы входят в царство Растения?
______________________________________________________________________
Какие растения относят к группе цветковых растений?
______________________________________________________________________
В чем главное отличие голосеменных растений от цветковых?
______________________________________________________________________
Какие растения много миллионов лет назад были гигантскими?
_____________________________________________________________________
Как называются растения, обитающие в воде, и чем они отличаются от наземных растений?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
II задание:
Заполните схему строки 1-4 (смотри на обороте листа)
Распределите растения, изображённые на рисунках.
По каким признакам вы смогли это сделать?
Запишите свои примеры растений.
Оцените работу каждого члена группы по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
РАСТЕНИЯ
Цветковые растения
Голосемянные растения
Мхи, папоротники, хвощи, плауны
Водоросли
Название растений
Название растений
Название растений
Название растений
Строение тела
Строение тела
Строение тела
Строение тела
Чем размножаются
Чем размножаются
Чем размножаются
Чем размножаются
Практическое значение
Практическое значение
Практическое значение
Практическое значение
кипарис
кипарис
роголистник
орляк
лиственница
подсолнечник
риччия
берёза
сосна
сосна
кедр
раффлезия арнольда
ламинария
валлиснерия
сфагнум
плаун булавовидный
хвощ полевой
число __.__.___
Тема урока: «Животные»
Цель урока: Познакомиться с классификацией животных, их характеристикой. Научиться, на основе признаков, распределять животных по группам,
Форма урока: Практическая работа
Оборудование: учебник, изображения животных.
Ход работы:
Используя материал § 12, выполни задания:
I задание: ответьте на вопросы
Как называют исторически сложившуюся совокупность всех животных?
______________________________________________________________________
По каким признакам животные отличаются от растений?
_____________________________________________________________________
Откуда произошло название – фауна?
______________________________________________________________________
Какие организмы входят в царство Животные?
______________________________________________________________________
Какие растения относят к группе одноклеточные животные?
______________________________________________________________________
Назовите самые обширные группы среди многоклеточных животных?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
II задание:
Используя материал учебника, заполните таблицу (смотрите на обороте)
Распределите животных изображённых на рисунках
По каким признакам вы смогли это сделать?
Оцените работу каждого члена группы по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
Название группы | Название подгруппы | Где обитают | Признаки | Название животных | Свои примеры |
Черви | | | | | |
Моллюски | | | | | |
Иглокожие | | | | | |
Членистоногие | Ракообразные | | | | |
Пауки | | | | |
Насекомые | | | | |
Хордовые | Рыбы | | | | |
Земноводные | | | | |
Пресмыкаю-щиеся | | | | |
Птицы | | | | |
Млекопитающие | | | | |
число __.__.___
Тема урока: «Грибы»
Цель урока: Познакомиться с классификацией грибов, их строением и жизнедеятельностью.
Форма урока: Практическая работа
Оборудование: учебник.
Ход работы:
Используя материалы учебника § 13, а так же материалы домашнего задания, выполните следующие задания.
I задание: Ответьте на вопросы и выполните задания:
Почему грибы относят к группе эукариоты?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему грибы занимают особое положение в живом мире?
______________________________________________________________________
Назовите признаки сходства грибов с растениями.
______________________________________________________________________
Назовите сходства грибов с животными.
______________________________________________________________________
Как называется тело гриба и чем оно представлено и что образует?
______________________________________________________________________
Заполни схему, ответив на вопрос: На какие группы делятся грибы по способу поглощения органических веществ?
Г
рибы – гетеротрофы
Примеры
Примеры
Примеры
Примеры
Что называют – грибокорень? Приведите примеры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
II задание: Кратко опишите строение и значение грибов:
Шляпочные грибы – _______________________________________________
______________________________________________________________________
Плесневые грибы – ________________________________________________
______________________________________________________________________
Одноклеточные грибы –____________________________________________
______________________________________________________________________
Придумайте и составьте кроссворд о грибах (с вопросами)
Оцените работу каждого члена группы по пятибалльной шкале.
№ п/п | Фамилия имя члена группы | оценка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |